Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» icon

Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке»



НазваниеПонимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке»
Дата конвертации01.11.2012
Размер85.68 Kb.
ТипДокументы
источник

Понимание типологии одаренности в работе учителя.


Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, МБОУ «МЭЛ им. А. Г. Шнитке», преподаватель фортепиано.


Одаренные дети − очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.

Давайте, прежде всего, насколько возможно определимся с теми, кого мы называем одарёнными.

Термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным по своим способностям детям. Дети, прежде всего, значительно различаются по уровню одаренности. Несколько упрощая, можно выделить два основных типа по уровню одаренности:

^ Особая, исключительная одаренность - это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такое яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.

Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно нами называемых - «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала - нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви матери было столько, сколько надо ребенку, то есть очень много. Ребенок, как правило, не ходил в детский сад, или же пошел туда достаточно поздно и не надолго и т.д. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по этим детям становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Эти группы детей даже по внешнему виду резко отличается друг от друга. Если особо одаренные дети часто и меньше ростом и физически слабее своих сверстников, то дети из группы великолепной нормы - и здоровее, и выше и даже красивее своих сверстников. Кстати, на это обратили внимание и психологи, работающие с детьми знаменитого Калифорнийского эксперимента, самого длительного в истории работы с одаренными детьми.

Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережение сверстников не проходит бесследно для их социального и эмоционального развития, то для другой группы одаренных детей, более обычных, проблем общения даже меньше, чем у самых обычных детей. Несколько преувеличивая различия между двумя этими группами детей, можно сказать, что если первые - талантливые изгои общества, то вторые - «баловни судьбы», любимчики учителей и потом общества.

Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности учитель знает и хорошо видит у своих учеников, а другие - не только не видит, но и активно отрицает. Начнем с первых: типы одаренности, которые легко увидеть учителю:

^ 1. Интеллектуальный тип одаренности.

Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами», и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.


^ 2. Художественный тип одаренности.

Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.

Этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей - ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода. Указанные выше типы одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.


3. Креативность.

Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, сами учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев, и недолюбливают этих учеников. Такие учащиеся практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Практически у всех творческих детей и подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы не случаен: их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и являются личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся. К этому много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира- будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты .

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.


^ 4. Лидерская, или социальная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.


^ 7. Психомоторная или спортивная одаренность.

Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Ю. Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле), и уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.


Одаренность одаренности рознь. Для начала необходимо понять, в какую сторону вам стоит развивать своего ребенка.

С ходу вам этого не скажет ни один психолог, но вы это можете понять и сами. Только дайте ребенку возможность действовать и наблюдайте за ним. Чем меньше ребенок, тем разнообразнее должна быть предлагаемая ему деятельность. Пусть ваш малыш рисует, танцует, слушает стихи, считает конфеты и проезжающие мимо него машины. Пусть сочиняет сказки, изобретает на бумаге звездолеты и кроит одежду для кукол: чем разнообразнее будут его занятия, тем быстрее вы с ребенком увидите, к чему лежит его душа, и тем будет лучше для развития способностей маленького человека.

Единого рецепта воспитания одаренных детей нет и быть не может. Существует, однако, несколько принципов, на которые любящим родителям есть смысл обратить внимание, если они хотят вырастить из своих талантливых детей полноценных взрослых.

1. С уважением относитесь к таланту ребенка, но не делайте из него культа. Малыш должен понимать, что существуют и иные приоритеты, кроме его занятий.

2. Четко структурируйте его учебную деятельность. Даже самые талантливые дети прежде всего должны уметь работать.

3. Если ребенок наотрез отказывается выполнять то или иное требование, необходимо найти компромисс: насилием вы от умного человека ничего не добьетесь.

4. Уважайте в ребенке индивидуальность и не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

5. Учите ребенка вести себя в обществе. Одаренные дети чаще всего очень эгоцентричны, погружены в свои мысли, они редко задумываются о том, что думают и чувствуют окружающие их люди.

6. Всегда обращайтесь к лучшим сторонам личности малыша, избегайте негативных оценок. Одаренные дети очень внушаемы, и постоянно слушая упреки, что он упрямый, вредный, капризный, ребенок не только не исправится, но, наоборот, станет таким, каким вы его называете.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.









Похожие:

Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconДиагностика и развитие психосоциальных основ культуры жизни одаренных детей
Автор: Бригадиренко Наталья Владимировна педагог-психолог «моу мэл им. А. Г. Шнитке»
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconПроект по страноведению. ( в течение учебного года ) Внеклассное мероприятие. Автор Шишлова Татьяна Васильевна, учитель английского языка моу «мэл им. А. Г. Шнитке»
Группы, каждая выбирает свое направление и ведет исследовательскую работу (поиск информации в (Интернете, литературе), ее систематизация,...
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconС новым учебным годом! 1 сентября День Знаний
Галина Евгеньевна Жаринова,заместитель Главы Московского района города Твери Борисова Елена Сергеевна,выпускник 2004 года Холодов...
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconПреображенская Жаннета Иосифовна преподаватель музыкальной литературы, культурологии, импровизации. Заведующая кафедрой искусствознания моу «мэл им. А. Г. Шнитке»
Автор: Преображенская Жаннета Иосифовна преподаватель музыкальной литературы, культурологии, импровизации
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconАвтор-составитель: Троицкая Капитолина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, моу «Мотовиловская сош»
Троицкая Капитолина Владимировна – заместитель директора по воспитательной работе
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconАвтор проекта: Ефимцева Ирина Владимировна Ассистент кафедры прикладной информатики и информационных технологий
Проект «Необычная школа для обычных детей», ориентирован на создание сетевого образовательного пространства, где
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» icon«Образовательно-художественное познание универсальных категорий бытия» Автор преподаватель музыкально-эстетического цикла моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»
Автор преподаватель музыкально-эстетического цикла моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса Саратовской области...
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconПреображенская Ж. И., заведующая кафедрой искусствознания моу «мэл им. А. Г. Шнитке» Инновационный опыт проведения креативных мастерских «Искусство и Я» Эстетические диалоги старшеклассников
Проблема – Полистилистика (Тема учителем не называется, её обозначение предполагается в конце занятия)
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconОвсянникова Оксана Владимировна
Московская Педагогическая Академия, педагогика и методика дошкольного и начального образования, 1999 год
Понимание типологии одаренности в работе учителя. Автор: Овсянникова Ирина Владимировна, мбоу «мэл им. А. Г. Шнитке» iconАвтор: Максимова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов мбоу «Бриентская сош»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы