Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья icon

Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья



НазваниеПрограмма по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата конвертации29.10.2013
Размер155.76 Kb.
ТипПрограмма
источник

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 4


Рассмотрено Утверждено

Руководитель МО директор школы

«___»_________ интерната № 4

______________ __________Горев А.А.


ШКОЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО РАСШИРЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

«Р А Д У Г А»


г. Свободный


Пояснительная записка.


Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Главной задачей программы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

«Радуга» - это программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья, при реализации которой на первом этапе обучения отрабатываются первоначальные навыки чтения по современным и традиционным технологиям обучения, расширяется круг чтения школьников с учётом структуры дефекта и одновременной ориентацией на потенциальную возможность каждого ребёнка.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.


^ I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ


Педагоги хорошо знают, что несформированность навыков чтения в начальной школе влечет в дальнейшем у ребёнка неуспеваемость, что первые шаги к незнанию, шаги к тому, что учёба становится наказанием. Ребёнок психологически становится ограниченным в активной познавательной деятельности, перестает мыслить, ограничивает своё развитие , равнодушен к книге.

На протяжении уже многих лет учителя с тревогой наблюдают, что книга перестает интересовать детей. И если в начальной школе учащегося ещё можно «заставить» (различными педагогическими воздействиями) пойти в библиотеку, то в средних и старших классах это сделать практически невозможно.


Проведя исследование, были сделаны следующие выводы:

а) учащиеся, имеющие в начальной школе высокую технику чтения, на протяжении всех лет учёбы имеют стабильные знания по всем предметам;

б) читающие дети обладают устойчивыми нравственными качествами;


^ II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Реализация содержания программы даст возможность работать с различными методиками по совершенствованию навыков техники чтения учащихся, расширит круг чтения школьников, будет являться коррекционным направлением по развитию и охране зрения и ориентирована на адаптивный характер к структурам дефекта с одновременной ориентацией на потенциальные возможности детей, а также является одним из основных направлений для реализации принципа личностно-ориентированного обучения и воспитания.


^ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ



  • Совершенствование навыков техники чтения учащихся.

  • Воспитание через книгу нравственно-эстетического опыта ребёнка, устойчивость к разного рода негативным явлениям современной жизни.

  • Коррекция недостатков речи. Работа по культуре и развитию речи.

  • Развитие и охрана зрительного восприятия через работу с различными методиками по совершенствованию навыков чтения.

  • Координация всех субъектов целевой программы для реализации принципа индивидуального развития личности ребёнка.


^ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


  • Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

  • Формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения.

  • Формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.


^ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Совершенствование техники чтения каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных способностей.

  • Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  • Воспитание культуры, нравственных качеств личности ребёнка.


^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

  1. Проверка техники чтения

  2. Проверка читательского кругозора.

  3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (2, 3 и 4 классов)



^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «Радуга» включает в себя два ведущих направления:

  1. Учебно-коррекционное.

2. Внеклассное.

^ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК



УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

Программа

^ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ

Цель: коррекция произношения



ЧАС ТИХОГО ЧТЕНИЯ

(совместная работа с воспитателями)



^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ





^ ВНЕКЛАССНЫЙ БЛОК





ТЕАТР СКАЗОК

Проводит педагог дополнительного образования









^ КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ:

  • общешкольные

  • городские

  • областные








ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПРАЗДНИКИ

^ ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «РОДНИЧОК»





СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С БИБЛИОТЕКАМИ:

  • школьной

  • городской





Проверка читательского кругозора.

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»


Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

  1. Любишь ли ты читать? 5. Что любишь больше всего?

- да - читать сам

- нет - слушать чтение взрослых

2. Почему ты любишь читать? 6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

- можно многое узнать - читают

- интересно - не читают

3. Посещаешь ли ты библиотеку? 7. Как ведут себя родители во время твоего

- да чтения?

- нет - хвалят

4. Что ты любишь читать? - ругают, сердятся

- стихи 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую

- сказки недавно прочитал?

- смешные рассказы - могу

- рассказы о животных


^ Проверка читательского кругозора во 2- классе.


Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тему детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с её обложки?

  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  3. Назови писателей-авторов сказок.

  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  6. О чём мы читали в последнее время? (Темы чтения)

  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  9. Чем отличаются стихи от прозы?

  10. О чём вы любите читать?

  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? О чудесах и волшебстве? О временах года? О детях? О взрослых? О труде? И т.д. по всем темам чтения.

  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?


Проверка читательского кругозора в 3 классе.

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок.

  4. Какие басни вы знаете?

  5. Кто из писателей пишет о природе?

  6. Назовите авторов зарубежной литературы.

  7. Назовите известные вам жанры произведений.

  8. Назовите любимые темы чтения.



Проверка читательского кругозора в 4 классе.

Читательский кругозор четвероклассника можно проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественные издания, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения, книги-сборники, собрания сочинений классиков литературы.)

  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Чехова, Платонова, Пришвина и др.)

  4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребёнком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. – или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

  5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

  6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

  7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

  8. Чем отличается литература от других видов искусств? Художественное произведение – это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. Тексты – это чужая речь на определенную тему и имеют жанр.


Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.


^ РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА

ПО РАСШИРЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

для 1 – 4 классов

2008 – 2009 г.

Дата

Тема

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

сентябрь

«Самые интересные книги, прочитанные летом».

Конкурс рисунков по прочитанным книгам.

Беседа. Посещение библиотеки.

Организация и проведение конкурса.

Обзор новых книг для чтения.

Выставка рисунков.

октябрь

Конкурс чтецов «Унылая пора, очей очарованье…».


Библиотечный урок «Твои первые энциклопедии».

Конкурс чтецов.

Посещение библиотеки.

Подготовка и участие в конкурсе чтецов.

Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.

ноябрь

Литературная игра-викторина

«Лукоморье» по сказкам А.С.Пушкина.

Литературная игра-викторина.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

декабрь

«Новый год идёт по свету»

Творческая мастерская «Новогодняя».

Игровая программа- праздник.

Конкурс чтецов «Стихи о зиме».

Подготовка и проведение мероприятия.

январь

Игра-викторина по прочитанным книгам «Почитаем, поиграем и загадки отгадаем».

Викторина

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.

февраль

Писатели-юбиляры.

Устный журнал.

Рассказ о творчестве

писателя.

март

Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

Литературная игра-викторина.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

апрель

Театральный праздник «День птиц».

Конкурс семейных плакатов и рисунков.

Организация и проведение конкурса.

Драматизация отрывков из произведений о птицах. Конкурс рисунков. Чтение стихов.

май

«Папа, мама, я – читающая семья».

Проектная деятельность.

Праздник для родителей и детей.

Конкурс на самую читающую семью.

Конкурс на лучшее чтение стихов.

Любимые книги родителей в детстве

«Дайте до детства обратный билет».



^ РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА

ПО РАСШИРЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

для 1 – 4 классов

2009 – 2010 г.


Дата

Тема

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

сентябрь

«Здравствуй, книга!»

Посещение библиотеки.

«День новой книги».


Проектная деятельность.

Экскурсия.

Защита читательских дневников.

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста.

октябрь

«Здравствуй лес, полный сказок и чудес».



Литературно-экологический праздник.

Конкурс чтецов. Конкурс лучших сочинений об осени.

Выставка рисунков и поделок из природного материала.

ноябрь

И.Крылов «Уж сколько раз твердили миру…».

«Наши верные друзья».

(30 ноября – День домашних животных).

Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Игровая программа.

Творческая работа по классам.


Викторины, конкурсы, кроссворды.

декабрь

«Новогодняя сказка».

Театрализованный праздник.

Игровая программа.

Разучивание стихов, песен, частушек, сценок.

январь

«И в шутку, и всерьёз». Рассказы Н.Носова.

Конкурс

кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.

февраль

«Литературная гостиная».

Встреча с писателем.

Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями.


март

«Путешествие в книжное царство – мудрое государство».

Игровая программа.

Подготовка к празднику, мероприятие.

апрель

Литературный турнир

«Чемодан приключений».

Литературная

игра

Подготовка и проведение турнира.

май

Современные детские журналы и газеты.

Фотоконкурс «Я читаю».

Творческая деятельность.

Фотоконкурс проект.

Подготовить рекламу журнала.

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.



^ РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА

ПО РАСШИРЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

для 1 – 4 классов

2010 – 2011 г.


Дата

Тема

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

сентябрь

«Лето с героями любимых книг».

«Путешествие в книжный дом».


Проект.

Беседа. Игровая программа.


Презентация читательских дневников.

октябрь

«Подарки щедрой осени».

«Хлеб – чудо земли!».

Литературно-экологический праздник.

Конкурс чтецов. Разучивание стихов, песен, пословиц, частушек о хлебе.

ноябрь

«Пристань – «Сказочная».

(«Острова в океане»)

20 ноября – Всемирный день детей.

Театрализованная игра-путешествие.

Подготовка и проведение мероприятия.

декабрь

Писатели – юбиляры.

«Большой мир детского поэта».

Литературный праздник.

Проект.

По календарю знаменательных дат.

январь

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?

Читательская конференция.

Подготовка и проведение конференции. Работа организуется по классам. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

февраль

«Литературная гостиная».

Конкурс чтецов.

Встреча с писателем.

Конкурс чтецов.

Посещение «Дома-музея им.Комарова» и встреча с писателем.

Подготовка и участие в конкурсе чтецов.

март

Сочиняем сказки.

Проект.

Дети сочиняют сказку, оформляют ее в книжку-малышку и инсценируют её.

апрель

«Пословицы и поговорки».

Творческая деятельность.

Игровая программа.

Подготовка и проведение мероприятия.

май

Литературная игра

«Слабое звено».

Литературная игра.

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.




Похожие:

Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья icon2 Программа коррекционной работы 4 Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья icon«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление Воробьёвой М. А. на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального детского сада Учитель дефектолог 1 категории Светлана Боброва
Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconСовещание для руководителей государственных бюджетных образовательных учреждений Архангельской области доя детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей,
Архангельской области доя детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconУсловия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 10. 01. 2013 года в школе обучается 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 3 ребенка инвалида
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconПрограмма коррекционной работы Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья icon«Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья» на базе гбоу оош с. Кузькино
Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconПоложение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Учреждения
Настоящее положение регулирует деятельность Учреждения, осуществляющее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconОхрана жилищных прав является одной из важнейших задач, стоящих перед «Алейским специальным (коррекционным) детским домом для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Защита жилищных и имущественных прав воспитанников кгоу «Алейский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными...
Программа по расширению читательского интереса детей с ограниченными возможностями здоровья iconПриказ №92-р Об утверждении Положения по организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», рекомендациями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы