Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города»
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» icon

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города»



НазваниеСмысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.53 Kb.
ТипДокументы
источник

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»

«История одного города» для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. «История одного города» - вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то, что здесь он добрался до верхов власти, вместо провинциальных чиновников более ранних «Губернских очерков». Вместо «...очерков» появляется более объемная и полновесная «История...». Так мы пришли к значению первого слова в названии. Подчеркивая в произведении, что это не просто повествование, а именно История, Салтыков-Щедрин прибегает к пародии. Во времена Щедрина «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» и «Слово о погибели земли Русской» были каноническими произведениями. Поэтому, сатирик был вынужден очень осторожно пародировать их. Например, начиная повествование от архивариуса, он пишет: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, рассекаться мыслью по дереву, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и преподобный тот камень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло». Вставляя знаменитых историков Костомарова и Соловьева, Щедрин не забыл и про своего приятеля Пыпина, что придает тексту некое достоверное псевдоисторическое звучание, одновременно указывая на современную, почти фельетонную трактовку истории.

Но на этом не заканчивается пародия на исторические тексты. Почти сразу за подражанием «Слову о полку Игореве» следует густой и сложный пассаж по мотивам «Повести временных лет». Щедринские головотяпы, гущееды, долбоженики, рукосуи и куралесы очень напоминают полян, радмичей, дулебов, древлян и кривичей Нестора. Историческая серьезность и драматизм призвания на Русь князей в мире Щедрина становится несерьезной историей. Ибо мир головотяпов - мир зазеркальный. Все у них происходит наоборот: и князья не идут княжить, а который соглашается, посылает вместо себя вора-новатора.

И строится «преестественно украшенный» город Глупов на болоте в унылом до слез пейзаже. «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!» - возвышенно восклицает романтический автор «Слова о погибели земли Русской».

История Глупова - противоистория. Она смешная, гротескная и пародийная, но гротескная и пародийная не в меру, так как меры здесь просто нет, а смешная сквозь слезы, ведь это - история земли Русской. Глупов не просто город. Однажды узнав, что он основан на болоте, потом мы читаем, что «родной наш город Глупов имеет три реки, и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается». Парадоксальна и социальная характеристика: то это уездный городишко, то чуть ли не столица, то вдруг становится затерянным в глуши селом. Таким образом, город Глупов - собирательный образ всей России. Вот мы получаем отклик на еще одну известную книгу - «Историю государства Российского» Карамзина. Но список пародий почти бесконечен, потому что Салтыков-Щедрин пародировал всех и вся, не щадя ни истории прошлого, ни современности.

После разгрома историков древности, Щедрин принимается за современников. По их стилю и подобию он строит историю «по царям». Но историю Глупова нельзя было написать по другому, ведь вся их история - смена одного градоначальника другим. Так, горько усмехаясь, он осуждает народ, надеясь, однако, на лучшее. Интересно, что головотяпы не меняются в течение всей книги. Они слепо верят градоначальникам, терпят их, смещают и снова чествуют такого же. Русский народ никогда не учится на ошибках, как бы говорит автор.

Но несмотря на все испытания, которым жизнь подвергла Щедрина, он, озлобленный на весь мир, не теряет веры в добро и справедливость. Ведь это так необходимо каждому человеку!

Подводя итоги рассуждений, можно сказать, что «История одного города» - смешная и грустная пародия на историю России, город Глупов - собирательный образ всей земли Русской, а сами глуповцы - русский народ.

Так и смотрим мы до сих пор в это зеркало и узнаем в нем себя. Видимо, «История одного города» будет актуальна и понятна людям до тех пор, пока они не начнут учиться на своих ошибках, а это случится ой как не скоро!




Похожие:

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» icon«История одного города» как книга о современности «История одного города»
«История одного города», по собственному выражению Салтыкова-Щедрина, книга о современности. Писатель считал, что это книга о его...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconМ. Е. Салтыкова Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») «История одного города» это величайшее сатирическое полотно роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Закон
...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconТипы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города»
В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconДокументи
1. /История одного города.txt
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconИстория жизни М. Е салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconПроверочный тест №4 по теме
«Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconАлександро-Невского кафедрального собора
Главная площадь Волгограда. Её история – это история города русской славы, города-героя. С ней связаны огненные страницы Царицына...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconТипы правителей в «Истории одного города»
«Господа Головлевы», особенно в образе Иудушки, а служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в «Истории...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconОбразы животных в сказках Салтыкова-Щедрина
И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «в салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм,...
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» iconМероприятие Срок 1 Конкурс «История одного экспоната»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы