М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка icon

М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка



НазваниеМ. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал неприм
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.67 Kb.
ТипСказка
источник

Народ и самодержавие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры («Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик»). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, обнажают ее.

Одним из важнейших приемов при характеристике социальных типов в сказках Салтыкова-Щедрина является аллегория. Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям образы. Хозяева жизни представлены в образах хищников: медведей, орлов, волков.

Собирательные образы обладают удивительными свойствами: они включают в себя целые социальные пласты, слои и прослойки общественного организма. Писатель пытается уловить нечто общее, типичное для той или иной группы людей.

Почти во всех сказках образ русского мужика обрисован автором с любовью, наполнен несокрушимой мощью, благородством. Мужик у Щедрина честен, прям, добр, сметлив и умен. Он может все: раздобыть пропитание, сшить одежду. Он покоряет природную стихию, шутя переплывает «океан-море».

Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими ничтожествами по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они убоги духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы.

Устами своих героев Щедрин прямо излагает собственное представление о современном ему социальном устройстве: «Орлы хищны и плотоядны - живут всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают». С этих слов начинается сказка об «Орле-меценате», они как бы сразу раскрывают перед читателем характерные обстоятельства из жизни царственного орла и дают понять, что речь идет совсем не о птицах. Орел «нарядил в кандалы» и «заточил в дупло навечно» грамотея-дятла, уничтожил соловья за его вольные песни, разорил ворон-мужиков. Это привело к тому, что вороны взбунтовались и оставили орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком», - многозначительно заключает сатирик.

Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней описаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один - мелкими, «срамными» («чижика съел»), другой - крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин не жаждал «кровопролитиев». Наученный опытом истории, он повел либеральную политику. В течение многих лет получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужиков - и они расправились с «воеводой».

Погибли все, кто, избегая борьбы, всю жизнь прятался от неумолимого врага или покорно подчинялся, - гибнут и самоотверженный заяц, и карась-идеалист, и премудрый пескарь.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные.

Салтыков-Щедрин показывает, что сопротивление возможно. Особенно ясно это прослеживается в сказке «Медведь на воеводстве», когда Правитель Топтыгин своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения - и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру». М. Е. Салтыков-Щедрин пытается найти истоки освобождения в самом народе, но сомневается в том, что народ сумеет осознать свою силу, а главное - использовать ее себе на благо. Помочь народу в этом - вот основная задача писателя.




Похожие:

М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconИстория жизни М. Е салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconАнализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 год
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconЖизненный путь Иудушки (роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки это путь постепенной...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconНад кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)
Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. «Я вырос на лоне крепостного...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconМ. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказка
Наверное, нет ни одной темной стороны российской действительности того времени, которая не была бы каким-нибудь прямым или косвенным...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconВызывает ли у читателя жалость герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Иудушка Головлев? В романе «Господа Головлевы»
В романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыков-Щедрин нарисовал собирательный образ представителей правящего помещичьего класса в лице...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconПочему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconПроверочный тест №4 по теме
«Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconМ. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Сказка
Сказка один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы...
М. Е. Салтыкова-Щедрина > М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказка iconСмысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города»
Вставляя знаменитых историков Костомарова и Соловьева, Щедрин не забыл и про своего приятеля Пыпина, что придает тексту некое достоверное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы