Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» icon

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук»



НазваниеВоспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук»
страница1/4
Дата конвертации29.10.2012
Размер477.46 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде

всего - люди. Из них на первом

месте - родители и педагоги”

А.С.Макаренко


Концепция воспитания учителя начальных классов КОГОАУ «Лицей естественных наук» Дегтеревой Галины Дмитриевны


«К нам в класс после Нового года пришёл новый ученик Егорка Плотников. В начале всё в нашем городе Радости ему казалось странным, вёл он себя настороженно, потом стал задавать вопросы, и мы решили провести для него экскурсию. Но сначала показали ему наш фотоальбом. А пока рассказывали, сами вспоминали, как когда-то мы пришли в 1 класс нарядные, торжественные, с букетами цветов, с мамами и папами и, конечно, немного встревоженные от ожидания необычного, нового, что начиналось за порогом красивого школьного здания. Сейчас мы уже взрослые и учимся в 4 классе, и большинству из нас уже исполнилось 11 лет. Мы очень любим наш город Радости...»

Вот так мои четвероклассники знакомились с новым мальчиком, со своим новым другом. Они у меня такие разные, но всё же есть что-то неуловимое, что объединяет и делает их единым классным коллективом. И я тоже погрузилась в воспоминания.

2003 год, сентябрь. В среднюю общеобразовательную школу № 10 пришли вместе со своими родителями 32 ученика (16 мальчиков и 16 девочек) 1995/96 года рождения. Все они до школы посещали детский сад, а многие из них и студию развития «Росток» при нашей школе. Большинство ребят было из полных семей, за исключением двух учеников, что, согласитесь, редкость в наше время. В микрорайоне школы проживали почти две трети учащихся класса. Все эти факты, безусловно, повлияли на процесс обучения, воспитания и процесс формирования детского коллектива.

Мне, как классному руководителю, было необходимо узнать состояние психофизического здоровья моих первоклассников. По результатам медицинского обследования было установлено, что пять учащихся определены в первую группу здоровья, 24 – вторую и трое – третью. Дети, вошедшие в третью группу, часто пропускали занятия (по причине болезни), не всегда себя хорошо чувствовали на уроках в течение дня, быстро утомлялись. Их успеваемость была невысокой, а помочь им и дополнительно с ними позаниматься было невозможно, т.к. этому препятствовало состояние их здоровья. По данным психолога у 4 учащихся обозначилась высокая степень конфликтности по причине гиперактивности; у 8 – сохранялся достаточно долгое время высокий уровень тревожности. Обе группы детей нуждались в особом внимании и заботе.

Диагностические данные специалистов были дополнены результатами моих педагогических наблюдений за учащимися. Выяснилось, что почти у половины учащихся на начало обучения в первом классе был высокий уровень учебной мотивации, у четверти – допустимый и у остальных – низкий. Последняя группа учащихся находилась в состоянии неустойчивой адаптации к школе и, как выяснилось, именно эти ребята длительное время демонстрировали высокий уровень тревожности.

Познавательный интерес к основным школьным дисциплинам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир), изучаемым в первом классе, был сформирован на высоком уровне у 6 человек, на среднем – у 16 , на низком – у 10 учащихся. Однако самый любимый предмет у всего класса обозначился довольно быстро – математика. Это неудивительно, так как по данным более позднего исследования было установлено, что у 24 учащихся преобладает левополушарная направленность мышления. Первая встреча с родителями моих учеников показала, что в большинстве семей заинтересованно относятся к образованию ребенка и его интересам. Многие дети занимаются в спортивных секциях, музыкальных школах, в различных кружках и секциях учреждений дополнительного образования.

Классный коллектив формировался сложно, многоэтапно. В первом классе ребята долго не воспринимали класс как единый коллектив. Этому мешали изначально сложившиеся отношения внутри трех микрогрупп, в каждой из которых был свой лидер. Эти микрогруппы сформировались на основе трех показателей: посещение одного дошкольного учреждения, по месту жительства или по общим интересам. Кроме того, по данным психолога, определились две девочки, изолированные от участия в микрогруппах. На этом этапе было важно объединить ребят общей идеей, вовлекая лидеров микрогрупп и самих их участников в общеклассные дела. И, кроме того, важно было поддержать инициативу детей, не принятых в микрогруппы.

И всё это несмотря на то, что семьи учащихся создают впечатление вполне благополучных. По-видимому, отдавая приоритет общему развитию ребёнка, созданию для него комфортных условий (материальных), родители упускали вопросы нравственного развития ребёнка. Это моё предположение подтвердили результаты анкетирования родителей: нравственное воспитание находится на последней позиции. Кроме того, дети в опросах отмечали, что родители редко обсуждают с ними разные жизненные ситуации, мало общаются, не обсуждают прочитанное и т. д. Вывод: времени на нравственное воспитание ребёнка в семье не хватает, хотя ценностные ориентации в семьях учащихся вполне позитивные.

Итак, в классе обозначились основные проблемы:

  1. Уровень здоровья не позволяет всем учащимся достигать высоких показателей в обучении.

  2. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственных качеств группы учащихся повышает уровень тревожности в классе и тормозит процесс адаптации к школе.

  3. Эффективности формирования классного коллектива препятствует наличие микрогрупп и разобщенность учащихся.

В связи с обозначившимися проблемами сформулировала цель, над достижением которой шла работала в дальнейшем: воспитание и развитие свободной, талантливой, нравственной и физически здоровой личности, ощущающей себя частью коллектива. Для достижения этой цели в первую очередь мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

  2. Развитие интеллекта, любознательности, способности к самообразованию.

  3. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических возможностей.

  4. Воспитание общительности, понимание своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

  5. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям. Формирование нравственных представлений: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным.

  6. Формирование жизненно важных трудовых навыков.

  7. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

Перечислю принципы, которыми я руководствовалась при осуществлении воспитательной работы в классе:

  1. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

  2. Нет друга – ищи, а нашёл - береги.

  3. Красив тот, кто красиво поступает.

  4. Ум и здоровье всего дороже.

  5. Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Каждая школа имеет своё лицо. Педагогический коллектив нашей школы придерживается взглядов Л.И. Новиковой, В.А. Караковского и Н.Л. Селивановой, которые считают, что воспитание эффективно, если оно системно, и идей доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой о формировании отношений в контексте культурологического подхода. Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности через создание для этого благоприятных условий. И такие условия создают педагоги нашей школы, ученики и их родители, строя все вместе город Радости. Все выше перечисленное требовало интересной и красивой формы организации воспитательного процесса в классе, и мне пришла идея построить вместе с детьми свой дом в школьном городе Радости, где каждому уютно, и каждый достигает успеха (см. приложение 1.).

Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап воспитательного процесса. Здесь особенно важно не навредить, не поломать тонкую подрастающую душу ребёнка. Опорой в его школьном воспитании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека, столь пока ещё близкая ему. Я попыталась показать своим ученикам природу как дом человечества, о котором заботится каждый человек в городе Радости, в том числе и новый его житель – сам первоклассник.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру я заложила отношение к природе, которое стало исходным для последующего формирования отношения к миру и жизни. Мы с детьми вышли на свободное осмысление природы как ценности жизни и не только как объекта научного изучения, а как дома, в котором обитает жизнь разных форм, в том числе и человечества. Вместе с родителями мы стали обучать своих первоклассников умению наблюдать явления природы, умению вести себя в доме природы. Например, оценить красоту цветов, реки, бабочки, а также уметь уважать мир животных, не вторгаться без надобности в их природное существование, уметь замечать звёзды, восхищаться радугой. Дети учились общаться с живой природой в летнем загородном проектном лагере, во время пешеходных экскурсий по «Экологической тропе дендрария», на экологических играх, путешествуя по Вятскому краю. Вместе с ребятами мы выпускаем экологическую газету «Зелёная планета».

Согласно моей программе воспитания (см. приложение 2) мы вместе с родителями управляем процессом социально-психологического и общего духовного восхождения детей по ступеням в освоении, усвоении и присвоении ценностей культурной жизни: человек, жизнь, добро, истина, красота, общество, труд, здоровье. Формирование всех ценностей я осуществляла в системе. Каждое планируемое мною мероприятие было направлено на развитие личности каждого ребёнка в отдельности и на развитие коллектива в целом. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «забота о здоровье ребёнка – это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Я считаю, что деятельность, организованная на свежем воздухе, является для детей одним из наиболее важных источников здоровья. Поэтому первое, что я закладываю в концепцию – это здоровый образ жизни каждого моего ученика. Общение с природой, походы, путешествия, экскурсии, прогулки, выезды за город и в лес, подвижные игры на местности, спортивные развлечения на открытом воздухе – это именно те формы, которые не только помогают сохранить у детей интерес к нашему общему строительству дома в городе Радости, но и, самое главное, укрепить здоровье, физические, духовные силы и волю. Я привлекаю опытных специалистов (врачей, психологов) к проведению классных часов и занятий-практикумов, на которых дети учатся выполнять режим дня и соблюдать правила личной гигиены, что содействует формированию у ребёнка самодисциплины и ответственности за собственное здоровье. Приобщение младших школьников к физической культуре способствует облагораживанию воспитанников как внешне, так и духовно.

Недостаточно высокий уровень сформированности нравственных качеств – это вторая проблема, которую мне предстояло решить. По моему мнению, идеал красоты выражается в гармонии добра и человечности, великодушия и щедрости, мудрости и терпимости, правдивости и справедливости. Вместе с детьми мы рассуждали о добре и зле на классных часах, проводили акции милосердия «Дорога добрых дел». Создавая эмоционально-привлекательный фон и атмосферу игры на конкурсе «Сделай свой выбор», я насыщала его примерами, побуждающими воспитанников к разным эмоциональным переживаниям, которые служат для них предпосылкой к правильному восприятию жизненных проблем. Наивысшей наградой в данном случае служит чувство глубокого морального удовлетворения, радости от своего поступка и до конца выполненной игровой роли. Я приучаю своих детей разделять с другими людьми радость, горе, не оставлять нуждающихся без поддержки, наедине со своими проблемами и переживаниями. Естественное стремление детей к красоте развиваю с помощью цикла мероприятий, организованных с целью воспитания правильных представлений о прекрасном и безобразном, о душевной и внешней красоте через формирование художественного вкуса, привитие умений анализировать действительность и замечать прекрасное в обыденных предметах и явлениях. Общение с прекрасным на встрече с вятской сказочницей, организация персональных выставок моих учеников, проведение музыкально-литературных гостиных превращают их в художников, вдохновляют их к преобразованию и украшению будней, стимулируют к реализации собственного творческого потенциала. Ни один ученик класса не остался в стороне во время проведения фестиваля творчества жителей города Радости «Новогодний звездопад». Репетируя и выступая со сказкой, ученики пропускали через свою душу и сердце красоту, овладевали культурой чувств, осваивали основы возвышенного, прекрасного и изящного. Мои дети посредством художественно-творческой деятельности раскрепощаются, обретают уверенность в своих силах и возможностях, получают признание в среде товарищей. Поддерживая в ребёнке «великий огонь творчества», знакомя его с радостью творческой работы, я тем самым делаю его восприимчивым к великой радости быть успешным человеком в жизни.

Стало доброй традицией каждый учебный год начинать с фестиваля-конкурса «Её Величество - Семья», объединяющего разные поколения. У каждой семьи была возможность проявить свои творческие способности на конкурсе «Мама, папа, я – творческая семья», смекалку на интеллектуальных конкурсах, похвастаться спортивными достижениями, выставить уникальные коллекции, удивить семейным ремеслом и изучить родословную своей семьи. Этот фестиваль сплачивает семью и школу, учит детей уважать старшее поколение, приобщает к национальным традициям, воспитывает нравственную личность. И дальше в течение всего года родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятий. Такое организованное межвозрастное сотрудничество детей и взрослых помогает моим ученикам в ненавязчивой форме учиться у старших премудростям жизни, к тому же взрослые служат для младших школьников образцом и примером для подражания. Ключевым делом я обозначила программу «Ученик года», подразумевающую единство учебного и воспитательного процесса, где в течение года каждый ребёнок находился в непрерывном творческом процессе, участвовал в различных делах города Радости:

  • олимпийский многопредметный марафон города Радости;

  • игра «Самый умный»;

  • научно-практическая конференция жителей города Радости, защита проектов;

  • фестиваль сценического творчества «Новогодний звездопад»;

  • фестиваль компьютерного творчества «Цифровая волна»;

  • персональные выставки, концерты и выступления;

  • пополнение копилки «Добрых дел».

Во всех коллективных делах мы с ребятами руководствуемся принципом «Один и камень не поднимет, а миром гору перенесём». На протяжении четырёх лет поэтапно старалась передать детям организаторские полномочия, чтобы они становились субъектами деятельности. Приучала их видеть результат своих усилий, что развивало положительное отношение к классному коллективу как к сотоварищу деятельности. Работу с активом спланировала таким образом, что дети прошли все этапы от рефлексии до выдвижения новой цели. Основываясь на том, что коллективные дела, проведённые успешно, изменяют климат класса, сплачивают детей, я всё время привлекаю своих учеников к организации творческих дел. Только в коллективном деле хорошо виден продукт деятельности каждого ученика класса. Создавая портретную галерею нашего детского коллектива, работая над совместным проектом «Вот так мы живём», выезжая классом в загородный проектный лагерь, мы с детьми строим дом, в котором преобладают дружеские конструктивные отношения между его жителями. Главное в климате нашего дома – отношение. Отношение к человеку, отношение к выполняемому делу, отношение к событиям, происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям.

Вот так мы строим наш добротный дом, где всем интересно и весело, где в жару – тень, а в стужу – тепло и уютно, где каждый чувствует себя как рыба в воде. А стоит наш дом в городе Радости, который строит вся наша школа.

Для фиксирования и оценивания результатов воспитательной работы, проверки эффективности воспитательной системы, коррекции воспитательного процесса, я использую различные методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод создания ситуации поведенческого выбора, педагогические игры и т.д.

Результаты сравнительной диагностики «Здоровье учащихся» показали, что уровень заболеваемости детей с 1 по 4 класс снизился на 16,2%, все дети сохранили свою группу здоровья и количество учащихся с хроническими заболеваниями не увеличилось.




Анкетирование по занятости учащихся в различных секциях и кружках с 1 по 4 класс констатирует рост занятости детей в учреждениях дополнительного образования.




Формирование нравственных качеств отслеживалось мною по методике Е.Н. Щурковой «Акт добровольцев».




Для изучения психологического климата в коллективе ежегодно проводилась дактилограмма (В.Ю. Питюков, С.Э. Масс), результаты которой представлены в диаграмме.


На основании выше приведённых результатов различных диагностик можно сделать следующие выводы:

  1. благодаря системе работы по формированию ЗОЖ, снизилась заболеваемость учащихся, что привело к росту успеваемости;

  2. систематическая работа по нравственному воспитанию привела к снижению уровня тревожности каждого ученика в классном коллективе;

  3. воспитательная система позволила сформировать у детей единство ценностных установок, создать классные традиции, что привело к сплочению коллектива, в котором нет отвергаемых детей и комфортно всем.

Созданная мною система воспитательной работы органически вписывается в воспитательную систему школы. Благодаря поддержке родителей, коллег и общественности, система функционирует успешно.


Приложение 1.





равнобедренный треугольник 9
П р и р о д а
группа 41
Общество

Жизнь

Здоровье

Красота

Добро


Человек


Приложение 2.


Программа.


Аллея Здоровья. (Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.)

Зелёная аптека природы. Береги здоровье смолоду. Культура питания. Спорт любить – здоровым быть.

Формы работы:

  • Классный час: «Правильное питание – залог здоровья», «Компьютер - друг или враг», «Культура чтения».

  • Беседа: «Курить – здоровью вредить».

  • Клуб «Почемучка»: выпуск газеты «Зелёная планета».

  • Интеллектуальная игра: «В хоккей играют настоящие мужчины».

  • Занятие-практикум: «Секреты здоровья».

  • Пешеходная экскурсия: «Экологическая тропа дендрария».

  • День здоровья: «Русские игры и забавы», «Туристическая эстафета».

  • Спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья», участие в олимпиаде города Радости: турнир по футболу, турнир по пионерболу, турнир по шахматам, турнир по лёгкой атлетике.

  • Задание самому себе: составление режима дня, составление комплекса оздоровительной гимнастики.


^ Улица Мастеров. (Формирование жизненно важных трудовых навыков.)

Вятские промыслы. Очумелые ручки.

Формы работы:

  • Классный час: «Чти родителей и прародителей своих, сохраняй и почитай всё сохранённое ими», «Мои обязанности в семье»

  • Диспут: «Как избавиться от лени».

  • Мастер-класс: «Дымковская игрушка».

  • Выставка: «Дело мастера боится (выставка семейных ремёсел)».

  • Мастерская: «Новый год в городе Радости» (мастер-класс по флористике), «Приятный сюрприз для мамы» (лепка из солёного теста).

  • Акция: «Сделаем наш город чистым!», «Кормушки для птиц».

  • Занятие-практикум: «Обустроим наш кабинет», «Создание макета «Сделаем город Радости красивым!»

  • Экскурсия: «Дымковская игрушка» (художественный музей).

  • Экологический десант.




Бульвар Знаний. (Развитие интеллекта, любознательности, способности к самообразованию.)

Внимание. Память. Саморегуляция. Воображение. Мышление. Речь.

^ Формы работы:

  • Классный час: «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло», «Вятские гимназисты (о жизни дореволюционных гимназистов города Вятки)», «История города Радости (жизнь К.Э. Циолковского)».

  • Клуб «Эрудит»: подготовка к интеллектуальным конкурсам.

  • Круглый стол: «Как учить уроки (дети, родители, старшеклассники, учителя, психолог школы)».

  • День самоуправления.

  • Научно-практическая конференция жителей города Радости: защита проектов.

  • Фестиваль «Цифровая волна»: конкурсы на лучший авторский текст, художественную фотографию, рисунок, плакат, афишу, видеоролик, Интернет-страничку.

  • Интеллектуальная игра: «Самый умный».

  • Литературная гостиная: «Дети Великой Отечественной войны».

  • КТД: «Праздник школьного звонка», «Школа юного исследователя».

  • Многопредметный олимпийский марафон жителей города Радости.

  • Выставка: «Дело мастера боится (выставка семейных ремёсел)».

  • Мастерская: «Новый год в городе Радости», «Приятный сюрприз для мамы».

  • Акция: «Сделаем наш город чистым!»

  • Занятие-практикум: «Хронолёт (путешествуем во времени)», «Учимся планировать».

  • Тренинг: «Тренируем память», «Тренируем воображение», «Тренируем внимание».

  • Экскурсия: «Жизнь замечательных детей нашего края» (библиотека им. Пушкина), «Растительный и животный мир Вятского края» (краеведческий музей г.Кирова).

  1   2   3   4




Похожие:

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconУтверждена Экспертным советом при управлении образования и науки по вопросам научно-методического обеспечения инновационной деятельности в системе общего образования (Протокол №3 от 09. 12. 2010г.) Дополнительная образовательная программа
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconОпишите возможные сценарии поведения незнакомых людей
Большинство из них – обычные люди, которые не желают зла ни вам, ни вашим детям. Но, к сожалению, не всех незнакомцев можно назвать...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconРабочая программа по информатике ( 4 класс; 1 час в неделю) Составитель: Учитель начальных классов
Охватывает далеко не все игры, в которые играют люди
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconВнеклассное мероприятие игра для 4 класса по теме: «Все работы хороши»
«Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconДоклад на родительском собрании Воспитатель Моисеева Л. Ф
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconМы славим женщину, чье имя Мать!
И сколько ни броди по нашей необъятной Родине, все будешь находить что-нибудь новое, интересное. Но более всего интерес вызывают...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconАнкета-опрос
Многие люди любят путешествовать, но лишь некоторым из них удаётся объехать “шарик” полностью. Большая часть едет на запад, меньшая...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconПервоцветы окрестностей с. Поваренкино
Поэтому люди рвут букетики, а иногда и целые охапки и приносят их домой, не задумываясь порой, что жизнь букетика всего 2-3 дня,...
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги” А. С. Макаренко Концепция воспитания учителя начальных классов когоау «Лицей естественных наук» iconС. Куриловка 2010 Общие положения
Мо педагогов школы являются одной из форм методической работы в школе. Создается по циклам учителей начальных классов, филологов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы