Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? icon

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?



НазваниеКакое содержание осваивает ребенок в занковском классе?
Дата конвертации20.10.2012
Размер30.15 Kb.
ТипДокументы
источник

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

Содержание строится "с опорой на три кита":

  1. цель обучения — общее развитие каждого ребенка;

  2. особенности обучаемых;

  3. образовательные стандарты.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): "Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение". (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)

В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.

"Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне".

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Ученик 3: В гнездышке... (замолкает.)
Возгласы: "Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая ". Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке...

Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.

Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук
Статья предоставлена сайтом "Развивающая система Занкова




Похожие:

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconМуниципального учреждения «Управление образования»
«что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми...
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? icon"Богатый ребенок, умный ребенок" Содержание
Финансовая практика: упражнения по обращению с деньгами, которые родители могут предложить детям
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconДиректор школы Третьякова Т. Н
Содержание федеральных и региональных нормативно-правовых материалов по проведению егэ в 11 классе, в новой форме в 9 классе
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconОсобенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Уважаемые родители!
Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы...
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconНазвание игры: «Запрещённое движение» Содержание
Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое...
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconУрок математики в 5 классе
Научить учеников отвечать на вопрос, какое действие называется вычитанием, знать названия компонентов при вычитании
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconУрок в 10 классе
Какое количество информации получит второй игрок после первого хода игрока в игре в «Крестики-нолики» на поле размером 4х4 ?
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconПодготовка к егэ в 10 классе по русскому языку
Если вы, или ваш ребенок в десятом классе, то на многие вопросы связанные с егэ вы уже ответили. А если не ответили, то давно пора...
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconТематическое планирование уроков русского языка в 5 классе. Учитель: Шавкунова Наталья Анатольевна Русский язык 5 класс Программа: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская
Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в...
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе? iconСоциальный паспорт учащегося и его семьи
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы