Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» icon

Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь»



НазваниеФольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь»
Дата конвертации01.10.2012
Размер25.98 Kb.
ТипРассказ
источник

Фольклорная основа рассказа А.П. Чехова «Степь»

Сюжет «Степи» очень прост. Маленький мальчик, сын купца, едет из деревни в город, чтобы поступить в гимназию. Ехать ему предстоит долго. Вместе с отцовским обозом он едет по длинной степной дороге где-то на юге России. Такое путешествие для него в новинку, он никогда раньше не покидал дом надолго. В дороге не происходит ничего необычайного, по существу она очень скучна, но для маленького человека, которому дорого каждое новое впечатление, она наполнена удивительным смыслом. Каждое явление он видит не так, как взрослые, и мы вместе с маленьким героем попадаем в полусказочный мир.

Этот мир близок тому древнему восприятию окружающего, какой был свойствен нашим предкам-язычникам. В нем все дышит тайной и легендой. И, хотя вещам и явлениям могут даваться самые необычайные объяснения, они не вызывают удивления. Для ребенка, как и для древнего человека, чудесное существует наряду с обыкновенным.

Вот природа русской степи. Раскаленное солнце так палит, что полдень лучше переждать, поспать на привале. Вокруг все выжжено, только самые стойкие травы вроде ковыля продолжают расти. В степи соединены жизнь и смерть: старые кости лежат у дороги, и тут же стоят столбиками забавные суслики, жаворонки поют. Глазу зацепиться решительно не за что, и когда появляется объект для постоянного внимания, он начинает представляться чем-то почти сверхъестественным.

Мальчик замечает вдали мельницу. Нам приходит в голову мысль о мельницах Дон Кихота, но мальчик еще не читал этой книги, и ему мельница просто кажется человечком, который машет руками. Он одушевляет мельницу, и в самом деле, она ведет себя необычно, будто заколдованная. Появившись на горизонте, она как будто отдаляется с той же скоростью, с какой приближается к ней обоз. Этот эффект знаком всем, кто путешествовал по степи.

На привале маленького путешественника снова ждет чудо. Обоз остановился перед холмом, а за ним крестьянка поет песню. Мальчику кажется, будто это трава поет жалобно и протяжно о том, как ей плохо родиться на свет красивой и зеленой, чтобы так скоро ее выжгло солнце. Здесь уже прямое фольклорное заимствование. В русских песнях часто употребляются сравнения такого рода. Обоз снова отправляется в путь.

С наступлением темноты сказка становится все интереснее. Появляются сказочные персонажи: Варламов, подобно «летучему голландцу», неуловимо мелькающий где-то в степях, так что никто не может его застать, и прекрасная графиня, которая ищет Варламова. Чехов не рассказывает нам всей истории этих случайно встреченных людей и оставляет нас заинтригованными, так же как остается в неведении мальчик. Он пытается вообразить себе историю этого загадочного Варламова, но быстро засыпает. Возможно, да и скорее всего, что Варламов - обычный оборотистый купец, вечно разъезжающий где-то, а графиня хочет занять у него денег, но для нас эта история остается загадочной и привлекательной. Воображается какая-то редкая любовная история или вовсе волшебный сюжет, который скорее всегда и приснится маленькому путешествующему мальчику.

В рассказе «Степь» Чехов еще раз показал, насколько интересными, необычными могут оказаться самые простые вещи, сколько красоты спрятано в обыденных и скучных вещах, сколько чудесного можно встретить на простой степной дороге, которая обычно навевает только скуку и утомление.

Чтобы показать читателю все эти богатства, Чехов прибегает к старому приему: он рисует все происходящее вокруг, ставя в центр композиции маленького мальчика, совсем еще ребенка - впрочем, достаточно взрослого для того, чтобы интересоваться всем и замечать все. Мир ребенка наивен, но в нем столько чудес, что неплохо бы и взрослым людям поучиться видеть их.

Чехов подметил близость фольклорного мировосприятия и мировосприятия ребенка. Анимизм, восприятие чудесного как обыденного и обыденного как чудесного - это общие черты детского и языческого восприятия, следы которого есть в фольклоре.




Похожие:

Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconПроверочный тест №7 по теме «Очерк жизни и творчества А. П. Чехова. Особенности стиля А. П. Чехова». «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и…»
...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconУрок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения
Обучающие: рассмотреть идейно-тематическое содержание рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», выявить причины и проявления хамелеонства...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconА. П. Чехова Предметом творческого исследования для Чехова служит непонятный и страшный порой мир человеческой души. В небольших по объему рассказ
В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. Каждая такая история...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconПоложение о всероссийском конкурсе «Читая Чехова» Цель
Дать возможность детям дополнительно, более внимательно познакомиться с творчеством А. П. Чехова
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconПриказ №328 р п. Степное о создании рабочей группы по организации деятельности школы с. Золотая Степь в целях организации работы новостроящейся школы в с. Золотая Степь в 2013 году
В целях организации работы новостроящейся школы в с. Золотая Степь в 2013 году приказываю
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconДокументи
1. /Биография Чехова/Биография Чехова.doc
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconУрок литературы в 8 классе. Тема: «Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье». Эпиграфы Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро
Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconЧитая Антона Павловича Чехова
Антона Павловича Чехова. Конечно, Антон Павлович не мог побывать во всех российских городах сразу. Но всякий, проходящий по улицам...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconСимвол вишневого сада в одноименной пьесе Чехова
Вишневый сад у Чехова образ сложный и неоднозначный. Он символизирует красоту жизни людей, вырастивших этот сад. Жизнь его хозяев...
Фольклорная основа рассказа А. П. Чехова «Степь» iconAmerica in brief митрофанова Т. А., учитель английского языка моу «сош с. Золотая Степь»
Митрофанова Т. А., учитель английского языка моу «сош с. Золотая Степь» Советского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы