География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель icon

География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель



НазваниеГеография 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель
Дата конвертации29.10.2012
Размер63.94 Kb.
ТипДокументы
источник

МОУ О(с)ОШ №6 г.Барнаула

Речкунова Татьяна Александровна,

учитель географии 2 квалификационной категории

География 8 класс

Тема: «Особенности природы Кавказа»


Цель: 1) Сформировать представления об особенностях природы Северного Кавказа средствами географии и литературы.

2) Совершенствовать умения учащихся работать с различными источниками географической информации.

3) Содействовать развитию самостоятельности суждений учащихся при решении познавательных задач.


Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник, фотографии с видами Кавказа, произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри», стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»


^ Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

-Сегодня мы начинаем изучение природы удивительного природного комплекса, которая вдохновляла многих писателей и поэтов для создания великолепных творений.

-На сегодняшнем уроке мы увидим, что литературные произведения М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина могут способствовать изучению этого региона. Я предлагаю вашему вниманию стихотворение М.Ю. Лермонтова. Оно подскажет, какой природный комплекс мы будем сегодня изучать.


(Чтение учителем наизусть)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелья гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!


-Итак, какой природный комплекс мы будем сегодня изучать7

(Ответы учащихся)

- Можете ли вы вспомнить литературные произведения, в которых описана природа Кавказа?

(Ответы учащихся)


-А как вы думаете какова цель нашего урока?

(Ответы учащихся)

-Таким образом, цель урока: Познакомиться с историей возникновения Кавказских гор, их географическим положением, с климатом Кавказа, наличием полезных ископаемых, особенностями рек.

(Ответы учащихся)


-Испокон веков люди стремились понять: какие силы создали это разнообразие и красоту?

Еще в 1834 г. поэт П.А. Катенин писал:


Цепь пресловутая воспетого Кавказа!

Творенье божье ты иль чертова проказа?


^ История образования гор.


-Когда и как образовались эти горы?

Давным давно, около 800-600 млн. лет назад дно мирового океана Тетис подверглось сильнейшему сжатию, складкообразованию, разрывам. В тех местах, где произошел разрыв земной коры, раскаленная магма поднималась на поверхность и образовалась кристаллическая глыба – ядро будущего Кавказа. Прошло 300 млн. лет и ядро Кавказа испытало поднятие, которое сопровождалось продольными и поперечными разломами. По образовавшимся трещинам снова поднималась магма и образуется ряд месторождений полезных ископаемых. (свинцово-цинковые, ртутные). В настоящее время горы продолжают расти со скоростью 10-13 мм/год, а самая высокая вершина достигла высоты 5642 м.

- Как называется эта гора?

( г. Эльбрус.)


Географическое положение.


-Давайте вспомним, где расположены горы Кавказ?

(На огромном перешейке между Черным и Каспийским морями. Это самая южная часть российской территории.)

- В каком направлении протянулись горы? Определите по карте.

( С северо-запада на юго-восток.)


Климат.


-А теперь по климатической карте определите, пожалуйста, в каких климатических поясах располагается природный комплекс?

(^ С.Кавказ – это область, расположенная на границе умеренного и субтропического поясов).

-А с какими государствами проходит граница России по Кавказу?

( С Грузией, Азербайджаном).


-В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Б.Кавказа. Часто Б.Кавказ представляют как единый хребет. На самом же деле это система горных хребтов. От Черного моря до г. Эльбрус – Западный Кавказ, от г. Эльбрус до г. Казбек – Центральный Кавказ, от г. Казбек до Каспийского моря – Восточный Кавказ.


^ Полезные ископаемые.

-А как вы думаете, какие полезные ископаемые имеются на Кавказе?

Определите, пожалуйста, по карте в атласе (стр.40-41) какими полезными ископаемыми богат Кавказ?

(- нефть и газ

- полиметаллические руды, медь, ртуть

- источники минеральных вод)

-Вблизи минеральных источников создавались курорты, давно получившие всемирную известность, - Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск. Между Кисловодском и Пятигорском обнаружено около 150 источников.

Пятигорск тесно связан с именем М.Ю.Лермонтова. В возрасте трех лет М.Ю.Лермонтов потерял мать. Жил и воспитывался он у бабушки. Отец навещал редко. Мальчик был болезненным ребенком, и бабушка возила его на Кавказ лечиться. Кавказ навсегда покорил сердце будущего поэта своей могучей красотой и величественностью.


^ Высотная поясность.

-Неоднократно кавказские горы посещал А.С.Пушкин. Его стихи многое могут рассказать о природе Кавказа. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ» и подумайте, какая природная закономерность прослеживается в стихотворении?

( Стихотворение читает учащийся наизусть)


Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов рожденье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

^ Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где ^ Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…


-Итак, какая природная закономерность прослеживается в стихотворении?

(Очень хорошо в этом стихотворении прослеживаются высотные пояса.)

- В горах Кавказа отчетливо выражена высотная поясность (откройте учебник на стр. 168 рис.66).

-Какой еще художественный образ представляется вам в стихотворении?

(Реки)


-Назовите наиболее крупные реки Кавказа.

(Наиболее крупные реки Кавказа – р.Терек и р.Кубань).

-Очень ярко и образно описывает реки Кавказа писатель И. Соколов-Микитов


Один из учащихся зачитывает описание реки.

«… Жутко взглянуть в головокружительную глубину, где, седая от пены, мчится с ревом река.

Стремительные горные реки. Как бы разгневавшись, в седой злобной пене бьются они о каменное русло. Необычная сила выражается в сокрушительном их потоке. Кружится голова, когда стоишь возле такой реки. Кажется, все проносится мимо с бешеной быстротой, ми, осыпаемый брызгами, ты один стоишь, укрепившись на камне. Разноцветная радуга висит над рекой…

Вот упало с кручи огромное дерево и мгновенно скрылось в пенящемся потоке. Как пустую соломинку, понесла его седая от пены река…»

-Какие характеристики рек Кавказа прослеживаются в этом отрывке?

(Ответы учащихся)

-А вот как описывает реки Кавказа М.Ю.Лермонтов в поэме «Мцыри»

(Стихотворение читает учащийся)


И было все на небесах

Светло и тихо. Сквозь пары

Вдали чернели две горы.

Наш монастырь из-за одной

Сверкал зубчатою стеной.

Внизу Арагва и Кура,

Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,

Бежали дружно и легко…

До них мне было далеко!


^ 3.Подведение итогов урока.

-Что мы изучали на сегодняшнем уроке? Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы учащихся)


Итоги урока мы подведем в процессе игры «Царь горы». Вам необходимо забраться на вершину горы – г.Эльбрус. Для этого вам придется ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы поднимаетесь на одну ступень выше.


  1. Когда началось зарождение Кавказских гор?

  2. Как это происходило?

  3. Назовите и покажите на карте максимальную высоту гор (какая высота)?

  4. Где расположены горы? В каком направлении протянулись Кавказские горы?

  5. Что входит в состав Кавказских гор?

  6. Какими ПР богат Кавказ?

  7. С какими государствами проходит граница России по Кавказу?

  8. Назовите крупные курорты Кавказа?

  9. К крупным рекам Кавказских гор относят…

  10. В каких климатических поясах располагается изученный ПК?

  11. Докажите, что Кавказ – это природный комплекс.






Сообщение оценок и предъявление домашнего задания.


Домашнее задание:


Ответьте письменно.

1.Вспомните, в каких кинофильмах ярко представлены особенности природы Кавказа.

2. На примере Северного Кавказа покажите влияние географического положения территории на особенности ее природы.

3. Объясните, почему С.Кавказ считается одной из крупнейших здравниц России.




Похожие:

География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconТема: Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население. Цели
Цели: Дать оценку эгп кавказа, определить особенности природных условий и природных ресурсов района, изучить национальный состав...
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconФ. И. О. преподавателя: Обухова С. В. Предмет: география 7 класс Четверть: ΙV
Тема II взаимодействие природы и обществаЗначение природных богатств для человека. Виды природных богатств
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconУрок Тема: Класс двудольные. Характерные особенности растений семейства крестоцветных. Цель: изучить характерные особенности семейства крестоцветных
Образовательная – охарактеризовать семейство крестоцветных как представителей овощных культур и многолетние травы
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconГеография России. Особенности природы и хозяйства России (12 часов)
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы 2011года. Под редакцией В. В. Воронковой
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconТема занятия: Типы экологических взаимодействий
Цель занятия: познакомить детей с различными типами взаимодействия живых организмов друг с другом и с окружающей их средой; выяснить...
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconТема: «Класс двудольные. Характерные особенности растении семейства крестоцветные». Цели урока: Изучить характерные особенности семейства крестоцветных.
Тема: «Класс двудольные. Характерные особенности растении семейства крестоцветные»
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconГеография. Входной контроль 8 класс
Выделять характерные особенности разных видов источников географической информации
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconУрок географии в 7 классе
...
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconТематическое планирование География 10 класс
Методическое обеспечение: учебник Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2008
География 8 класс Тема: «Особенности природы Кавказа» Цель iconТематическое планирование География 11 класс
Методическое обеспечение: учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2008
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы