А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» icon

А. Г. Шнитке» «свете земли русской…»



НазваниеА. Г. Шнитке» «свете земли русской…»
Дата конвертации01.11.2012
Размер92.72 Kb.
ТипДокументы
источник

Ю.Б.Шарова, учитель русского языка и литературы МОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»


«СВЕТЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ…»

(из опыта проведения

интегрированного внеклассного мероприятия о Сергии Радонежском

в МОУ «Музыкально-эстетическом лицей им. А.Г.Шнитке

г.Энгельса Саратовской области»).


В настоящее время интеграция все шире и шире начинает применяться в образовании. Почему же так происходит?

Сотрудники центра дистанционногообучения «Эйдос», которым руководит известный ученый-педагог Хуторской А.В., занимающийся инновационными технологиями в образовании, считают: «Традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.

Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления».i

В МОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке» идея интеграции изначально заложена в учебный процесс. В социально-образовательном проекте МЭЛ «Творчество. Творение и развитие человека, цивилизации» говорится о том, что именно интегративно-гуманитарный подход является основой для создания образовательной системы, способствующей творческому развитию художественно одаренных детей, раннему самоопределению и самореализации через творчество. В проектах как макро-, так и микроуровней присутствует инновационная организация внутрисистемных и межсистемных отношений через интегральные свойства, приводящие к образованию пространства с универсальным подходом к преподаванию различных предметов.ii

Ранее уже рассматривалось, как через систему уроков достигалась организация интегративного образовательного пространства.iii

^ Цель данной работы – показать, как происходит интеграция в пространстве одного микропроекта.


Внеклассное мероприятие «Свете земли Русской…» (о Сергии Радонежском) проводится в 8 классе (УМК под ред. Т.Ф.Курдюмовой) и построено на сопоставлении изображения святого в XIV-XVI в.в.(«Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым, иконы святого Сергия, стихира «Дал еси украшение церкви Твоей, Господи»), в XIX-ХХ в.в. (повесть Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», картины М.Нестерова и Н.Рериха, песня «Поле Куликово» в исполнении Ж.Бичевской на стихи иеромонаха Романа). Такое сопоставление помогает не только более полно представить образ Сергия Радонежского, но и понять людей, живущих в определенную историческую эпоху, а через них – самих себя.

На уроках литературы учащиеся знакомились с «Житием Сергия Радонежского», написанным Епифанием Премудрым, рассматривали миниатюры из лицевого «Жития Сергия Радонежского» (XVI в.).

К внеклассному мероприятию читали повесть Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», часть учащихся готовила индивидуальные сообщения по особенностям жанра жития, иконографическому канону (Иконопись - СТАТЬИ - СТАТЬИ - Персональный сайт Кудрявцева ), картинам М.Нестерова (Художник Михаил Нестеров. Биография, жизнь. Живопись,).


Внеклассное мероприятие начинается со вступительного слова учителя, которое сопровождается презентацией. Учитель говорит о том, что есть в русской истории знаковые фигуры, по которым мы можем проследить этапы развития нашей страны: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I… Именно они и создавали ту историю, которую мы сейчас знаем.

Но есть человек, который не был ни политиком, ни воином, но повлиял на историю не меньше, а, может быть, даже и больше, чем князья и цари. Точнее даже сказать, продолжает влиять до сих пор. Это – Преподобный Сергий Радонежский. Своим чистым и светлым обликом Сергий привлек внимание как своих современников, так и далеких потомков.

Первым о Сергии написал Епифаний Премудрый, монах Троице-Сергиевой лавры, который не менее 16-17 лет провел при святом, был его учеником. По личным впечатлениям, рассказам преподобного и близких к нему, Епифаний написал житие Сергия – главнейший источник наших сведений о святом. Написано оно не позже 25—30 лет по смерти Сергия (датируется 1392 г.).

В XVIII веке к жизни Сергия обращались Екатерина Вторая («Житие Преподобного Сергия Радонежского») и Н.М.Карамзин («Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице в сем монастыре»).

В ХХ веке – это произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (1925г) и Д.Балашова «Похвала Сергию» (1992г.).

Облик Сергия пытались запечатлеть и художники. Самым первым и самым достоверным изображением Сергия считается погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного понять и простить людские грехи. Примерно к тому же времени относится и первая икона «Преп. Сергий, игумен Радонежский» (1424 г.) К настоящему времени икон Преподобного Сергия очень много.

Особый интерес личность Сергия вызвала у русских художников М.Нестерова и Н.Рериха, которые создали целые серии картин.

Образ Сергия не обошли стороной и музыканты. Сергию посвящен ряд стихир (торжественных хвалебных песнопений, изложенных стихами), самая известная из которых – «Дал еси украшение церкви Твоей, Господи», мелодия которой тяготеет не к земле, а к небу, настолько ничто не подавляет ее. В этой своей раскованности мелодия также похожа на Сергия – преподобному Сергию не приходилось обуздывать себя, он был святым по призванию, по зову сердца, и слушая стихиру, ему посвященную, можно и сегодня проникнуться этой не знающей границ добротой и кротостью, которые способны растрогать и поддержать многих верующих.

И в ХХ веке мы находим ряд песен о Сергии Радонежском, среди них хорошо известная песня «Поле Куликово» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской.


^ Первая часть мероприятия посвящена анализу «Жития Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым, и икон святого Сергия.

Сначала учитель предлагает вспомнить, что такое житие и какие черты характерны для него, а затем показать, как эти черты реализуются в «Житии Сергия Радонежского», каким предстает перед нами облик святого. Учащиеся работают в микрогруппах и отвечают на вопросы:

  1. Какие события из жизни Сергия описывает Епифаний? Кратко перескажите (1 группа – детство, отшельничество; 2 группа – чудотворец и наставник; 3 группа – Сергий и Дмитрий Донской).

  2. ^ Почему Епифаний выбирает именно их? Что в первую очередь интересует автора?

Эта часть занятия построена на хорошо знакомом материале. Учащиеся легко делают вывод, что Епифаний Премудрый описывает те моменты из жизни Сергия Радонежского, которые рассказывают о проявлениях его святости. Так, например, уже само вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами. Чудеса сопровождали и всю его жизнь. В результате мы видим прежде всего святость Сергия, золотистое свечение этого ореола.

Затем следуют индивидуальные сообщения по иконографии и просмотр презентации, где даются изображения святого Сергия на иконах и звучит стихира «Дал еси украшение церкви Твоей, Господи» в исполнении мужского хора сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата (пение a capella).

После просмотра презентации учащиеся получают раздаточный материал (репродукции икон) и вопросы для работы в микрогруппах. Им предстоит ответить, каким предстает Сергий на иконах, каким его видели современники и ближайшие потомки.

  1. Передаются ли на иконах индивидуальные черты Сергия или даются лишь внешние указания на то, чтобы узнать его облик (повторяющиеся элементы одежды, портрета)?

  2. О чем хочет сказать иконописец?

  3. ^ Это портрет или лик? Почему?

Эта работа сложнее предыдущей. Учащимся нужно увидеть и рассказать о том, что на иконах нет индивидуальных черт, даются лишь внешние указания на то, чтобы узнать облик святого. Главное – в том, о чем говорит икона, зашифрованное в ней послание. В результате мы видим не индивидуальность, и идею, не портрет, а лик.

После ответов учащихся учитель подводит итог сказанному, обращаясь к словах В.Распутина из статьи «Ближний свет издалека»: «Телесные черты великого святого Земли Русской стерлись и давно заменились духовным портретом, тот лик, который мы все знаем по иконам, - это оттиск на нетленной плащанице народной памяти, проступивший из общего взгляда и запечатлевшийся из обратимости необратимого».iv


^ Вторая часть мероприятия позволяет увидеть, как воспринимался образ Сергия в ХIХ ХХ в.в.

Сначала учитель говорит о том, что для писателей ХХ века важно не просто показать деяния святого, а разобраться в том, как же это достигалось. Как сказал Д.Балашов, в житии «видны плоды произросшие и не видно, не дано увидеть творения рук человеческих».v

Затем учащиеся получают вопросы для работы над фрагментами повести Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (в сравнении с «Житием»).

  1. Как Б.Зайцев объясняет обращение к образу Сергия

  2. Какие эпизоды выбирает Б.Зайцев? Совпадают ли они с эпизодами, которые выбирает Епифаний Премудрый? Почему?

  3. Одинаково ли они рассказывают об этом? Что интересовало Епифания и что, в первую очередь, интересует Б.Зайцева?

  4. Чтобы проиллюстрировать свой ответ, выполните пересказ с элементами анализа.

  5. ^ Что общего в идее этих произведений? Что было главным для Епифания Премудрого в облике святого Сергия и что важно Б.Зайцеву?

В этой части работы важна роль учителя в работе микрогрупп. Учащихся необходимо направить на мысль о том, что Б.Зайцев рисует человека, который достигает святости, преодолевая трудности и борясь с искушениями. Но жизнь Сергия Радонежского - это урок всем нам, урок, который мы должны усвоить. Обязательно должны прозвучать заключительные слова произведения: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».vi

Далее учитель предлагает познакомиться с картинами М.Нестерова о Сергии Радонежском, послушать индивидуальное сообщение о том, как художник работал над этой темой и ответить на вопросы:

  1. ^ Как М.Нестеров рисует облик Сергия Радонежского?

  2. Чем картины отличаются от икон?

В завершении этой части работы учитель задает вопрос:

^ Что интересовало людей начала ХХ века в облике Сергия?

Подводя итог учитель обобщает сказанное учащимися. Мир жития условен, Б.Зайцев пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки. Писателя интересует эпоха, он наполняет пространство, в котором жил Сергий, духом реальной жизни, пытается разгадать тайну праведности. Так же и картины М.Нестерова отличаются от икон, написаны строго по канонам.


^ Третья часть мероприятия – рассказ учителя о картинах Н.Рериха.

Говоря о Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых замечательных серий картин, созданных в Индии, были «Учителя Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отдавал роль спасителя Росси во всех трагических поворотах ее истории. Опираясь на традиции древнерусской иконы, он пишет образ св.Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Учащиеся смотрят картины, слушают песню «Поле Куликово» на стихи иеромонаха Романа, после чего отвечают на вопросы:

  1. На что больше похожи картины Рериха – на иконы или картины М.Нестерова?

  2. Значит ли это, что Н.Рерих относится к св.Сергию так же, как относились к нему в древности?

  3. С какой целью он опирается на традиции древнерусской иконы?

  4. Применимо ли к картине слово «символ»? Почему?

  5. Совпадает ли изображение св.Сергия на картине Н.Рериха и в песне? Если да, то в чем?

  6. Сделайте вывод, что интересует нас в облике Сергия?

Здесь важно подвести учащихся к мысли о том, что образ Сергия становится символом защитника и хранителя Русской земли.

В завершении учитель говорит о том, что символ очень хорошо виден и в скульптуре святого Сергия в городе Радонеже (автор – скульптор В.М.Клыков). Фотография скульптуры и колокольный праздничный звон Троице-Сергиевой лавры заканчивают мероприятие.


^ Подведем итоги. Итак, мы видим, что глубокое взаимодействие литературы и искусства помогает добиться целостного восприятия явления, проникнуть в его суть и видеть общие черты в его реализации в различных видах творчества.


Примечания

ii Программа развития МОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке». Социально-образовательный проект «Творчество. Творение и развитие человека цивилизации». С.4.

iii Шарова Ю.Б. Интеграция предметов как основа формирования метазнаний о мире (из опыта работы в МОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке» г.Энгельса Саратовской области). – Междисциплинарные связи при изучении литературы. Сборник научных трудов. Вып.3. – Издательский центр «Наука», 2009. - С.296-300.

iv Распутин В. Ближний свет издалека. – Роман-газета, 1993, №3. – С.87.

v Балашов Д. Похвала Сергию. – Там же. С.2.

vi Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. – Там же. С.81.




Похожие:

А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconЛитература «Слово о погибели Русской земли»

А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconI. Общие положения I. Учредители
Саратовской области, гаоу дпо «Саратовский ипк и про», Комитет по образованию и молодежной политике Энгельсского муниципального района,...
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconI. Общие положения I. Учредители
Саратовской области, гаоу дпо «Саратовский ипк и про», Комитет по образованию и молодежной политике Энгельсского муниципального района,...
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconУрок «Хозяин земли русской» (по повести Н. Г. Никонова «Старикова гора») Н. Г. Никонов (10 декабря 1930 10 июня 2003)

А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconЗакон Украины об аренде земли
Украины, Гражданским кодексом Украины, Законом об аренде земли и другими законами и нормативно-правовыми актами, а также договором...
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconГеологическое строение и геологическая история области
...
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconВикторина «Дела давно минувших лет» каб истории После 6 урока 7-9 классы 10. 04. Викторина «Князья земли русской»

А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconО сотворении земли
Раньше вся поверхность земли не имела суши, а была покрыта сплошной водой. То есть на Зем­ле не было сухого клочка земли, была одна...
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconУрок «Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли». Цель: сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли
Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…» iconТайна старинного узора
Тайна традиционных узоров русской вышивки. Обрядовая роль русской вышивки. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы