Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» icon

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр»



НазваниеПроектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр»
Дата конвертации01.11.2012
Размер74.07 Kb.
ТипУрок
источник

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы

в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр»


Полях Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ с.Красный Яр»


Если действовать не будешь,
Ни к чему ума палата.

Шота Руставели


Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования.

Вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе (все, но «по верхам») сделать преподавание курса литературы интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок - возник давно. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки, потому что убивает познавательный интерес пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении, а знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами учебной деятельности путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Я уже на начальном этапе предлагаю каждому учащемуся следующую памятку:

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.


Основные этапы исследования:

 выявление и постановка проблемы исследования;

 формулирование гипотезы;

 планирование и разработка исследовательских действий;

 сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;

 анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;

 подготовка выступления;

 презентация проекта;

 переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

 внесение корректив в работу и оформление отчета.

Метод поиска литературы

— Обращение к энциклопедическим словарям — для получения самой информации, или для нахождения ссылок на референтных авторов

— Использование библиотечных каталогов и указателей

— Консультации с работниками библиотеки

— Обращение к реферативным журналам

— Просмотр периодической печати

Информационное обеспечение решаемой задачи

· Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме

· Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемой задаче

· Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения

Критерии выполнения исследовательской работы.

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подго­товленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, пред­лагаемых решений.

4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библио­графии, цитируемость.

Оформление, соответствующее стандартным требованиям.

Критерии защиты исследовательской работы.

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подхо­дов, результатов; убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стрем­ление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, добро­желательность, контактность.

Анкета

  1. Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему?

  2. Какие проблемы в нём ставит автор?

  3. Какие проблемы, по – твоему, надо обсудить в классе?

  4. Какими мыслями можешь поделиться с одноклассниками?

  5. По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (сцены, эпизода, отрывка, стихотворения) хотелось бы выступить на уроке?

  6. Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?

  7. Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие эпизоды, страницы не осознал до конца?

  8. Какие вопросы возникли в процессе чтения?

  9. Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?



В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;

  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;

  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;

  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.


Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.


Предлагаю проект под названием « Моя малая родина – село Красный Яр».Для создания данного проекта была проведена большая исследовательская работа .

Были организованы встречи и беседы с старожилами села, написана истории нашего села, был организован поиск фотографий достопримечательностей с.Краный Яр, на занятиях кружка ребята сочиняли стихи о селе, в классе был проведен конкурс « Гимн нашей школе»,итогом данного проекта было создание презентации и внеклассное мероприятие «Село мое родное» с приглашение всех участников данного проекта .

моя малая родина с красный яр.ppt

Литература.

  1. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М.,ACADEMA, 2002



  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008



  1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.



  1. Горбич О. И. Технологии личностно – ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.



  1. Черкашина Т. В. Литература 10 класс. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.

\



  1. Журнал «Литература в школе» - № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».




Похожие:

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Проектно-исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
Рязанцева Л. П. с докладом «Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconТема проекта: «моя малая родина» Цели: познакомить с понятием «малая родина»
Совместная проектно-исследовательская деятельность учителей, учащихся, родителей на 2011-2012учедный год
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconПроектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconПроектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconИсследовательская работа учащихся как метод воспитания
Исследовательская деятельность как метод воспитания на уроках русского языка и литературы. Большую роль в воспитательном процессе...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconВстреча с писателем Фаридом Нагимовым
Мария Семёновна Никитина, классный руководитель и учитель русского языка и литературы Фарида Нагима, Долгова Ольга Павловна, руководитель...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconЕгорова Ольга Александровна учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №1 г. Майского» кбр
Закончила Ярославский Государственный Педагогический университет им. К. Д. Ушинского по специальности «Преподаватель русского языка...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы» Краткая аннотация доклада «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconАнализ работы ммо учителей русского языка и литературы Малозайкинской средней школы за первое полугод
Ш, Курлинской сош, Шапошниковской сош строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на решение проблемы...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр» Полях Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «сош с. Красный Яр» iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2011/2012 учебный год
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы