Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» icon

Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5»



НазваниеПериод реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5»
страница1/2
Бабушкина Елена Валерьевна
Дата конвертации01.11.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»







Период реализации:

1,2,3 смены

Автор:

Бабушкина Елена Валерьевна,

социальный педагог

МОУ «СОШ №5»


Г. ЛАНГЕПАС

2011


Содержание.



  1. Информационная карта программы:

    • полное название программы;

    • авторы программы;

    • руководитель программы;

    • адрес учреждения, представившего программы;

    • телефон;

    • цель программы;

    • сроки реализации программы;

    • место реализации программы;

    • участники программы;

    • кадровое обеспечение;

    • финансовое обеспечение программы………………………………………3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………............4

  3. Цели и задачи программы…………………………………………………………6

  4. Основные условия реализации программы……………………………………...6

  5. Понятие и содержание толерантного воспитания………………………………6

  6. Принципы программы……………………………………………………………7

  7. Нормативно-правовые документы………………………………………………8

  8. Кадровое обеспечение программы………………………………………………8

  9. Ожидаемые результаты программы……………………………………………..8

  10. Содержание программы………………………………………………………….11

  11. Приложение №1 к программе…………………………………………………...25

  12. Приложение №2 к программе…………………………………………………....28

  13. Приложение №3 к программе……………………………………………………29

  14. Приложение №4 к программе …………………………………………………...30



Информационная карта программы.

п/п

Наименование

Содержание

1.

^ Полное название программы

«Город Толерантности».

2.

Автор-составитель программы

Бабушкина Елена Валерьевна - социальный педагог МОУ «СОШ №5».

3.

Руководитель программы

Щукина Надежда Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ №5»

4.

Адрес учреждения, представившего программу

628672, г.Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра, ул. Дружбы народов, 7.

5.

Телефон

Тел/факс 8 (34669)26441, 27586

6.

Форма проведения

Ролевая игра, диспут, тренинги, праздники, конкурсы, экскурсии, игра по станциям.

7.

^ Цель программы

Формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных жизненных ситуациях.

8.

^ Специализация программы

Воспитание толерантности

9.

Сроки реализации программы

1, 2, 3 смены летнего пришкольного лагеря.

10.

Количество подпрограмм

1. Подпрограмма «Мудрые сказки-добрым детям» (автор Черная И.В);

2. Подпрограмма дворового клуба «Ретро» «Все различны -все равны» (автор Писарева И.А.).

11.

Место реализации программы

Площадка летнего пришкольного лагеря города Лангепас.

12.

Официальный язык

Русский

13.

Общее количество участников программы

275 человек

14.

География участников

Подростки 7-15 лет.

15.

Условия участия в программе

добровольное

16.

История осуществления программы

От плана мероприятий по воспитанию толерантности до написания программы летнего отдыха «Город Толерантности»

17.

^ Кадровое обеспечение программы

Педагогические работники образовательных учреждений города Лангепас.

18.

Финансовое обеспечение программы

Привлечение внебюджетных средств.

19.

^ Особая информация и примечания

Программа «Город Толерантности» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.



^ Пояснительная записка.


Существование в сегодняшнем мире, представляющем собой разнообразие типов государств, политических режимов, религиозных воззрений, национальностей, традиций, направлений в искусстве, социальных позиций и статусов, видов деятельности и образов жизни, наряду с такими человеческими качествами, как патриотизм, гражданственность, диктует необходимость проявления терпимости и понимания к взглядам, интересам, верованиям, жизненным потребностям других людей.

Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления и развития демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества. В условиях обострения мировых противоречий наиболее важными видятся задачи формирования у подрастающего поколения гражданских качеств, умений и навыков: это потребность и способность к принятию осознанных решений при выборе собственных позиций, понимание и терпимость политических, религиозных оппонентов, признание других культур, формирование умения анализировать сведения, получаемые через СМИ и другие источники, и формирование потребности участвовать в улучшении жизни не только в своей стране, школе, дворе, семье, но и на всем земном шаре.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с обучающимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа «Город Толерантности» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Программа «Город Толерантности» помогает педагогу научить детей следующему:

1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.

8. Ценить свою и чужую жизнь.

9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.

Цели и задачи программы.

Целью программы является формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;

  • сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутригрупповых отношений;

  • совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;

  • прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

  • помочь воспитанникам быть понятыми и признанными;

  • пропаганда здорового образа жизни.



Основные условия реализации программы:

  • обеспечение многообразия видов деятельности, в которую включается ребенок;

  • создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе;

  • организация воспитания общения посредством коллективных форм деятельности;

  • формирование познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности;

  • формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться;

  • сочетание в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

  • личностный пример педагога, способного собственным поведением влиять на динамику личностных отношений в коллективе;

  • развитие и совершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогов;

  • организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение;

  • профессионально-педагогическая компетентность кадров.

^ Понятие и содержание толерантного воспитания.

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:

бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);

педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, обучающимся, умение понять и простить их несовершенства);

религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);

этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);

музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);

спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);

культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).

^ Программа основана на принципах:

Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;

Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;

Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;

Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;

Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом РФ “Об образовании”.

Кадровое обеспечение программы.

  1. Начальник лагеря с дневным пребыванием

  2. Педагог-организатор – 1

  3. Воспитатели – 4

  4. Педагог-психолог – 1

  5. Спортивный инструктор – 1

  6. Музыкальный работник - 1

  7. Педагоги дополнительного образования – 2

Ожидаемые результаты программы.

  • Сплочение временного детского коллектива;

  • Развитие толерантности;

  • Повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся;

  • Приобретение детьми нового социального опыта;

  • Установление полезных контактов среди сверстников;

  • Повышение степени удовлетворенности детей и их семей от детского лагеря;

  • Закрепление навыков здорового образа жизни;

  • Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива

^ Механизм реализации Программы

К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.

Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.

Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.

Намечается проведение педагогического совещания по итогам работы летнего лагеря при школе, методического совещания по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.

Предусматривается создание «методической копилки».

Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.

В подготовительный период воспитатели:

  1. знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря;

  2. по решению начальника лагеря распределяются по отрядам;

  3. составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей;

  4. подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками и т.д.);

  5. принимают участие в эстетическом оформлении лагеря.


Лагерная смена условно делится на три периода:

  • организационный,

  • основной;

  • заключительный.


Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателями стоит несколько задач:

  1. познакомиться с отрядом (узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы);

  2. помочь адаптироваться к новым условиям, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда);

  3. создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок);

  4. включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены);

  5. создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).


^ 2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами воспитателя становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся, либо вообще без участия детей данного отряда, либо наоборот, полностью задействуя их в подготовке. Самое главное «перевернуть все с ног на голову».


^ 3. Заключительный период начинается за два дня до конца смены.

Подготовка к окончанию смены (грамоты, проведение и обработка анкеты).


Содержание программы.

Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры “Город Толерантности».

Участниками игры становятся все ребята и взрослые, прибывшие в лагерь «Дружба». Каждому ребенку нужно пройти по дороге добрых дел. На пути к успеху нужно обследовать уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, примерить его “одежды” и найти своё место в деле общего Успеха, через индивидуальную и коллективно – творческую деятельность.

“Город Толерантности” имеет свой флаг, девиз, гимн и клятву.

^ Девиз: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Гимн: “ Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”!

Клятва: “Каждый житель города Толерантности должен быть достойным жителем города! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!”

Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости.

Правит городом Градоначальник и его министры:

  • Министр финансов – организатор трудовых дел.

  • Министр спорта – организатор спортивных дел.

  • Министр культуры – организатор “Хобби – центра”, мастерских.

  • Министр образования – организатор творческих дел (работа творческой лаборатории…).

  • Министр добра – организатор всей воспитательной работы. (Служба “Биржа идей”).

  • Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе жизни (^ Клуб Пилюлькина).

Исходя из направлений деятельности, основной период смены делится на три этапа: “Творчество”, “Сообщество”, “Познание”. За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

День в свою очередь состоит из трех блоков:

  • Утро – Информационный блок (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;

  • День – Практический блок (Получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу;

  • Вечер –  Творческий блок (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.

Каждый новый день проходит под общим девизом, согласно выбранной тематике дня.

По мере участия жителя города Толерантности в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак признания его заслуг и его имя останется в истории “Города Толерантности” и будет отмечено на “Площади радостных событий”.

Участие и успех отрядов в общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою расшифровку:

^ Символ красного цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).

Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше! (II место).

Символ желтого цвета: У тебя есть ещё шанс (III место).

^ Символ синего цвета: Маловато старания и творчества.

В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу ^ “ДРУЖБИК ”. У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:

1. Источник дохода:

  • за выполнение индивидуальных трудовых заданий;

  • за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;

  • за содержание в чистоте и порядке отрядных комнат;

  • за инициативное дело на пользу города;

  • за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.

^ 2. Источник расхода:

  • за плохое поведение в столовой;

  • за плохое дежурство отряда;

  • за беспорядок в отрядных комнатах;

  • за беспорядок дежурного отряда на территории города;

  • за нарушение законов города Толерантности;

  • за употребление грубых слов.

На протяжении всей смены любой житель города может выбрать кружок в “Хобби-центре”, мастерскую, творческую лабораторию и научиться делать то, чего раньше не умел и что значимо для его творческих и интеллектуальных способностей.


Хобби-центр” предлагает:

  • “Бусинка к бусинке” – учатся создавать красивые и оригинальные изделия из бисера;

  • “Сувенир” – изготовление сувениров из подручного природного материала;

Мастерские:

  • “Игровых дел мастер” – здесь обучаются методике проведения игровых программ;

  • “Хорошие манеры на живых примерах” – для тех, кто интересуется правилами и нормами поведения в области этикета.

Творческие лаборатории:

  • “Клуб здоровья” – для тех, кто интересуется спортивными видами деятельности;

  • “Пять шагов к себе” – если тебе интересно научиться общению со сверстниками, уметь лучше понимать друг друга.

  • “Умники и умницы” – приглашаются все те, кто хочет помочь и принять участие в разработке и проведении интеллектуальных, творческих дел. Научиться их проводить самому.

На протяжении всего периода смены работает служба “Биржа идей”, которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует выпуск городской газеты . (Работа пресскоров, проведение экспресс – опросов, анкетирование, сбор и обработка информации в лагере).

В итоговый период смены всем жителям, по результатам игры, вручаются дипломы:

  • “Сердце Данко” – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей города;

  • “От сердца к сердцу” – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.

  • “Зажечь сердца” – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.

По итогам смены каждый ребенок уносит с собой “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за смену

^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для оценки достижений результатов будут использованы показатели:

Результат

Метод оценки

Ответственный

Укрепление здоровья

1.Журнал посещения медицинского кабинета (динамика роста, веса, диагнозы);

2.Личная гигиена;

3.Режим дня, питания (водные процедуры, подвижные игры, спортивные занятия, эстафеты, зарядка, походы) .


Фельдшер

Саморазвитие и самореализация

1.Отзывы, рисунки, анкетирование;

2.Участие в общелагерных делах, акциях, мероприятиях  (сцена);

3.Участие в отрядных делах (грамоты);

4.Экран чистоты и порядка. 

Воспитатели

Воспитатели


Воспитатели

Фельдшер


Социум общения

(уровень конфликтности)

1.Соблюдение законов лагеря;

2.Портрет отряда (в красках, в настроении).

Воспитатели

Воспитатели

Эмоциональное благополучие отдыхающих 

1.Беседы с родителями;

2.Организация родительских дней.

Воспитатели

Воспитатели

^ Подпрограмма «Мудрые сказки – добрым детям»

(автор – заведующая медиатекой – библиотекой МОУ «СОШ №5» И.В. Черная)


Краткое содержание программы.

Программа предполагает разнообразные формы приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы на основе совместной деятельности школьной библиотеки и летнего лагеря.

Реализация программы позволит апробировать новые активные формы деятельности по стимулированию интереса детей к чтению (викторины, игры, конкурсы, развлекательно-познавательные игры, чтение (громкие чтения), обсуждения, презентации, рисование, создание альбома отзывов, литературные игры с элементами театрализации), направленных на заполнение досуга детей и подростков, развитие творческого потенциала, воспитание толерантности.


^ Программа «Мудрые сказки – добрым детям»

Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры.

Становление ребёнка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки в жизни ребёнка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве.

Программа летнего чтения «Мудрые сказки – добрым детям» включает в себя совместную творческую работу школьных библиотекарей и детей, ставя задачей организацию летнего досуга детей дошкольного и школьного возраста через игру и книгу, стимулируя чтения детей в период летних каникул.

Участие в различных конкурсах, предполагает развитие творческих способностей детей и подростков, формирование творческого мышления, развитие эстетического вкуса.

Реализация программы способствует тому, чтобы чтение стало привлекательным, интересным и полезным для ребенка; позволяет более продуманно строить систему работы библиотеки со всеми группами читателей разных возрастов, кроме того, групповое творчество в проекте способствует установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми разного возраста и социального положения, укреплению дружбы между народами, что в целом благотворно отражается на психологическом состоянии детей.

В проекте примут участие учащиеся МОУ «СОШ №5» пришкольного лагеря «Дружба» (100 детей).


^ Цель программы:

- Заполнение досуга детей дошкольного и школьного возраста в летние каникулы;

- Формирование толерантного отношения к культурным традициям народов России.


Задачи:

  • привлечь читателей к активному участию в летней программе чтения;

  • способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения детей и подростков с помощью книг;

  • способствовать развитию читательского интереса через различные формы работы: беседы, викторины, конкурсы, развлекательно-познавательные и литературные игры, презентации сказок, комментированное чтение, обсуждения;

  • создание условий для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций;

  • воспитание у малышей читательской потребности в постоянном общении с книгой;


^ Механизм реализации подпрограммы:

Программа «Мудрые сказки - добрым детям» направлена на организацию досуга детей дошкольного и школьного возраста в летние каникулы.

Цикл мероприятий «Алфавит чтения» включает в себя знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с культурой народов России, акцентируя внимание участников на народные сказки. Библиотекарь рассказывает о культуре и традициях народов России: русских, украинцев, татар, ханты и манси. Вместе с ведущим дети прослеживают, как сказочные мотивы трактуются в разных культурных традициях народов. Каждое занятие включает знакомство детей с традициями народа: русским, украинским, татарским, хантыйским и т.д. Дети познакомятся с Центром национальных культур. Увидят разные национальные костюмы, услышат произведения на разных татарском, украинском и хантыйском языках. После каждого занятия дети будут заполнять альбом культур «К мудрости ступенька». В альбом входят фразы, выражения повседневного обихода на языках, на которых говорит хотя бы один человек в лагере. Дети будут вносить в альбом картинки с изображением разных атрибутов характерных для народа. Альбом культур – будет языковым отражением коллективной деятельности.

Таким образом, будут созданы основы для понимания и осознания духовного единства разных народов России в сохранении и развитии национальных традиций.

Для родителей, которые обеспокоены тем, что их ребёнок не хочет читать, будет оформлена памятка «Летний круг чтения». Специально подготовленные рекомендации о том, как привлечь ребенка к чтению, как сделать этот процесс веселым.

А главное, всем – большим и маленьким – дать возможность испытать радость чтения и общения с книгой.

Награждение победителей будет проходить по номинациям:

- «Лучший читатель лета» (кто за лето больше всех прочитал)

- «Лучший отзыв о книге»

- «Рисую сказку» и «Рисуем дружбу» (итоги конкурса рисунков)


^ Мероприятия по реализации программы:

Для дошкольников

Название мероприятия

Форма проведения

^ Целевая аудитория

Дата

Книжный рюкзачок

Книжная выставка

-//-

Июнь-август

Сказки гуляют по свету Мультимедийная презентация традиций русского народа.

Познавательное занятие

-//-

Июнь-август

Сказки гуляют по свету. Мультимедийная презентация традиций украинского народа.

Познавательное занятие

-//-

Июнь-август

Сказки гуляют по свету. Мультимедийная презентация традиций татарского народа.

Познавательное занятие

-//-

Июнь-август

Сказки гуляют по свету: «Лесные были и небылицы: сказки народа ханты и манси».

Комментированное чтение

-//-

Июнь-август

«Сказки гуляют по свету». Заключительное.

Кроссворд по сказкам народов России

-//-

июль

«Мы хотим, чтобы наш ребёнок был читающим»

Памятка

Для родителей

июль



Комплекс мероприятий для детей младшего и школьного возраста


^ Название мероприятия

Форма проведения

Целевая аудитория

Дата

На золотом крыльце сидели…

Игра (русское народное творчество)

-//-

Июнь-август

Центр национальных культур

Экскурсия

-//-

Июнь-август

Ну-ка книжка повернись! Ну-ка сказка покажись!

Комментированное чтение: украинские сказки

-//-

Июнь-август

Жить в мире с собой и другими


Круглый стол

-//-

Июнь-август

Душа народа в сказках и легендах

Минутки добра

-//-

Июнь-август

Рисуем дружбу

Конкурс рисунков

-//-

Июнь-август

Я, ты, он, она – вместе дружная семья

Выставка - вернисаж

-//-

Июнь-август


Формы работы

  • беседы;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • игры;

  • развлекательно-познавательные игры;

  • презентации сказок;

  • минутки добра;

  • комментированное чтение;

  • литературные игры.




  • Чтение вслух (громкие чтения по ролям)

Дети начальной ступени обучения очень хорошо воспринимают текст на слух и с удовольствием послушают выразительное чтение библиотекаря, кроме этого, можно использовать аудиозаписи.

  • ^ Просмотры видеофильмов

По той или иной сказке, рассказу, книге-повести с тем, чтобы увидеть разницу между собственным восприятием книги и взглядом другого человека (режиссера), а также с целью ознакомления с лучшими экранизациями художественных произведений (сказок, сказок, стихов, рассказов)

  • Театрализация

Дети охотно откликаются на этот вид деятельности. Это помогает им перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то мгновение на себя, более детально узнать тот или иной персонаж.

Ожидаемые результаты:

  • Предполагается привлечь к участию в программе не менее 100 детей и подростков. Провести не менее 10 мероприятий познавательного и развлекательного характера каждую летнюю смену. К организации и проведению мероприятий планируется привлечь 10 детей и подростков из школы актива. Создание эффективной системы мероприятий по продвижению книги и чтения в среду детей и подростков; увеличение числа читающих детей и подростков;   заполнение досуга детей и подростков познавательной деятельностью, благоприятной для их развития;

  • На занятиях дети сочиняют стихи, сказки, создают свои рекомендательные списки книг, которые они прочитали сами и рекомендуют прочитать другим, рисуют, иллюстрируют книжки, создают сюжетные рисунки, изображают героев книги, придумывают декорации и т.д. В результате, дети научатся разбираться в тексте, анализируя его.

  • На занятиях дошкольники лучше узнают культуру разных народов, познакомятся со сказками украинского, татарского народа, народов ханты и манси; сплетут украинский венок, украсят национальный головной убор татар – тюбетейку, и смогут проявить ловкость, сноровку в подвижных играх народов севера.


Решение задач поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим основным направлениям. Это, во-первых, чтение, нацеленное на приобщение к книге, чтение художественной литературы, формирование литературного вкуса и читательских интересов. В программе предполагается разбивка курса по жанровому разнообразию художественной литературы: чтение фольклорных произведений, стихов, сказок, рассказов, повестей различных авторов.

Предполагается разработать и издать методическое пособие и составить рекомендательный список литературы по теме программы.


^ Программа дворового клуба «Ретро»

«Все различны – все равны»

(автор - педагог-организатор МОУ «СОШ №5» Писарева И.А.)


Пояснительная записка


«Угроза правам одного человека - это ущемление прав каждого».

^ Джон Кеннеди


Развитие в России правового гражданского общества невозможно без воспитания молодого поколения общественно активной молодежи знающей свои гражданские права и умеющей их активно защищать.

Чем раньше дети осознают свои законные права и обязанности, тем выше их уровень социальной защищенности, и тем более активно они интегрируются впоследствии в общественную жизнь государства.

Соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит и его развитие, воспитание в нем ответственности – в противовес социальной беспомощности. Что же такое право? Какие права имеет ребенок? Что значит соблюдать их?

Права ребенка (человека до 18 лет) – это свобода самостоятельно или при поддержке родителей удовлетворять свои потребности; это равенство возможностей вне зависимости от каких-либо особенностей: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения.

- Какие права есть у детей? – спросили мы горожан. Ответы были такими:

- Бесплатно учиться в школе. И желательно, чтобы бесплатно питались они в школе.

- Право принимать самостоятельно решения, делать какие-то выводы. Право на свободу.

- У ребенка должны быть все права, как у любого человека.

- На образование. На занятия спортом. На детство…

- В современном обществе родители о правах ребенка в основном не задумываются. Почему не задумываются? Потому что жизнь стала очень защищенной: у нас имеются квартиры, горячая и холодная вода, продукты в магазине. В итоге все обязанности по дому родители, в общем-то, могут выполнять сами. И у детей остается одна функция – учеба. Но дело в том, что когда подростку все время говорят «Только учись!» - дети абсолютно не учатся. А в тех семьях, где подростки знают о своих правах, о том, что им важно учиться, им важно позаботиться о семье, что они отвечают за это; они отстаивают какие-то свои позиции, могут беседовать с родителями, - в таких семьях все течет гармонично.

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания детей требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Соединяющие условия предполагают новые основы социализации, формирования его гражданственности и личного развития.


^ Цели и задачи программы:


Цели:


- формирование правовой культуры;

- воспитание личности, проявляющей толерантность в различных жизненных ситуациях.


Задачи:


- Способствовать развитию у подростков социальной активности.


- Профилактика девиантного поведения подростка, посредством формирования твёрдого убеждения, что прав не существует без обязанностей.


- Способствовать формированию осознанного отношения к своим правам.


^ Содержание программы и механизм реализации:


Данная программа актуальна на сегодняшний день, позволяет воспитанникам повысить правовую культуру, уметь ориентироваться в законодательстве, а приобретенные знания помогут сориентироваться в практических жизненных ситуациях. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на возраст от 7 до 14 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности.

Реализация данной программы основывается на следующих педагогических принципах:

Принцип доступности и последовательности (от простого к сложному).

Принцип научности. Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).

Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий технических средств обучения).

Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с детьми необходимых теоретических умений и навыков).

Принцип результативности (в программе указано что узнаёт и чему научиться должен каждый ребёнок).

Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Административное право

Семейное право

Уголовное право


^ Срок реализации:

- период летних каникул. Смена 21 день.


Основные участники программы:

- дети и подростки 7-14 лет


Место реализации программы:

- дворовый клуб «Ретро»


^ Ожидаемы результаты:

- Достижение социальной компетентности личности, т.е адаптированности в обществе (усвоение общепринятых норм поведения), которое бы выразилось в независимости, определенной степени уверенности, самостоятельности, инициативности, ответственности за свои поступки, раскрепощённости.

- Предоставление возможности ознакомления с рядом профессий юридической направленности (адвокат, прокурор, юрисконсульт и так далее

ПЛАН-СЕТКА

мероприятий по программе «Все различны – все равны»

Дворового клуба «РЕТРО»


01.06.


Занятие «Конституция РФ»

02.06.


Занятие «Закон и Право»

03.06.


Игра «Мы тоже имеем право» (по страницам Конвенции)


04.06.


Занятие-беседа «Мои права в новом веке»

06.06.


Занятие «Защита прав ребёнка»

07.06.


Правовая игра «Мой взгляд»

08.06.


Правовой турнир

09.06.


Занятие «Права человека»

10.06.


Занятие «Имею право»

11.06.


Викторина «Герои книг имеют право»

13.06.


Занятие по основным статьям «Декларация прав человека»


14.06.


Игра «Страна правовых знаний»

15.06.


Игра «Мои права»

Выставка рисунков «Мои права»

16.06.


Игра –викторина «Кто хочет стать правоведом»

17.06.


Занятие «Определение толерантного поведения»

18.06.


Занятие «Толерантность: принципы толерантного отношения»


20.06.


Занятие-игра «Азбука права»

21.06.


Занятие «Насилие и закон»

22.06.


Занятие «Защита от физического и психического насилия»


23.06.


Занятие «Каждый правый имеет право»

24.06.


Итоговое анкетирование

Выставка рисунков «Первый летний месяц»












Схема взаимодействия городских структур по программе «Город Толерантности»



^ ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ, ПО КОТОРЫМ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ


Законы лагеря «ДРУЖБА»:


Закон «ноль-ноль». Время дорого. Необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело должно начинаться в точно назначенный срок, а заставлять себя ждать — значит отнимать у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать интересные дела, интересное общение и просто хорошее настроение.

^ Закон поднятой руки. Надо уважать человеческое слово, человеческую мысль. Разговоры, споры, обсуждения — важная часть жизни детского объединения. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям.

^ Закон доброты, дружбы и товарищества. На земле будет светлее, если мы все будем добрее. Если друг попал в беду — помоги.

Закон улыбки. Люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех.

^ Закон природы. Этот закон – уважение к самой природе. Гораздо проще оборвать, чем вырастить. Береги природу, будь её защитником.

Закон памяти и долга. Нужно помнить и знать свою историю; мы в долгу перед теми, кто защищал нашу Родину в трудные для неё годы.


^ Традиции лагеря «Дружба»:


Традиция доброго отношения к людям. Эта традиция—основа всех законов и традиций детского объединения. Доброе отношение к людям—это: готовность дарить улыбки, добрые слова всем, кто тебя окружает; готовность что-то сделать для радости другого человека; готовность не быть равнодушным, не пройти мимо человека, которому необходима помощь; готовность радоваться успехам и достижениям друга; готовность понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Одним из способов выражения доброго отношения к людям является ритуал приветствия.

^ Традиция внимания и традиция сюрпризов. Суть этих традиций: заботиться о своих друзьях, делать им приятнее сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, праздник, день рождения и пр.); мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.


^ Традиция доброго отношения к песн заключается в уважительном, добром отношении к песне и музыке и означает: знание песни, которая исполняется и уважение к людям, её написавшим; умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая её; умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим.


^ Традиция отрядного «огонька». На «огоньке» анализируют прошедшие дела, обсуждают работу органов самоуправления. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь строят планы на будущее, оценивают свою работу, размышляют о чем-то интересном. На «огоньке» мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.


^ Традиция «Орлятского круга». «Орлятский круг» - символ душевного уюта. В круге каждый видит лица и глаза своих друзей. Каждый может сесть, встать, где ему нравится с кем ему хочется. У круга нет начала и нет конца — одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты. Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы ничто не смогло ворваться в круг и затушить воображаемый огонь, находящийся в центре круга.


^ План мероприятий на смену.


День

Информационный блок

Практический блок

Творческий блок


День 1

Открытие лагерной смены- фестиваля «Венок дружбы».

Игры на сплочение коллектива. Выборы министров.

^ Дни русской

культуры

День 2

1 занятие по блоку «Разминки» - «ДОМИНО»


Спортивный час.

Музыкальный час.

1.Экскурсия в Центр национальных культур.

2.История русского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

3.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

4.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 3

1 занятие по правам человека.

Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Ах ты, русское раздолье»;

2. Русские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

Дни украинской

культуры

День 4

2 занятие по блоку «Разминки» - «ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История украинского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 5



Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Моя КРАИНА-УКРАИНА»;

2. Украинские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

Дни азербайджанской культуры

День 6

1 занятие по блоку «Наши различия» - «ФИСТАШКИ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История азербайджанского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 7

2 занятие по правам человека. Игра по станциям «Мы разные, но права у нас одни»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Вместе весело шагать»;

2. Украинские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

Дни белорусской культуры

День 8

2 занятие по блоку «Наши различия» - «А Я СЧИТАЮ…»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История белорусского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 9


Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «От Полесья до Сибири»;

2. Белорусские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

Дни армянской культуры

День 10

3 занятие по блоку «Наши различия» - «КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ»

Спортивный час – Малые олимпийские игры «Я, ТЫ, ОН, ОНА!».

Музыкальный час.

1.История армянского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 11

3 занятие по правам человека.

Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Дом ДРУЖБЫ»;

2. Армянские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

Дни

татаро-башкирской культуры

День 12

1 занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «РАЗНЫЙ СТАРТ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История татаро-башкирского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 13



Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Россия -наш общий дом»;

2. Татаро-башкирские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)


Дни таджикской

культуры

День 14

2 занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ»


Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История таджикского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 15

3 занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «ЯРЛЫКИ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Я, ты, он, она- вместе дружная СЕМЬЯ!»;

2. Таджикские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)


Дни чеченской

культуры

День 16



Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История чеченского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 17

4 занятие по правам человека. Ролевая игра «Я могу, я хочу, я имею право»


Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Мы дружбой нашею сильны»;

2. Чеченские народные игры;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)

День

культуры ханты и манси

День 18

1 занятие по блоку «Пирамида ненависти» - «СТЕРЕОТИПЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1.История народа ханты и манси (символика, традиции, обычаи, национальная кухня);

2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.);

3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел»

День 19

2 занятие по блоку

«Пирамида ненависти» - «НАСИЛИЕ»

Спортивный час.

Музыкальный час.

1. Фестиваль творчества «Сердце Севера»;

2. Игры народов ханты и манси;

3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)




День 20

3 занятие по блоку

«Пирамида ненависти» - «ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ»



Спортивный час.

Музыкальный час.

1.Фестиваль «Венок дружбы»;

2.Выставка декоративно-прикладного искусства «Содружество ремесел»;

3.Выпуск сборников символики, традиций, национальной кухни, игр народов.

День 21

Закрытие лагерной смены, награждение.



Приложение №2


Анкета

для детей 10-15 лет.



  1. Что значит быть толерантным человеком?

  2. Что такое толерантность? Назовите не менее 5 синонимов этого слова.

  3. Что означает «толерантное поведение»?

  4. С какими представителями народов тебе приходилось взаимодействовать в своей жизни? Опиши, что тебе было интересно и что мешало в этом взаимодействии?

  5. Какие религиозные организации в нашем городе тебе известны? Что ты о них знаешь?

  6. Какие чувства вызывают у тебя представители молодежных неформальных организаций? Что ты думаешь о них?

  7. Что ты считаешь самым неприемлемым в поведении наших горожан?

  8. С какими проблемами тебе пришлось сталкиваться как представителю «других» интересов?



Приложение №3


Анкета

для детей 7-9 лет


Мы снова вместе!

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

    1. Твои первые впечатления от лагеря?______________________________

    2. Что ты ждешь от лагеря?________________________________________

    3. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?____________________________________________

    4. В каких делах ты хочешь участвовать?____________________________

    5. Что тебе нравиться делать?______________________________________

    6. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?___________

    7. Кто твои друзья в лагере? ________________________________________

______________________________________________________________

    1. Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

  • Я пришел в лагерь, потому, что ______________________________

_________________________________________________________

  • Я не хочу, чтобы __________________________________________

_________________________________________________________

  • Я хочу, чтобы _____________________________________________

_________________________________________________________

  • Я боюсь, что _____________________________________________

_________________________________________________________

^ Пожалуйста, напиши также

Имя_________________ Фамилия________________________


Приложение №4

Психологические тренинги.

  1   2




Похожие:

Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconПрограмма по внедрению здоровьесберегающих технологий Яжейкина Татьяна Анатольевна социальный педагог
Основной разработчик программы: Яжейкина Татьяна Анатольевна, социальный педагог первой квалификационной категории Муниципального...
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconГурей Елена Валерьевна
Училась Лена только на «4» и «5», пользовалась авторитетом среди учеников и учителей школы, была избрана комсоргом школы. Была любимой...
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу «сош №29» г. Чебоксары в период осенних каникул
Социальный педагог Еремеева В. В., учитель чувашского языка Романова Р. Г., учитель математики Морушкина
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconИнформация о проведении краевой Недели вежливости и воспитанности в маоу сош №17
Классные руководители 1-11 класс, учителя-предметники, педагог-организатор, библиотекарь,социальный педагог
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconПрограмма по внедрению здоровьесберегающих технологий Яжейкина Татьяна Анатольевна социальный педагог
Соколова Елена Витальевна, руководитель цппмсп отдела образования и молодежной политики Ядринской районной администрации чр
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconСистема работы с одаренными и высоко мотивированными детьми. Сотрудничество учителя и ученика автор: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №19»
Автор: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша Мурманской...
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconАвтор: Максимова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов мбоу «Бриентская сош»

Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconАнализ деятельности педагогического коллектива по совершенствованию системы воспитания
Воспитательную работу в школе ведут квалифицированные специалисты: заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор,...
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconЗагадки ломоносова автор: Чикун Светлана Валерьевна обучающаяся 8 класса мкоу «оош с. Жёлтый Яр»
Исследовать биографию Михаила Васильевича Ломоносова, обратить особое внимание на «холмогорский» период жизни
Период реализации: 1,2,3 смены Автор: Бабушкина Елена Валерьевна, социальный педагог моу «сош №5» iconСекция языкознание Председатель экспертной комиссии Гальченко Елена Валерьевна, кандидат философских наук, учитель русского языка и литературы гимназии №22 Члены комиссии: Серегина Ирина Степановна,
Гальченко Елена Валерьевна, кандидат философских наук, учитель русского языка и литературы гимназии №22
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы