Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» icon

Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города»



НазваниеТипы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города»
Дата конвертации01.10.2012
Размер28.26 Kb.
ТипДокументы
источник

Типы градоначальников в «Истории одного города»

Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» беспощадно изображает российскую действительность. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор пользуется такими литературными приемами, как сатира и гротеск, полный намеков и недомолвок эзопов язык, открытая насмешка, ирония и сарказм.

Первый градоначальник, с которым сталкивается читатель на страницах произведения в главе «Органчик», - Д. В. Брудастый. Глуповцы встречают его радостно и восторженно, заявляя, что «новому правителю уже по тому одному должно быть отдано преимущество, что он новый». Под управлением этого начальника в городе закипает небывалая деятельность. Эта деятельность бессмысленна и бесполезна, она не приносит ни порядка, ни благоденствия жителям города - ничего, кроме вреда, но все прекращается, когда становится известно, что у Брудастого пустая голова, в которой находится органчик с двумя мелодиями.

Следующий портрет - градоначальник Двоекуров.

«Он ввел медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Начал различать два сорта сечения: сечение без рассмотрения и сечение с рассмотрением». Все его нововведения - сплошные глупости, не приносящие никакой практической пользы.

Далее негодование Салтыкова-Щедрина обрушивается на следующего героя - Василиска Бородавкина. Этот активный и неугомонный начальник начал «войны за просвещение», которые стали вершиной его ограниченной, бестолковой деятельности.

Он вводил различные указы: первый был за обязательное употребление горчицы, второй имел своей целью разъяснить глуповцам пользу от устройства под домами каменного фундамента, третий возник вследствие отказа обывателей разводить персидскую ромашку, и четвертый, наконец, был вызван разнесшимся слухом об учреждении академии.

Вполне естественно, что вместо академии был основан съезжий дом. На этом и закончились все «войны за просвещение».

Образ следующего градоначальника - Прыща - не менее интересен в своей никчемности и непригодности к каким-либо действиям. «Я человек простой-с и не для того сюда приехал, чтобы издавать законы-с. …у меня есть план …отдохнуть-с». Начальник оказывается бездельником и тунеядцем. В довершение следует сказать, что у Прыща оказалась фаршированная голова, которую с большим аппетитом чуть позже съел предводитель дворянства.

Символические образы пустой головы Брудастого с органчиком и фаршированной головы Прыща, используемые автором, служат для того, чтобы подчеркнуть вековую российскую беду: с головы, от начальников, правителей и руководителей, идет то зло, которое обрушивается на простой народ, делает его жизнь невыносимо пустой и тягостной.

Завершает ряд портретов градоначальников Угрюм-Бурчеев - «апофеоз» всех негативных черт и качеств.

Угрюм-Бурчеев предстает в произведении ярчайшим примером тупости, ограниченности и «идиотизма». Он ведет аскетический образ жизни, его удивляют любые проявления чувств и эмоций. Градоначальник Угрюм-Бурчеев - это само безличие, «отверженное и вполне успокоившееся в самом себе идиотство». Этот деятельный правитель все свои реформы проводит в соответствии со своей теорией нивелирования, уравнивания, что явно идет против людей и природы.

Идеал мироустройства для него - большая казарма, он хотел бы сделать жизнь людей строго однообразной, до предела распланированной, бессмысленной и совершенно лишенной радостей. Разумеется, современники тут же поняли, что за описанием Угрюм-Бурчеева скрывается вполне реальный прототип - Аракчеев.

Произведение оканчивается глубоко символичным образом - образом мистического «Оно», некоего смерча, сметающего все на своем пути. «Земля затряслась, солнце померкло... Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца... Оно пришло...».

Налетевшее на Глупов «Оно» стерло с лица земли Угрюм-Бурчеева, из чего можно сделать вывод о том, что природа русской души все же победит косность и тупость любых градоначальников.




Похожие:

Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconСмысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города»
Вставляя знаменитых историков Костомарова и Соловьева, Щедрин не забыл и про своего приятеля Пыпина, что придает тексту некое достоверное...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconПочему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconТипы правителей в «Истории одного города»
«Господа Головлевы», особенно в образе Иудушки, а служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в «Истории...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» icon«История одного города» как книга о современности «История одного города»
«История одного города», по собственному выражению Салтыкова-Щедрина, книга о современности. Писатель считал, что это книга о его...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconЭкзаменационные билеты по литературе, 8 класс Билет №1 Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка?» 2
Чего хочет достичь Салтыков-Щедрин в отрывке из «Истории одного города» «О корени происхождения глуповцев» сатирическими изображениями...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Дикий помещик
Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconМ. Е. Салтыкова Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») «История одного города» это величайшее сатирическое полотно роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Закон
...
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconИстория жизни М. Е салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин

Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconДокументи
1. /История одного города.txt
Типы градоначальников в «Истории одного города» Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» iconАнализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 год
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы