Технология развития критического мышления Зам директора по нмр icon

Технология развития критического мышления Зам директора по нмр



НазваниеТехнология развития критического мышления Зам директора по нмр
Дата конвертации02.02.2013
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


Технология развития критического мышления

  • Зам. директора по НМР

  • Бакланова Е.Ю.




Технология развития: «Технология критического мышления»

  • По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

















Модельные уроки.

  • Модель 1. Работа с повествовательным текстом, или так называемое чтение со стопами.

  • Учитель сообщает учащимся, что они вместе будут читать текст, и просит ребят не смотреть этот текст, когда его раздадут, потому что они будут читать его в группе и не стоит забегать вперед.

  • После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца учитель просит ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т. д.

  • После прочтения всего текста и ответов на вопросы, учитель предлагает ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения преподаватель просит учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать.

  • При подготовке такого урока у учителя могут возникнуть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, анализировали идеи, строили собственные предложения, этого от них требует поисковая деятельность. Эти вопросы можно взять из версии Сендерса таксономии вопросов Блума.



  • «Литература все же не зеркало, а скорее зазеркалье, где все может быть, как в жизни, и все-таки совсем не так. Поэтому, наверное, настоящее чтение – увлекательнейшее занятие. Ведь на каждом шагу – загадки.

  • А вы хотите их разгадать?»

  •  



И Бунин. Роман горбуна.

  • Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:







  • Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:



    • навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой,




Модельные уроки.

  • Модель 2. 6 шляп критического мышления.

  • Одним из наиболее интересных приемов можно смело назвать так называемые «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое:

  • 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

  • 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

  • 3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо).

  • 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

  • 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.

  • 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая.

  • Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель.





  • Наглый малый

  • Учащийся этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнopиpyeт ycлoвнocти и aвтopитeты. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, в пoвeдeнии пpивык opиeнтиpoвaтьcя на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на «грани фола», при этом болезненно переносит поражения. Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн. Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм, а также внyтpeннeй нeyдoвлeтвopeнности coбoй. Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной экcцeнтpичнocтью вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда бывают агрессивны, построены на мнимом превосходстве над сверстниками.



  • Шикарная девица

  • («Девицей» может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.)

  • Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее исключительно важной является оценка ее внешности значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу-вамп или в Наивную девочку. По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна к длительным привязанностям. Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. Читает (точнее — просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни. К учебе относится равнодушно, полагает, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится: проблемы решит богатый папа или в дальнейшем муж. Однако, будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится.



  • Серая мышка

  • Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей. Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.







  • Вулканы

  • Раскаленные докрасна,

  • Вырывающийся изнутри

  • Природная огненная топка

  • Ад










Похожие:

Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТехнология развития критического мышления
В данной методической разработке представлен опыт работы применения технологии развития критического мышления на уроках обж
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТехнология развития критического мышления
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного...
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТехнология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Что означает критическое мышление?
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconВсякое благо тому, кто научился учиться. Менандр. Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТема самообразования «Технология развития критического мышления на уроках математики в 1 классе» учителя начальных классов Стасенко Г. Н

Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconПриёмы технологии развития критического мышления в начальной школе
Сот) Технологии развития критического мышления (тркм), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной...
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconПедагогическая технология Технология критического мышления

Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconКласс 5 Тема: Основы проектирования. Проект «Игольница». Цель
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТехнология развития критического мышления п. Ф. Каптерев ( 1849-1922 )
«создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания»
Технология развития критического мышления Зам директора по нмр iconТехнология развития критического мышления
Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы