Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам icon

Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам



НазваниеКляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам
Дата конвертации20.10.2012
Размер73.8 Kb.
ТипДокументы
источник

КЛЯЙНФЕЛЬДЕР Н.Е.

ОТ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ – К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ

В соответствии с ФГОС каждый ученик основной школы в процессе изучения русского языка и литературы должен овладеть умением формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты [1].

Добиться поставленных целей без организации исследовательской деятельности проблематично. Именно исследовательская деятельность способствует формированию поведения, в основе которого умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, задавать проблемные вопросы, отбирать и систематизировать материал в процессе поиска ответов на поставленные вопросы и т.п. Обучая основам исследовательской деятельности с применением эвристической технологии (А.В.Хуторской), необходимо соблюдать принцип «от простого – к более сложному». Учитель создаёт систему заданий, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. Ко всем этапам системы формулируются дидактические задачи, подбираются эффективные групповые и индивидуальные формы и приёмы работы на уроках и внеурочной деятельности, особое внимание уделяется способам мотивации к ученическому труду с учётом разного уровня подготовки школьников. Каждый педагог выбирает свою траекторию деятельности, составляет свою карту или маршрут, начало которого - обучение основам научного творчества.

^ Цель доклада – описать некоторые фрагменты опыта применения эвристической технологии на этапе обучения основам научного творчества в практике учителя русского языка и литературы.

Обучение основам научного творчества целесообразно вести по следующим направлениям:

  1. Обучение методике организации и осуществления исследования через такие формы работы, как мини-исследование текста, которое проводится сначала по плану учителя, затем по алгоритму, составленному самостоятельно или в группах. От мини-исследования ученики постепенно переходят к исследовательским проектам, экспериментам, разработкам эвристических олимпиад, интеллектуальных конкурсов, уроков.

  2. Разработка системы творческих заданий, направленных на развитие воображения учеников, развитие гибкости и оригинальности мышления, формирование и развитие дивергентного мышления.

  3. Организация работы с учебным материалом: текстами произведений разных стилей, словом как единицей речи, Интернет.

Поэтому одной из дидактических задач обучения пятиклассников становится создание оптимальных условий для творческого самовыражения, осознания пятиклассниками возможности ситуации личного успеха по результатам самостоятельного наблюдения, значимости собственного открытия в микроисследовании. Предмет исследования в начале учебного года - оглавление учебника и разработка под тьюторством педагога или его помощника из числа старшеклассников модели работы по предмету с планом индивидуального пути освоения тех или иных разделов, при этом выбирается тема для учебного исследования. Школьники, выяснив структуру учебного пособия, последовательность расположения учебного материала по разделам, обсудив результаты наблюдений на уроке, выбирают самые разнообразные темы для исследования: «Фонетические процессы: оглушение и озвончение согласных», «Что такое –ИЙ?», «Почему словом можно убить?», «Исчезнувшие буквы алфавита», «Зри в корень! А если его нет?», «Почему мы так говорим, или орфоэпические нормы», «Жанр сказка-быль. Что это?» и др.

Задача учителя - включить в рабочие программы по русскому языку и литературе возможные и продуктивные варианты деятельности учеников, предполагающие поиск нестандартных решений, заинтересовать их исследованием. На первых уроках нового учебного года я организую работу в группах над выяснением этимологии и лексического значения слова «исследование». В ходе обсуждения и выдвижения различных гипотез создаётся гнездо родственных слов, формулируется их лексическое значение, выявляются общее и отличительное в оттенках значений. Это приближает учеников к пониманию смысла исследовательской и познавательной деятельности и даёт возможность после сравнения своих выводов с мнением составителей академических словарей почувствовать радость открытия.

Корень - «след» (Оставить след. Идти по следу.):

  • пре-след-овать – преследова-тель – преследова-ни-[j-э];

  • по-след-овать – последова-тель – последователь-ный – последовательн-о;

  • на-след-овать – наслед-и[j-э];

  • ис-следовать – исследова-тель – исследователь-ский.

Научное творчество немыслимо без сформированного оригинального творческого мышления, умения видеть проблему и разрабатывать гипотезу. Способствует обучению основам научного творчества система творческих заданий. Несколько примеров заданий дивергентного типа для активизации познавательной активности пятиклассников, помогающих детям осознать, что на каждую выявленную проблему имеется несколько точек зрения:

  • Какую цель преследовали составители учебно-методического комплекса, создавая материал данного упражнения? Чему вы научились в результате его выполнения? На какие моменты параграфа вы акцентировали внимание после выполнения задания этого упражнения?

  • Внимательно изучите упражнения, представленные в разделе «Буквы И-Ы после Ц». Объясните целеполагание и логику их расположения. Сделайте вывод о наличии системности. Создайте свой вариант заданий и наполните эти задания примерами из самостоятельно прочитанного произведения.

  • Перед вами текст. Выберите раздел учебника, сформулируйте тему урока. Сформулируйте задание к предложенному фрагменту текста соответственно выбранной теме. Какое место в системе упражнений займёт созданный вами продукт? Обоснуйте свой ответ.

  • Внимательно выслушайте ответ одноклассника. Внесите изменения, дайте рекомендации по работе с выявленными недочётами.

Исследовательские навыки оттачиваются в процессе выполнения заданий на наблюдательность, выявление сходства (аналогии) и различия, построение ассоциативного ряда:

  • Вставьте пропущенные буквы. Найдите «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор. Чему учит этот вид задания?

А) и..следование, и..терика, и..сушить, и..черпать

Б) во..стание, во..питание, во..пылать, во..седать

В) ра..дать, во..дать, ..дать, бе..дарность

Г) ..десь, ..доровье, ..дешний, ..делать

Д) ..дать, ..бивать, ..делать, ..дание

  • Выберите тему урока (раздел). Создайте интерактивный тренажёр (диктант или тест) по теме. Обоснуйте выбор заданий.

Развитию творческого воображения школьников помогают эвристические задачи:

  • Приведите примеры предложений, проясняющих морфологические признаки следующих слов: мой, лай, рой, три, мимо, благодаря. Добавьте свои варианты слов.

  • Представьте себе, что вы лингвист и составитель словаря. Выберите слово и напишите по нему словарные статьи для орфографического, орфоэпического, толкового, словаря синонимов, антонимов, литературоведческих терминов и других известных вам видов словарей. Объясните, почему вы именно так, а не иначе построили словарную статью.

  • Опишите фрагмент картины А.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Создайте художественный образ ветра, дождя, лепестков, облаков, дерева, террасы, стола (по выбору) с использованием авторских метафор, различных способов сравнения.

  • Придумайте сюжетные рассказы по картине Ф.Решетникова «Опять двойка!», сначала оправдав, а затем осудив поведение главного героя.

  • Дайте определение изучаемому фонетическому явлению, объясните причины его вызвавшие, историческую закономерность.

  • Рассмотрите примеры и сформулируйте орфографический принцип. Добавьте свои примеры.

Уроки и внеклассные мероприятия по литературе и курсу «Культура народов Поволжья» [2] – прекрасная возможность использовать интеграцию и развить навыки и закрепить умения, сформированные в процессе изучения русского языка. Традиционно больше внимания я уделяю разделу «Устное народное творчество». Загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды, мифы дают богатейший материал для исследования, создания эвристических заданий и решения их. Тематическое многообразие пословиц, различный подход паремиологов к их классификации, художественные особенности жанра интересны школьникам, вызывают желание внести «свой» вклад в фольклористику. Примеры заданий:

  • Как ты понимаешь смысл пословицы «Кто за хлеб-соль берёт со странного, у того спорыньи в дому не будет»? Что такое «спорынья»? Кого называли «странным»? Какие значения есть у этого слова сейчас? Аргументируй свой ответ.

  • Ваш вариант толкования пословицы «Затрапезный видок – неудачи залог»? Что значит «затрапезный»? Исследуй этимологию и изменения в лексическом значении слова.

  • Вспомни пословицу. За какой гуж необходимо взяться? Исследуй употребление слова «дюж» в среде современных носителей языка.

  • Найди пословицы о Родине у народов, проживающих на территории Поволжья. Объясни сходство и различия.

  • Создай иллюстрированный сборник современных пословиц.

  • Исследуй тематическое многообразие и систему образов современных пословиц. Какие изменения выявлены? Причины?

Так постепенно учитель подводит своих учеников к мысли о более серьёзном исследовании. Такими исследованиями в текущем учебном году стали: «Типичные черты русского национального характера в моих любимых пословицах и поговорках», «Мои любимые пословицы о Родине, родном крае и его людях», «Современные пословицы и поговорки», «Современные пословицы как критерий нравственности народа», турнир знатоков для 5-6 классов «Делу время, потехе час», с которыми ученики приняли участие в школьной научно-практической конференции и межрегиональном интернет-конкурсе «Мои любимые пословицы и поговорки».

Созданная система заданий повышает на 9,3 % высокий и 12,8 % средний уровень сформированности творческих способностей и эвристического мышления, позволяет успешно готовить к эвристическим олимпиадам и уже в 6-м классе проводить полноценные уроки-исследования, например на тему «Веяние человеческого счастья» в рассказе Л.Н.Андреева «Ангелочек», главная цель которого – исследование художественного метода писателя, анализ текста произведения. Работая индивидуально и в группах, ученики сами формулируют цель и задачи урока, выбирают маршруты исследования текста, стиля, метода писателя, защищают свои работы и на этапе рефлексии делают выводы о результативности урока и исследования, роли каждого участника группы [3].

Таким образом, использование творческих заданий и эвристических задач на уроках русского языка и литературы, интегрированных с краеведением, изобразительным искусством, МХК, следует тенденциям современного образования: активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у школьников мотивацию к учению, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую, исследовательскую.

Литература и интернет-ресурсы

  1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

  2. Волжские сказки, легенды, были: учеб.пособие для 5 кл./сост. Л.П.Толкачёва. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011. – 80 с.(Программа «Культура народов Поволжья»)

  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,58800

  4. http://www.khutorskoy.ru/




Похожие:

Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconДокументи
1. /Решение эвристических задач как способ развития одаренности детей.doc
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconUnified system for design documentation. Graphic designation. Pipeline elements
Разработан научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом промышленных гидроприводов и гидроавтоматики (ниигидропривод),...
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconРешение эвристических задач как способ развития одаренности детей
За годы работы я столкнулась с достаточно серьезной проблемой неумение детей использовать информацию для конкретных целей. Эта проблема...
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconМосква предисловие 1 разработаны
Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ао «цниипромзданий»)...
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconEnvironmental management systems. General guidelines on principles systems and supporting techniques
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству...
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconГост р 50571. 23-2000 (мэк 60364-7-704-89) государственный стандарт российской федерации электроустановки зданий Часть 7 требования к специальным электроустановкам раздел 704 Электроустановки строительных площадок госстандарт россии москва
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом электрификации сельского хозяйства (виэсх) и Всероссийским научно-исследовательским...
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconЛомова И. С. Влияние эвристических олимпиад на развитие творческого потенциала учащихся

Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам icon2. 10. Требования к зданиям, построенным по старым проектам

Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconДокументи
1. /Требования к проектам.docx
Кляйнфельдер н. Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам iconДокументи
1. /положение по проектам ТОС 2012.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы