Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» icon

Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»



НазваниеМир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»
Дата конвертации01.11.2012
Размер77.98 Kb.
ТипУрок
источник

Мир детства в автобиографической литературе

(Методика сопоставительного анализа в цикле уроков МЭЛ).

Петрова Л. В., учитель русского и литературы МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»

Интеграция предметов – важная составляющая часть жизни современной школы. Мы привыкли к интеграции таких предметов, как литература и история, литература и живопись, литература и музыка, соединяем, находя точки соприкосновения литературы с химией, физикой. Но мне хотелось бы остановить ваше внимание на интеграции таких предметов как литература и педагогика.

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте.
Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших
русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.
Тема детства в русской литературе представлена разными произведениями: «Поучением» Владимира Мономаха, «Детскими годами Багрова-внука» С. Аксакова, «Детством Темы» Н. Гарина-Михайловского, трилогией «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого, «Детством Никиты» А. Толстого, «Вятским детством» А. Куприна, «Детством» М. Горького, «Цифрами» И. Бунина и, наконец, обращением к молодым Д. Лихачева.

«5—6 класс — особый период литературного развития школьников, когда «наивный реализм» в отношении к искусству побуждает читателя рассматривать художественное произведение как «каплю» действительности. Увлеченные коллизиями и образами реальности, ученики более всего захвачены сюжетом произведения и ищут в художественном тексте прежде всего правдоподобия. Учитель вынужден считаться с возрастными особенностями читательского восприятия и в самих способах анализа учитывать их. Разбор «вслед за автором», по ходу развития действия, оказывается в этих классах наиболее удобной моделью действий.

В связи с этим основной задачей обучения в 5—6 классах мы считаем формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры в рамках анализа отдельного произведения.
Преодолению «наивного реализма» способствует выявление индивидуального отношения разных писателей к близким темам и проблемам. Поэтому в программе соседствуют «Детство» Толстого и «Детство» Горького, фрагменты из «Других берегов» Набокова (во внеклассном чтении) и его рассказ «Обида».1

Перед изучением произведений, объединенных общей тематикой, учащимся было дано задание написать сочинение по двум темам : «Самый интересный случай из моего детства», «Когда я был/а маленьким».

Творческая работа такого рода является способом создания установки на чтение повести, так как в детских работах, об этом говорит анализ ученических работ, нет расстояния между автором текста и его героем, оно, как правило, отсутствует в работах учеников. И в то же время это дает возможность детям рассказать о своих переживаниях.
      Тему «Самый интересный случай из моего детства» выбрали всего 3 человека. Дети рассказывали о своей первой встрече с морем, о своих переживаниях, о поездке в другой город и своих капризах. Тему «Когда я был/а маленьким» выбрали многие учащиеся (11 человек). Учащиеся писали о своих победах, о том, как научились верить в себя, не бояться высоты, быть самостоятельными, а также о своих проступках и наказаниях за них.

«Когда я был маленьким, тот однажды увидел, как взрослые ребята прыгали с крыши, делали разные трюки. Я тоже решил попробовать и залез на крышу. Я боялся прыгать, но подошел к краю крыши и упал вниз. Испуг был такой сильный, что я чуть не заплакал, но потом начал все это повторять и сейчас я прыгаю и делаю так же, как и взрослые ребята. Вот как изменили мою жизнь те ребята. Я стал настойчивее добиваться своей цели, стал сильнее. »(Максим М.)\

После этих предварительных действий мы начали чтение повести. Я старалась помочь школьникам найти ответы на вопросы, предложенные в рабочей тетради, выйти за пределы ситуации отдельной главы, сравнивать разные читательские реакции и возбуждать в детях потребность решать более общие вопросы, предложенные как итог чтения.

Мы пришли к выводу, что       детство как эпоха развития человека для Толстого основано на чувстве согласия, единения всего со всем, слиянности человека и природы и людей между собой. Драматизм развития ребенка состоит в обнаружении различий между богатством и бедностью, всевластием и бесправием, гордостью и покорностью, грубостью и нежностью, преданностью и равнодушием. Непосредственно-поэтический детский взгляд обнаруживает как бы трещины в гармонии жизни и, не умея объяснить причин противоречий, ужасается им. Спасает ребенка готовность к радости, быстрая переключаемость, увлечение новым впечатлением.
В учебнике-хрестоматии по литературе для 6 класса под общей редакцией профессора В. Г. Маранцмана учащимся предлагаются задания по произведениям Л. Н. Толстого, В.Набокова о детстве, привлекающие внимание детей к проблемам взаимоотношения взрослых и детей. Разные семьи, различные взаимоотношения. Произведение М.Горького «Детство» дети восприняли просто как новое произведение. Своей задачей я видела дать возможность понять, что объединяет эти произведения и роднит их: герои их наблюдательны, пытливы, умеют сопоставлять, рассуждать, оценивать поступки свои и чужие, сострадать и раскаиваться в своих проступках. В «Детстве» М. Горького все контрастно — жестокость деда и доброта бабушки, ссора с дядьями и дружба с Цыганком, несправедливость деда по отношению к Григорию и дружба Алеши с Хорошим Делом. Как взаимоотношения людей, их поступки отразились на характере Алеши и что пробудили в его душе? Мы пытались ответить на эти вопросы. Максим Горький доказывает, что «человека создает сопротивление среде». Это сразу делает автобиографическую трилогию Горького существенно непохожей на повесть Толстого, где главным образом показано самораскрытие характера Николеньки Иртеньева.

После изучения произведений я дала учащимся вопросы к конференции по первой части трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н.Толстого и повести М. Горького «Детство». Хотелось, чтобы учащиеся увидели не только отличия одного писателя от другого, их стиль, манеру письма, но важна была и педагогическая задача. Хотелось понять, насколько прочувствован учащимися текст, умеют ли они сопереживать, сочувствовать другим.

^ 1.Как проявляется одиночество героев в произведениях (Роль внутренних монологов и лирических отступлений).

«В произведении «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого одиночество Николеньки проявляется в его монологе: «Все презирают меня и всегда будут презирать… мне закрыта дорога ко всему: к дружбе, любви, почестям… все пропало! Зачем Володя делал мне знаки, которые все видели и которые не могли помочь мне? зачем эта противная так смотрела на мои ноги? зачем Сонечка…она милочка; но зачем она улыбалась в это время? зачем папа покраснел и схватил меня за руку? Неужели даже ему было стыдно за меня? О, это ужасно!»2

А вот отрывок из IY главы произведения М.Горького «Детство», в котором проявляется одиночество Алёши: «Я лежал на кровати; оглядываясь… Спрятав голову под подушку, я смотрел одним глазом на дверь: хотелось вскочить из перины и бежать. Было жарко, душил густой тяжелый запах, напоминая, как умирал Цыганок и по полу растекались ручьи крови; в голове и сердце росла какая-то опухоль; все, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало»3.

Каждый из героев этих произведений испытывает чувство одиночества, подавленности. В произведении Толстого герой, испытывая чувство одиночества, думал о том, что произошло, переживал свои личные неудачи. А в произведении М. Горького герой страдает от того, что его ранит окружающая действительность, но изменить он ничего не может и то, что происходило в его душе, давило и уничтожало его. Оба эти мальчика по-разному испытывали чувство одиночества и каждый по разным причинам. (Алина З.)

Следующий вопрос помогал выяснить, насколько ребята поняли тексты произведений.

^ 2.Перечитайте концовки произведений: совпадает ли смысл последних фраз?

«Произведение Л.Н.Толстого заканчивается фразой (вопросом): «Мне приходит мысль: неужели провиденье для того соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них».4 Размышления героя говорят о его горечи потерь. Он уезжает вместе с отцом в другой город. Душа его страдает и плачет. Но он не один, о нем есть кому позаботиться.» (Алина З.)

«Детство» М.Горького» заканчивается словами деда: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошел я в люди.»5 Герой остался без матери, умерла бабушка, самый дорогой человек. А дедушка, единственный родной человек, отталкивает его от себя, дедушка заботится только о себе. Но нужно продолжать жизнь. И пробиться в люди. Концовка произведения заставляет задуматься, а что же будет с героем дальше? Я думаю, концовки у этих произведений разные». (Олеся К.)

^ 3.Чем похожи эти произведения и чем различаются? Это вопрос на сопоставление, обобщение материала помог понять, как дети относятся к описываемым событиям, насколько прочувствовали их.


«Произведения похожи тем, что в них описаны одинаковые жизненные ситуации: у обоих мальчиков умирают самые родные люди – мамы. Дети страдают, переживают первые потери. А.Пешков остается с бабушкой и дедом, который учит его жизни. Братьев у него нет. А у Николеньки была маман и Наталья Савишна, они тоже любили его. Но он остается с отцом, тетей, братьями. Оба героя очень одиноки. (Даша Ж.)

^ 4. Герои повести и природа.

Как взаимосвязаны жизнь ребенка и картины природы? Этот вопрос оказался самым трудным, так как требовал кропотливой работы с текстом, умения находить, понимать очень тонкие душевные переживания героев, сопоставлять их с картинами природы.

«Эмоции и настроение ребенка меняются в зависимости от картин природы. Все напоминало пережитые события. Если на улице дождь, то и настроение тоскливое». (Олеся К.)

Ответы детей на этот вопрос были неудачными

После изучения первой части трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество.

Юность » и повести М.Горького «Детство» авторы учебника предлагают провести письменную работу «Диалог со взрослым». Эта довольно сложная тема, требующая разговора по душам с родителями, неоднозначно была воспринята учащимися. Кто-то сразу отверг ее. «Я люблю своих родителей. С папой мне интересно читать и обсуждать журналы о машинах, рыбалке. Мама меня воспитывает, хочет, чтобы я был вежливым, послушным. Но какие вопросы я бы мог им задать, не знаю. Мне кажется, что у взрослых скучная жизнь и темы для разговоров. Мне с ними неинтересно разговаривать». (Антон Ш.) У ребенка сложился свой взгляд на жизнь взрослых, круг тем беседы со взрослыми очень ограничен.

А вот пример работы ученика, который знает о своих проблемах, но не знает, как их разрешить. Он очень критично относится к себе, и задача взрослого помочь ребенку воспитывать свою силу воли.

« Я бы хотел не вопросы задать родителям, а попросить у них прощения. Они обижаются на меня за то, что я не учусь так, как им хотелось бы. Не помогаю в домашних делах. Редко радую их хорошими оценками. За это я и сам в обиде на себя и очень хочу измениться. Побороть свою лень, тщательно делать уроки, радовать всех членов семьи. Ведь мои родители меня любят, и я очень хочу, чтобы они гордились мной». (Михаил Р.)

Эта тема сочинения – один из поводов для беседы с родителями на родительском собрании о том, понимают ли они своих детей, насколько взрослые близки по духу детям. Эта работа еще раз убедила меня в том, насколько важным предметом является в школе литература, предмет, который воспитывает ученика, помогает познать себя.

Примечания.

1. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования 5-9 классы, М., «Просвещение», 2006.

2. Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество. Юность», Государственное издательство художественной литературы, М., 1950,с.78

3. М.Горький «Детство», М., «Детская литература», 1986.

4. Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество. Юность», Государственное издательство художественной литературы, М., 1950,с. 103

5. М.Горький «Детство», М., «Детская литература», 1986 , с.222




Похожие:

Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconА. Г. Шнитке» «свете земли русской…»
Ю. Б. Шарова, учитель русского языка и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconИзучение повести А. Рекемчука “Мальчики” в мэл зинченко Галина Сергеевна
Зинченко Галина Сергеевна – учитель русского языка и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconПроектная деятельность как форма работы с одаренными детьми (в системе изучения творчества Л. А. Кассиля) Петрова Л. В
Учитель русского языка и литературы мбоу «Музыкально- эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» Энгельсского муниципального района Саратовской...
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» icon«Образовательно-художественное познание универсальных категорий бытия» Автор преподаватель музыкально-эстетического цикла моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»
Автор преподаватель музыкально-эстетического цикла моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса Саратовской области...
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconВнеклассное мероприятие. Составитель Балашова Е. В. учитель начальных классов, моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» 25 ноября День Матери (3 4 классы). Звучат фанфары. 1 ведущий
...
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconВнеклассное мероприятие: «День Победы» Автор: Костыряченко Ольга Александровна, учитель начальных классов моу «Музыкально эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса Саратовской области
Автор: Костыряченко Ольга Александровна, учитель начальных классов моу «Музыкально – эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса...
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconОсенние эстафеты
Составила Дьяченко Н. И., учитель начальных классов моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconУрок чтения и сольфеджио в 3-ем классе (Школа России)
Преподаватели моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» г. Энгельса : Балашова Е. В., Карпова Л. А
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconВнеклассное мероприятие «Безопасное детство забота общая!» Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке, авторы: Русанова Е. В., Капчинская В. А. Ход мероприятия
Внеклассное мероприятие «Безопасное детство – забота общая!» Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке, авторы: Русанова Е....
Мир детства в автобиографической литературе (Методика сопоставительного анализа в цикле уроков мэл). Петрова Л. В., учитель русского и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» iconI. Общие положения I. Учредители
Саратовской области, гаоу дпо «Саратовский ипк и про», Комитет по образованию и молодежной политике Энгельсского муниципального района,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы