Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Дата конвертации30.12.2012
Размер289.15 Kb.
ТипИнструкция
источник

Единый государственный экзамен 2004 Биология 11 кл. (1 - / 15)

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Департамента

общего и дошкольного образования

Минобразования России


_______________________ А.В.Баранников


«_______» ___________________ 2003 г.


Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2004 г.



Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий.

Часть 1 включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 4 – с выбором трех верных ответов из шести, 2 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении заданий С1 – С3 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С4 – С6 – полный развернутый ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


^ Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А42) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1



Наука, изучающая два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость, –


1)

цитология

2)

селекция

3)

генетика

4)

эмбриология


A2


Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.


1)

Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2)

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3)

Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4)

Клетки эукариот обязательно имеют клеточную стенку.


A3


Набор хромосом в соматических клетках человека равен



1)

48

2)

46

3)

44

4)

23


A4


Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между



1)

аминокислотами

2)

азотистыми основаниями и дезоксирибозой

3)

фосфорной кислотой и дезоксирибозой

4)

комплементарными азотистыми основаниями


A5


Энергия солнечного света преобразуется в химическую в процессе



1)

фотосинтеза

2)

хемосинтеза

3)

дыхания

4)

брожения


A6


В основе формирования органов у многоклеточного организма лежит процесс



1)

мейоза

2)

митоза

3)

оплодотворения

4)

конъюгации


A7


Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1)

полиомиелита

2)

оспы

3)

гриппа

4)

ВИЧ


A8


Редупликация ДНК лежит в основе процесса



1)

размножения

2)

дыхания

3)

выделения

4)

питания


A9


С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром Дауна?


1)

генеалогического

2)

близнецового

3)

цитогенетического

4)

биохимического


A10


Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.


1)

АаХHY или ААХHY

2)

АаХHХH или АА ХHХH

3)

ааХhY

4)

ааХhХh


A11


Воздействие канцерогенов на организм человека способствует



1)

повышению иммунитета

2)

ослаблению иммунитета

3)

появлению вредных мутаций

4)

появлению полезных мутаций



A12



Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков и витаминов, называют


1)

биохимическим синтезом

2)

генной инженерией

3)

клеточной инженерией

4)

микробиологическим синтезом


A13



Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?


1)

вид

2)

род

3)

класс

4)

тип


A14


В процессе дыхания растения поглощают



1)

озон

2)

азот

3)

кислород

4)

углекислый газ



A15


Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных



1)

имеют корень, стебель, листья

2)

имеют цветок и плод

3)

размножаются семенами

4)

выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза



A16


Потовые железы, играющие большую роль в теплорегуляции, впервые появились у



1)

пресмыкающихся

2)

птиц

3)

млекопитающих

4)

земноводных


A17


Почему китов относят к классу млекопитающих?

1)

имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком

2)

имеют обтекаемую форму тела, легкие больших размеров

3)

передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты

4)

размножаются в воде, рождают крупных детенышей


A18


В свёртывании крови участвуют



1)

эритроциты

2)

лимфоциты

3)

лейкоциты

4)

тромбоциты


A19


Недостаток кальция и фосфора наблюдается в костях детей,



1)

часто болеющих гриппом

2)

перенёсших корь

3)

страдающих рахитом

4)

страдающих малокровием


A20



Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга человека, в котором располагаются центры речи?


1)

а

2)

б

3)

в

4)

г


A21



Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как железо способствует увеличению концентрации в крови


1)

гемоглобина

2)

лимфоцитов

3)

тромбоцитов

4)

фибриногена


A22



Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как


1)

существуют виды-двойники

2)

виды разделены на популяции

3)

близкие виды могут занимать один ареал

4)

разные виды могут скрещиваться



A23



Причина борьбы за существование –


1)

изменчивость особей популяции

2)

природные катаклизмы

3)

ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение

4)

отсутствие приспособлений у особей к среде обитания


A24



Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них



1)

плода

2)

семени

3)

цветка

4)

корней



A25



Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека


1)

сложных инстинктов

2)

прямохождения

3)

второй сигнальной системы

4)

S-образных изгибов позвоночника


A26


Под воздействием антропогенного фактора уменьшается площадь природных экосистем, что ведет к


1)

изменению климата

2)

усилению процесса саморегуляции

3)

удлинению цепей питания

4)

сокращению биоразнообразия



A27


Показателем устойчивости экосистемы служит



1)

уменьшение в ней числа хищников

2)

сокращение численности популяций жертв

3)

многообразие видов

4)

высокая плодовитость животных



A28



Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?


1)

корневое давление

2)

фотосинтез

3)

саморегуляция

4)

круговорот веществ



A29


В преобразовании биосферы главную роль играют


1)

живые организмы

2)

биоритмы

3)

круговорот минеральных веществ

4)

процессы саморегуляции



A30



Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?



1)

лисица  дождевой червь  ёж  листовой опад

2)

листовой опад  дождевой червь  ёж  лисица

3)

ёж  дождевой червь  листовой опад  лисица

4)

дождевой червь  ёж  лисица  листовой опад


A31



Митохондрии и лизосомы отсутствуют в клетках


1)

бактерий

2)

грибов

3)

животных

4)

растений


A32


Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 180 аминокислот?


1)

90

2)

180

3)

360

4)

540


A33



Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на иРНК?



1)

ТГЦ

2)

АГЦ

3)

ТЦГ

4)

АЦГ


A34



Партеногенез характеризуется


1)

частичным обменом наследственной информацией через цитоплазму

2)

развитием зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

3)

гибелью сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку

4)

развитием яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов


A35


При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей?


1)

АА х аа

2)

Аа х АА

3)

Аа х Аа

4)

АА х АА


A36


При сборе грибов нельзя повреждать грибницу, так как она

1)

служит местом образования спор

2)

служит пищей для животных, обитающих в почве

3)

поглощает из почвы минеральные, а из корней деревьев – органические вещества

4)

скрепляет комочки почвы, защищает её от эрозии и накопления в ней вредных веществ


A37


В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1)

В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2)

Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3)

Относятся к высшим споровым растениям.

4)

Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.


A38



Соматическая нервная система управляет работой


1)

скелетных мышц

2)

сердца и сосудов

3)

кишечника

4)

почек


A39


Рефлекс представляет собой основу

1)

передачи измененных признаков от родителей потомству

2)

наследственности организмов

3)

нервной деятельности человека и животных

4)

эволюции животных и человека


A40



Укажите неверное утверждение.

Результат деятельности естественного отбора – это


1)

приспособленность организмов к среде обитания

2)

многообразие органического мира

3)

наследственная изменчивость

4)

образование новых видов


A41


Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример



1)

идиоадаптации

2)

дегенерации

3)

ароморфоза

4)

дивергенции



A42


Агроэкосистема отличается от экосистемы



1)

отсутствием вредителей и паразитов

2)

более длинными цепями питания

3)

меньшей устойчивостью

4)

замкнутым круговоротом веществ



Часть 2


Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.


В заданиях В1 – В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов  № 1 без пробелов и других символов.

B1



Папоротники относят к царству растений, так как


А)

в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б)

в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В)

их клетки содержат хлоропласты

Г)

их клетки содержат цитоплазму

Д)

выполняют роль консументов в экосистеме

Е)

выполняют роль продуцентов в экосистеме


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B2



Неправильная осанка может привести к


А)

смещению и сдавливанию внутренних органов

Б)

нарушению кровоснабжения внутренних органов

В)

изменению длины плечевого отдела верхних конечностей

Г)

нарушению мышечного и связочного аппарата стопы

Д)

деформации грудной клетки

Е)

увеличению содержания минеральных веществ в костях



Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B3


По каким признакам можно узнать молекулу ДНК?



А)

состоит из одной полинуклеотидной нити

Б)

состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль

В)

имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г

Г)

имеет нуклеотиды А, Т, Ц, Г

Д)

является хранителем наследственной информации

Е)

передает наследственную информацию из ядра к рибосоме


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B4



Искусственный отбор в отличие от естественного


А)

осуществляется человеком

Б)

осуществляется природными экологическими факторами

В)

происходит среди особей одного сорта, породы

Г)

происходит среди особей природных популяций

Д)

завершается получением новых культурных форм

Е)

завершается возникновением новых видов


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)


При выполнении заданий В5 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

B5



Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.





ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ




ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

1)

хорошо развиты клыки

А)

растительноядные

2)

клыки отсутствуют

Б)

хищники

3)

слепая кишка короткая или редуцирована







4)

желудок имеет несколько отделов







5)

кишечник во много раз длиннее тела







6)

кишечник короткий










1

2

3

4

5

6




















B6



Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.





ПРИЗНАКИ ИЗМЕНЧИВОСТИ




ИЗМЕНЧИВОСТЬ

1)

обусловлена появлением новых сочетаний генов

А)

мутационная

2) 3)

обусловлена изменением генов и хромосом

у потомков появляются новые признаки

Б)

комбинативная

4)

у потомков сочетаются родительские признаки







5)

у особей изменяется количество или структура ДНК







6)

у особей не изменяется количество или структура ДНК







1

2

3

4

5

6





















При выполнении задания В7 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получив­шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

B7


Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха.


А)

наружное ухо

Б)

перепонка овального окна

В)

слуховые косточки

Г)

барабанная перепонка

Д)

жидкость в улитке

Е)

рецепторы органа слуха
























Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1  С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1  С3 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С4 – С6 – полный развернутый ответ.




C1


С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

C2


Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

C3



Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

C4


Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

C5


Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

C6


При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.



© 2004 Министерство образования Российской Федерации

Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы