«Главный герой» Н. Г. Чернышевского icon

«Главный герой» Н. Г. Чернышевского



Название«Главный герой» Н. Г. Чернышевского
Дата конвертации01.10.2012
Размер25.12 Kb.
ТипДокументы
источник

«Главный герой» Н. Г. Чернышевского

«Рахметовы - это другая порода, - говорит Вера Павловна, - они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь».

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» - роман о новых людях, об их новой жизни, плавно переходящий в социальную утопию. Чернышевский задается вопросом: что делать? Как прийти к тому светлому царству будущего, о котором мечтают его герои? Необходимо изменить себя, и тогда станет возможным построить любое, самое справедливое общество. Чернышевский нашел своего положительного героя, с которого нужно «делать жизнь». Это Рахметов.

Рахметов стал в романе образцом развитого человека, внутреннее развитие которого было согласовано с идеями социализма. На сегодняшний взгляд, Рахметов стал для Чернышевского воплощением и глубоко личных чаяний. Чернышевский чувствовал свою неполноценность в высшем обществе, так как был при всей своей образованности человеком «неотесанным». Ему не удалось получить рафинированного образования, из-за чего писатель втайне переживал. Потому он и сделал Рахметова аристократом, порвавшим со своим классом и отказавшегося от привилегий, в том числе и от гуманитарной образованности. Вся его жизнь подчинена другим целям, а прочее вроде бы и не требуется. Критики писали: «Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни».

Рахметов учится и работает у себя на родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым. Фактически Рахметов ставит «трудовое образование» выше академического и неустанно совершенствует себя в этом направлении.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Порой это принимает причудливые формы. Так, он пытался спать на гвоздях - этот эпизод стал хрестоматийным. Рахметов вообще обладал множеством отличительных черт, странных для стороннего наблюдателя. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. «Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, но таких одержимых людей мало; но они в ней - теин к чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли». Так говорит Чернышевский о породе «новых людей», среди которых Рахметов - первый.

Однако, как мне кажется, описывая несомненно положительные качества Рахметова, Чернышевский умалчивал об их оборотной стороне. Безразличие к себе рождает безразличие к другим, стремление к великой цели нивелирует жизни окружающих; люди вроде Рахметова творят великое добро, но вместе с тем и великое зло. Было бы лучше, если бы люди при стремлении к великой цели не забывали о порядочности, любви к ближнему (ко всем, не только нужным или угнетаемым), о красоте.




Похожие:

«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconГлавный вопрос Н. Г. Чернышевского с легкой руки Н. Г. Чернышевского и Герцена главными философскими вопросами в России стали вопросы «кто виноват?»
«что делать?» в определенных кругах был отнюдь не праздным. Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского icon«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского) Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconМое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорину. Между тем если бы кто-нибудь написал книгу, главный герой которой представлял бы собой отображение современных пороков,...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconОтношение автора к теории Родиона Раскольникова
Главный герой романа Достоевского Родион Раскольников задавлен бедностью, вынужден оставить университет из-за отсутствия средств...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconТайны «монастырского приюта»
Тайна связана и с блуждающим по ночам карликом. Увлекательные коллизии в романе переплетены друг с другом, буквально в каждой главе...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconФилософская сатира в комедии «Ревизор»
Почему это происходит? Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои жители...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского icon«Что делать?» роман о «новых» людях Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» написан в 1863 г. Он стал настольной книгой молодых людей того времени. На нем воспитывалось...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconТема рассказа, его сюжет, композиция, смысл названия. Описано ли происшествие, случай или целый этап в жизни героя?
Главный герой и его взаимоотношения с другими людьми, с миром. Что меняется в герое на протяжении рассказа? Каково авторское отношение...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconХлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта
А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого...
«Главный герой» Н. Г. Чернышевского iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы