Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников icon

Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников



НазваниеДиагностика развития речи у дошкольников и младших школьников
Дата конвертации07.11.2012
Размер53.49 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школь.doc
2. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школь.doc
3. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития памяти у дошкольников и младших школьни.doc
4. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьнико.doc
5. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика сформированности навыков учебной деятельности.doc
6. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Детские рисунки как проективная техника.doc
7. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Детские тайны открывает сказка.doc
8. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до.doc
9. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Почему родители не обращаются за помощью к психотерапевту.doc
10. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Рисуночная методика Моя семья.doc
11. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Сонные позы. Ночной индикатор.doc
12. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Тест Рисунок семьи.doc
13. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Тест-путешествие.doc
14. /диагностика развития/Диагностика развития личности и эмоционального состояния/Тест. Рисунок несуществующего животного.doc
Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников
Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)
Диагностика развития памяти у дошкольников и младших школьников
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников
Диагностика сформированности навыков учебной деятельности
Детские рисунки как проективная техника Графическое изображение уверенности и неуверенности
Детские тайны открывает сказка
Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до 6 лет Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет
Почему родители не обращаются за помощью к психотерапевту
Рисуночная методика "Моя семья"
Сонные позы. Ночной индикатор
И в этом ответе кроется ошибка. Мир детей не копия нашего взрослого мира. Это народец, который мыслит и развивается по своим закон
Тест-путешествие
Тест. Рисунок несуществующего животного

Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников

(от 3 до 10 лет)


Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).

Характерными особенностями являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.

Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи. от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

Развитие речи. Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.




Похожие:

Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие устной речи младших школьников
Виды работ по развитию устной речи младших школьников Заключение
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconУчебное пособие для дошкольников и младших школьников. Никитенко З. Н. Негневицкая Е. И. Просвещение 2009 10 г
Начинаем изучать английский язык. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconУтверждаю Директор мудод ддт логутенкова О. В. «15» апреля 2009 года Положение о Школе раннего развития «Почемучка»
Школа раннего развития для младших дошкольников, Школа дошкольников для старших дошкольников
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconЗагадка как средство развития мышления и речи дошкольников и младших школьников
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить...
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconПоложение о региональном туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального тура Российского Конкурса исследовательских работ и творческих проектов...
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconПоложение о деятельности «Академии речевой культуры дошкольников» мбдоу «Детский сад №5 «Аленка» I. Общие положения: «Академия культуры речи дошкольников»
«Академия культуры речи дошкольников» в мбдоу «Детский сад №5 «Аленка» (в дальнейшем «Академия») создана с целью обеспечения дополнительных...
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconРазвитие пространственных представлений в системе коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников
Пространственно-временные представления у школьников с нарушениями письменной речи 8
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconПоложение о III региональном заочном конкурсе детского творчества
Региональный конкурс «Возраст делу не помеха!» (далее – Конкурс) проводится с целью интеллектуального, творческого, эстетического...
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников iconПлан работы моу ншдс №3 гп терек на февраль 2012-2013 учебного года
Обеспечение оптимальных условий для развития личностных, творческих способностей дошкольников и младших школьников в изобразительной...
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников icon1 часть: «Совсем немного науки»
Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы