Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна icon

Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна



НазваниеИзучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна
Дата конвертации01.11.2012
Размер86.6 Kb.
ТипДокументы
источник

Использование новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми

(изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в МЭЛ)

Зинченко Галина Сергеевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

В структуре преподавания литературы в МЭЛ особое место отводится изучению произведений о музыке и музыкантах. При подборе произведений для изучения, а также для самостоятельного чтения мы руководствовались особенностями психологии ребенка, характерными для каждой возрастной группы. «В 9—11-м классах заметен интерес школьников к проблеме «Я и мир» — центральной проблеме этого возраста, времени познания связей, осознания причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие»1, — отмечают авторы программы литературного образования. Именно поэтому мы посчитали целесообразным ввести изучение повести А. Рекемчука «Мальчики» в круг чтения именно 9 класса. В центре повести - судьба молодого человека, Евгения Прохорова, студента хорового училища. Он стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, и музыка, которая была одним из увлечений юноши, возможно, станет важнейшим делом его жизни. Круг проблем, которые раскрываются в повести (прежде всего это касается выбора дальнейшего жизненного пути, определения ценностных ориентиров), предполагает обращение к читателям с более широким «горизонтом видения жизни»,2 какими являются старшеклассники.

Еще один важный аспект привлечения литературного материала - актуальность проблематики повести именно для МЭЛ как школы, где на равных изучаются предметы общеобразовательного и музыкально-эстетического циклов. Для учеников лицея проблема выбора дальнейшего жизненного пути возникает по окончании 8 класса, когда заканчивается изучение музыкальных предметов на первой ступени лицея. Именно в это время часть учеников принимает решение продолжить музыкальное образование на следующей ступени.

Изучение повести А.Рекемчука “Мальчики” проходило в 2 этапа.

I этап. Самостоятельное чтение. Написание домашнего сочинения-миниатюры.

II этап. урок внеклассного чтения по повести.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

В традициях отечественной школы методики преподавания литературы урокам внеклассного чтения отводилась особая роль. Современные исследователи отмечают характерные черты уроков внеклассного чтения: “яркость и даже праздничность, <…> широкое использование форм внеклассной работы, свободный вы­бор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе”.3 В Концепции МЭЛ заложен принцип концертности как особой тональности всей жизни, как способа самовыражения для всех участников образовательного процесса, поэтому уроки внеклассного чтения наиболее подходят для реализации этих идей..

Инновационность учебного процесса в МЭЛ, основанного на симбиозе музыкального и общего образования, обусловила необходимость внедрения форм работы, основанных на интеграции. Учитывая это, тема урока была сформулирована так: “Симфония жизни в повести А.Рекемчука “Мальчики””. Цели урока были поставлены следующие:

  • познакомиться с повестью, выделить основную проблематику произведения и авторское отношение к изображаемому в повести

  • формировать навыки самостоятельного анализа художественного текста

  • научить планировать деятельность при работе в группе

  • развивать креативные способности учащихся

  • развивать диалогические отношения между учащимися

  • совершенствовать культуру устной и письменной речи учащихся

Приступая к изучению этой повести, необходимо было выбрать образовательную технологию, которая позволила бы совместить урочные и внеурочные формы работы, а также дала бы возможность не только выразить эмоциональный отклик на произведение, но и провести анализ повести, совместив понятия из области музыковедения и литературоведения. Наиболее адекватным был признан метод “Развитие критического мышления”.

Технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) была разработана американскими учеными Дженни Л. Стил, Кертис С.Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером4. Базируется она на принципах, сходных с проблемным обучением, но имеет несколько существенных отличий5.

Основная модель технологии заключает 3 стадии:

1.Вызов (evocation)

2.Осмысление (realization of meaning)

3.Рефлексия (reflection)

Указанные выше стадии технологии РКМЧП соотносятся с тремя традиционными этапами урока литературы:

всту­пительный этап,

этап анализа произведения

заключительный этап.6


Для того чтобы проследить инновационность элементов технологии РКМЧП, рассмотрим подробно ход урока.

^ I.Стадия вызова.

Слово учителя.

В течение 15 лет я прихожу в лицей и слышу звуки музыки: поют ученики на занятиях по хору и сольфеджио, слушают на уроках музыкальной литературы, играют юные пианисты, скрипачи, флейтисты, сочиняют юные композиторы. Люблю лицейские концерты. И у меня, в отличие от коллег из других школ, есть счастливая возможность - не просто поставить ученику оценку, а крикнуть “Браво!”

– В чем заключается тайна притягательности музыки, музыкального творчества?

– Спросим об этом у поэтов. Вы подготовили стихотворения русских поэтов о музыке. Прочитайте наиболее важные, с вашей точки зрения, строки.

– (ученики читают подготовленные стихи).

– Какой музыкальный жанр, на ваш взгляд, является самым глубоким и всеобъемлющим в классической музыке?

– Конечно, симфония. Это, пожалуй, самый абстрактный жанр музыки. Но, в то же время, именно в симфониях композиторы воплощали свои основные идеи и образы. Симфония в переводе означает (от греч. συμφωνία — «созвучие»). Симфония — сочинение для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей.

Это один из главнейших жанров европейской музыки. В современном понимании слово «симфония» вошло в обиход сравнительно недавно, в 70-х гг. XVIII в., само же оно очень древнего происхождения.

«Симфония» по-гречески означает «созвучие». В античные времена так называли пение хора или ансамбля в унисон, а также любое гармоническое, благозвучное сочетание тонов.

– Как вы поняли, слово это имеет множество смыслов, главный из которых – «гармоническое звучание чего-л.».7

– Итак, тема нашего урока – Симфония жизни в повести А. Рекемчука «Мальчики»

– Попробуем ответить на вопрос: Какую проблему мы будем исследовать в этой книге?

^ Запишем проблему в центре листа.

Задайте вопросы к тексту. (ученики задают вопросы, объединяющая мысль всех вопросов - какой выбор предстоит сделать главному герою повести, что значит для человека проблема выбора, выбора дальнейшего жизненного пути, нравственного выбора и т.п.)

– Поскольку в книге речь идет о выборе юного музыканта, давайте будем придерживаться музыкальной терминологии. Итак, назовите основные лейтмотивы, связанные с этой проблемой.

– Составление кластера.



^ II. Стадия осмысления.

Ученики самостоятельно читали дома повесть А.Рекемчука. Им было дано задание написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1.Прошло 10 лет… (напишите сочинение «Страницы дневника Евгения Прохорова»).

2.Сегодня я встречался с Женькой Прохоровым… (от имени Коли Бирюкова)

3.А Прохоров, оказывается, сочиняет… (от имени Наместникова)

4. Советы выпускника Евгения Прохорова ученикам хорового училища:

─В выступлении на классном собрании

─Разговор в общежитии

Темы были составлены таким образом, чтобы ученики могли встать на позицию одного из героев повести. Это дало возможность проявить литературные способности, как бы войти в мир повести.

–Обратимся к вашим сочинениям-миниатюрам, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку. Вы рассматриваете различные жизненные сценарии, которые ожидают героя повести. (чтение отрывков из сочинений-миниатюр).

– Я бы вывела из всего написанного одну общую мысль – вы все желаете герою обретения гармонии в жизни, не зря, поэтому многие работы заканчиваются словами «я счастлив» и т.п.

– то есть симфония жизни Евгения Прохорова звучит оптимистично.

– Прошу вас вспомнить понятия о теме и идее произведения.

– Как бы вы определили основную мысль повести?

– Для того чтобы в этом разобраться, предлагаю составить «партитуру» художественного текста.

– Для начала давайте обозначим важнейшие элементы композиции повести:

    • Детдом

    • Училище (до начала сольных выступлений)

    • Слава

    • Кризис

    • Выход из кризиса



экспозиция

завязка

Развитие действия

кульминация

развязка

Детдом



Училище

Слава

Кризис

Выход из кризиса


- Какие выводы можно сделать уже сейчас, когда схема ещё не заполнена? (ученики делают вывод о том, что схема представляет собой описание жизненного пути героя).

– Итак, дома вы должны были проследить развитие важнейших лейтмотивов повести. Проследим, так сказать, движение лейтмотивов по горизонтали и их связи по вертикали.

– составление партитуры.

(партитура составляется по ходу выступления групп, на листе реальной хоровой партитуры выстраиваются пути развития лейтмотивов. Такая схема позволяет наглядно представить развитие личности героя, обретение им жизненных целей и ориентиров.)

Именно составление партитуры помогает сделать выводы о развитии идеи произведения

Ключевой вопрос после заполнения партитуры: ^ Почему кризисный момент в жизни героя наступает именно в этом возрасте?

Ответ на это вопрос позволяет учащимся сделать выводы об идее произведения.

– Герой повести, молодой человек, находится в ситуации выбора дальнейшего жизненного пути. Сделать правильный выбор ему помогает музыка. Музыка не только является героем произведения, но именно музыка, искусство становится для героя высоким нравственным ориентиром для построения жизненного пути.

^ III. Рефлексия.

– Как же развивается симфония жизни Евгения Прохорова? Есть ли в ней настоящее созвучие, согласие?

– Попробуем составить синквейн.

Синквейн - неотъемлемая часть уроков по технологии развития критического мышления. По форме это небольшое стихотворение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

^ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

1 Маранцман В.Г и др. Программа литературного образования 5-9 классы / Программы общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2006. – с. 9

2 Там же, с. 11

3 В.Ф.Чертов. Внеклассное чтение по литературе - в кн. Методика преподавания литературы:/ Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. -Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - с.247

4 сведения об истории создания технологии представлены статье Е.В. Зачесовой http://doob-054.narod.ru/RCMChP.html

5 см. подробнее об отличии ТРКМЧП от проблемного обучения в ст. Осиповой А. А. Технология развития критического мышления http://www.spbrca.ru/Chtenia/2009/1/Osipova.pdf

6 Т.В. Рыжкова. Материалы курса «Проектирование уроков литературы» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – с.7


7 учитель может пояснить ученикам, что слово “симфония” получило широкое распространение в последнее время именно в метафорическом значении, оно часто используется в названиях коммерческих предприятий (сети салонов связи "SimФония", отель в Сочи «Морская симфония», шоу Ильи Авербуха «Ледовая Симфония», ресторан “Симфония вкуса”, даже жилой комплекс “Ленинградская симфония”). В церковной литературе есть понятие “библейская симфония”, оно применяется и к книге, в которой слова Библии расположены в алфавитном порядке для более удобного их нахождения.





Похожие:

Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconДокументи
1. /Мальчики и девочки/Любите дочку и восхищайтесь сыном.doc
2. /Мальчики...

Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconХод праздника I. Организационный момент
Мальчики и девочки нарядно одеты. Мальчики – за дверью, девочки – у доски. Звучит музыка. Мальчики входят в класс и рассаживаются,...
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconИнформационный час на тему «Счастливый случай» Классный руководитель : Храмей Ирина Сергеевна. Цели
Участники: ученики – делятся на две команды (например, мальчики и девочки), классный руководитель – ведущий
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconИсследовательская работа Выполнила ученица 4 класса моу «Общеобразовательная Малодорская средняя школа» Шукшина Анна учитель начальных классов Гладышева Галина Сергеевна
I. Почему кошка удостоилась таких необыкновенных почестей?
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconАналитическая информация пробного пгк от 02. 02. 2011года по казахскому языку гу «Пешковская средняя школа» на 2010-2011 учебный год Учителья казахского языка : Тарбакова Л. М.,2-категория,14лет, Зинченко В. Н.,2-категория,14лет
Учителья казахского языка : Тарбакова Л. М.,2-категория,14лет, Зинченко В. Н.,2-категория,14лет
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconПонимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке»
Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке», преподаватель фортепиано
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconМухина Галина Сергеевна учитель трудового обучения. Шевцов Юрий Викторович учитель трудового обучения

Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconАнализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835 г.) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького...
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconВнеклассное мероприятие по литературе Тема: «Повести Белкина»
Предварительная работа: прочитать повести, разделиться на 2 команды, подготовить инсценирование эпизода
Изучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна iconВеликое событие – 3 место по футболу
Екатерина Сергеевна болела за мальчиков и мечтала о победе. Наша команда заняла 3 место!!! Им вручили медали, с которыми мальчики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы