Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Дата конвертации10.10.2012
Размер286.78 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса



«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/Бессонова Е.А./

протокол №___от «___»

_________201__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ 12»

_____________/Козырева О.В./

« »________________201__г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ №12»

_____________/Вилкова Е.В./

Приказ №__от « »____201__г.





Рабочая программа


педагога


^ МИШАРОВОЙ ЖАННЫ ИВАНОВНЫ


высшей квалификационной категории


по литературному чтению в 1 классе


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___ от

« »_________201__г.


2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12».

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который со­отнесен с идеалами прекрасного.

Стратегическая цель курса литературы - воспитание интелли­гентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к ок­ружающим людям, животным, природе), живущей «по законам кра­соты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, ЧТО читать, ориентируется в огромном мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется пред­ставление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и КАК читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, раз­витые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматри­вается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художе­ственного образа - это то. общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разо­браться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности худож­ника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется посте­пенное формирование общего представления об этом понятии как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно текущая цель курса - осознание учащимися осо­бенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Содержание данного курса литературы разработано на основе ди­дактических принципов,' направленных на оптимальное общее разви­тие каждого ученика, и является составной частью целостной дидак­тической системы Л.В. Занкова.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Лите­ратура способна дать широкую картину внешнего мира, ввести чело­века в сферу внутренней, духовной жизни, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить се­бя в слове - в целом повысить общую культуру личности.

Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внут­реннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, раз­витие их интереса к чтению и потребности в нем;

  • создание условий для постижения школьниками многоплано­вости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

  • развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (вы­разительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее, ребенку дошкольного возраста. Как, правило, дошкольник является слушателем и синкретическим твор­цом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, иг­ре. Курс литературы продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение чи­тательского опыта и литературного кругозора, формируется осознан­ная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач требует постоянного расширения читательско­го кругозора. Перед учеником должны развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методи­ки, не разрушающей процесс восприятия и понимания художествен­ного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямо­линейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литератур­ных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Методика работы с текстом учитывает:

    1. принципиальную целостность художественного образа, важ­ность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое про­изведением при восприятии;

    2. возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналити­ческой интерпретации деталей художественного произведения;

    3. необходимость сочетания понятийного отношения к прочитан­ному (различать явления литературы) и эмоционального (сопережи­вать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие уче­ника от своего растущего умения понимать ее).

Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их по­мощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически как инструментами, помогающи­ми понять художественный смысл произведения.

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе об­щего развития учащихся является общепредметной задачей. На уро­ках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Осознанное выразительное чтение вырабатывается при размыш­лении над особенностями текста в процессе его слушания и пере­читывания с различными целями. Литературный анализ текста позво­ляет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуля­цию речи, паузы, логическое ударение,(тембр и темп чтения, мимику, жесты.

Творческая речевая деятельность детей может проявляться в уст­ном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевти­ка работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны ху­дожественного образа и развития воображения.

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение».

На уроках литературы в 1 классе продолжается работа по разви­тию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобща­ются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но главное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественно­го образа на основе практического сравнения литературы художест­венной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейши­ми средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литерату­ры и фольклора, узнают авторов и их произведения. Практически ра­ботают со средствами выражения точки зрения автора. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, да­ют характеристику событиям; оценивают характеры героев. Выясня­ют смысл заголовка, находят сравнения, олицетворения, повторы, противопоставления, звукопись, рифмы.

^ Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства; полно­ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

^ Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

^ Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятель­ности; умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературного чтения в 1 классе отводится не менее 40 часов из расчёта 4 часа в неделю (после периода обучения грамоте), во 2,3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе (3 ч в неделю, 34 учебные недели).


^ Учебно - тематическое планирование


урока

Раздел,

тема урока

Количество часов

Формы контроля

^ Чтение наизусть

Проверь себя

Контрольная работа

1.

Глава 1. Книги - твои друзья

6

1

1




2.

^ Глава 2. Путешествие в мир Литературы

5




1




3.

^ Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной

5




1




4.

^ Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи

8

2

1




5.

^ Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель

8




1




6.

Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке

8

1

1

1



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.

^ Требования к уровню подготовки:

- уметь ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);


Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

^ Требования к уровню подготовки:

Иметь представления:

- об отличии художественного текста от научного;

- об отличии фольклорного текста от литературного;

- об отличии поэтического текста от прозаического;


^ Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра

загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказкицепочки).

^ Требования к уровню подготовки:

Иметь представления:

- о разнообразии малых жанров фолклора (потешка, прибаутка, песня, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка, частушка);

- об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

- о различных видах сказок (волшебных, бытовых, о животных).


^ Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

^ Требования к уровню подготовки:

Уметь

- понимать содержание прочитанного;

- определять персонажей и героев;

- находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка);


^ Обнаружение особых приемов выразительности в процессеанализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

^ Требования к уровню подготовки:

Уметь

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, эпитет);


Эмоциональный тон произведения. Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер.

Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).

^ Требования к уровню подготовки:

Уметь

- находить рифмы;

- отличать монолог от диалога;


Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир.

Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

^ Требования к уровню подготовки:

Иметь представления

- об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

- о различных видах сказок (волшебных, бытовых, о животных).


^ Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико_синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости)

подчеркивании случаев расхождения произношения и написания

слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.

^ Требования к уровню подготовки:

Учащиеся должны уметь:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 25-30 слов в минуту;

- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Первый год обучения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пос_

ловицы, загадки.

^ Русские народные сказки

«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина

избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»,

«Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси_лебеди», «Зимовье зверей».

^ Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».

Русские писатели и поэты

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин,

К. Бальмонт, И. Бунин;

Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья»,

К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».

^ Современная русская и зарубежная литература

К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс,

С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, В. Орлов, Н. Орлова, С. Пшеничных, Н. Ламм;

Н. Рубцов, Л. Друскин;

П. Неруда, японские трехстишия;

Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели»,

М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок),

Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное

становится явным», Ю. Коваль «Воробьиное озеро»;

Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок);

Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн

«Винни Пух и все_все_все» (отрывок), Д. Биссет «Под ковром».


^ Дополнительная литература

Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и козел»,

«Кот, петух и лиса», «Морозко», «Два мороза».

Сказки бр. Гримм «В стране небывалой», Ш. Перро «Золушка»,

«Кот в сапогах», «Мальчик_с_пальчик», Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».

Стихотворения: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой.

К. Ушинский Сказки, Л. Толстой Рассказы для детей, были:

«Котенок», «Пожарные собаки», «Два товарища», «Орел», Д. Мамин_Сибиряк Сказки, М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др. рассказы;

К. Паустовский «Кот_ворюга» и др. рассказы; Г. Скребицкий

Рассказы, Н. Сладков Рассказы, В. Бианки «Лесная газета»,

Э. Шим Рассказы, Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Дмитриев

Рассказы, Н. Носов Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей»,

В. Драгунский «Денискины рассказы», Л. Пантелеев «Честное слово», В. Голявкин Рассказы, Ю. Коваль «Алый», «Воробьиное озеро».

Стихотворения: Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков, Е. Благинина, И. Токмакова, Я. Аким, Ю. Мориц.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, Пес и Кот», Г. Остер «Задачи», «Котенок

Гав», «Вредные советы», сборник рассказов «Зарядка для хвоста»,

Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», С. Козлов «Ёжик в тумане», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Д. Биссет «Забытый день рождения», «Путешествие дядюшки

Тик_Так», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения

Голубой Стрелы», А. Милн «Винни Пух и все_все_все», А. Линдгрен

«Малыш и Карлсон», Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья»,

О. Пройслер «Маленькая Баба_Яга», «Маленький водяной»


^ Требования к подготовке учащихся в конце первого года обучения


Учащиеся должны иметь общее представление:

- об отличии художественного текста от научного;

- об отличии фольклорного текста от литературного;

- об отличии поэтического текста от прозаического;

- о разнообразии малых жанров фолклора (потешка, прибаутка, песня, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка, частушка);

- об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

- о различных видах сказок (волшебных, бытовых, о животных).


Учащиеся должны знать:

- наизусть 4 – 5 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

- авторов и название произведений, прочитанных в классе.


Учащиеся должны уметь:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 25-30 слов в минуту;

- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);

- понимать содержание прочитанного;

- определять персонажей и героев;

- находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка);

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, эпитет);

- находить рифмы;

- отличать монолог от диалога;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.


    ^ К концу первого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

^ Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для обучающегося:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2011;


^ Методическая литература:

Свиридова В.Ю.к учебнику «Литературное чтение 1 класс». Методические рекомендации к учебнику. — Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2010.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

 


^ ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Календарно-тематическое планирование

в 1 классе




урока



Тема

Страница учебника

Дата проведения урока

Корректировка даты




^ Глава 1. Книги - твои друзья (6 часов)










1

Что такое книга. Книга в нашей жизни.

С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения.

3-5

24.02.12




2

Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя.

«Под ковром» (По Д. Биссету).

6-7

27.02.12




3.

Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок).

8-9

28.02.12




4.

Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги.

10-11

01.03.12




5.

Ориентация в структуре книги.

В. Берестов «Читалочка».

12-14

02.03.12




6.

Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо».

15-17

05.03.12







Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов)




06.03.12




7.

Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы.

Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу»

18-21

09.03.12




8.

Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка.

Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские.

22-24

12.03.12




9.

Литературный герой, его имя, характер.

«Винни Пух и все-все-все», К. Чуковский «Барабек».

25-27

13.03.12




10.

Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание.

Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели».

28-31

15.03.12




11.

Различение научного и художественного текстов.

Проверь себя. М. Яснов «Радость».

32-33

16.03.12







Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)




19.03.12





12.

Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой.

Л. Толстой «Косточка».

34-35

20.03.12




13.

Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой.

Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался».

36-40

02.04.12




14.

Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко».

41-44

03.04.12




15.

Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова

«Секретики».

44-47

05.04.12




16.

Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя.

А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».

48-51

06.04.12







Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов)




09.04.12




17.

Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая.

И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…».

52-54

10.04.12




18.

Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа.

В. Драгунский «Друг детства».

55-59

12.04.12




19.

Определение эмоц. настроя стихотворения.

Поэтические сюрпризы.

М. Яснов «Горести-печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…».

59-62

13.04.12




20.

Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный прием.

В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…».

63-65

16.04.12




21.

Прием олицетворения в сказке.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки.

66-69

17.04.12




22.

Прием олицетворения в авторской поэзии.

А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень».

70-71

19.04.12




23.

Прием сравнения в загадке.

Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…».

72-74

20.04.12




24.

Характер литературного героя.

Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты).

75-79

23.04.12







Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)




24.04.12




25.

Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок.

Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…».

80-83

26.04.12




26.

Сказки о животных. Русская народная сказка.

«Лисичка-сестричка и Волк», «Кот и Лиса».

84-87

27.04.12




27.

Сказки о животных. Обобщение читательского опыта.

(Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг).

88-89

30.04.12




28.

Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и авторское стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы.

Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису».

90-93

03.05.12




29.

Поэтические приемы в стихотворении.

И. Бунин «Листопад».

94-95

04.05.12




30.

Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

96-99

07.05.12




31.

Народные и авторские сказки. Сказки разных народов.

«Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро.

100-103

08.05.12




32.

Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С. Михалков «Прививка», частушки.

104-107

10.05.12







Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)




11.05.12




33.

Характер героя в поэзии и в фольклоре.

В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор-герой-читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

108-113

14.05.12




34.

Различение художественного (сказочн.) и научн. текста. Научно-попул. литература.

К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою

возьму…».

114-117

15.05.12




35.

Поэзия в рассказе и стихотворениях.

М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики

мои…».

118-121

17.05.12




36.

Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия.

В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого.

122-125

18.05.12




37.

Характер героя в юмористическом рассказе и

стихотворении.

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…».

126-129

21.05.12




38.

Фантазия в авторском произведении.

Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка».

Контрольная работа.

130-133

22.05.12




39.

Изобразительные возможности поэтического произведения.

Ю. Мориц «Это да! Это нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…».

134-136

24.05.12




40.

Проверь себя. Что читать летом.




25.05.12









Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая рабочая программа по русскому языку ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1 им. Ф. Энгельса»
Осуществить внедрение методики нормативно – подушевого финансирования и стимулирования в моу «Уразовская средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Н. д угриновича, И. Г. Семакина и Ю. А. Быкадоров, что позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение на основе индивидуальных...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №39»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №39» функционирует 50 лет....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50» комитета по образованию города Барнаула
Моу «Средняя общеобразовательная школа №50» как средняя общеобразовательная школа была основана в 1988 году
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconАдминистрация ленинского района муниципального образования «город саратов» муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №75»
Положением о «Порядке приема граждан в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №75» Ленинского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconПравила предоставления муниципальной услуги «Зачисление в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59» города Кирова
«Зачисление в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59» города Кирова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconДоговор о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №9» поселка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
Общеобразовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» п. Бурсоль г....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса iconАналитическая справка по результатам работы моу «Школа №14» за 2008-2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» (с 01. 09. 2009г. «Основная общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы