Анализ стихотворения icon

Анализ стихотворения



НазваниеАнализ стихотворения
Дата конвертации04.01.2013
Размер37.88 Kb.
ТипДокументы
источник

Анализ стихотворения


Общий план анализа стихотворения:

    1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
    2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
    3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
    4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
    5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
    6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
    • фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
    • лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
    • синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
    7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
    8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

  Вопросы и задания к конкретному стихотворению    помогают лучше понять и проанализировать текст стихотворения . Например, в общем плане анализа стихотворения есть вопрос :     6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении…
  В вопросах и заданиях к стихотворению «На холмах Грузии…» это задание конкретизируется: Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

Задание: напишите сочинение - анализ стихотворения, используя общий план анализа стихотворения. Если какие – то вопросы плана для вас сложны , обращайтесь за помощью к более конкретным вопросам и заданиям .

  ^ Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

  1. Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?

  2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?

  3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?

  4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?

  5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

  6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?

  7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?

  8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

  9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

      Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

  2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

  3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

  4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?

  5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

  6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

    ^ Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

  1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?

  2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

  3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

  4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?




Похожие:

Анализ стихотворения iconАнализ стихотворения
Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат)
Анализ стихотворения iconПлан анализа стихотворения: Автор и название стихотворения. История создания стихотворения
История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено)
Анализ стихотворения iconДокументи
1. /стихотворения/Любимый город.docx
2. /стихотворения/Люблю.docx
Анализ стихотворения iconУрок начинается с прослушивания обучающимися стихотворения И. Бунина «Листопад»
Красота природы в стихотворениях Ивана Алексеевича Бунина («Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»)....
Анализ стихотворения iconДокументи
1. /Стихотворения/Александр Николаевич Радищев - Стихотворения.txt
Анализ стихотворения iconЗадание 2 Анализ стихотворения
Вихрем мчится, сплошной поток, прямо, кругами, налево и направо носится, вдоль, вокруг, спешат
Анализ стихотворения icon«Читая Менделеева» Здесь зашифрованы две строч­ки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева»
Здесь зашифрованы две строч­ки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева». Разгадайте этот ребус; постарайтесь найти полный...
Анализ стихотворения iconУрок 1 Тема
Тема: Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием...
Анализ стихотворения icon02. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе
Кл работа. Прочитать стихотворения и сделать сопоставительный анализ стихотворений о природе В. А. Жуковского, А. К. Толстого, И....
Анализ стихотворения iconУрок по русскому языку по теме: «Словообразование». 5кл. Учитель Снопова Т. Г
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы