Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта icon

Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта



НазваниеРазработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта
Дата конвертации06.11.2012
Размер75.51 Kb.
ТипРазработка урока
источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации города Твери

МОУ Тверская гимназия № 10

Городской конкурс

педагогических разработок

«Мой лучший урок»


Направление работы: разработка урока по физике для 10 класса с использованием ИКТ и фрагментами

готового мультимедийного / программного продукта.

По теме «Силы взаимодействия молекул»

Выполнила: Никитышева Ольга Александровна Должность: учитель физики


Тверь, 2010


Пояснительная записка


В течение нескольких лет моей методической темой является тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики».

Применение здоровьесберегающих технологий должно обеспечивать создание такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой происходит формирование у учащихся (на протяжении обучения) основных компонентов здоровья, а также овладение знаниями, умениями и навыками.

Одним из дидактических факторов реализации здоровьесберегающих технологий является выбор методов и средств обучения с учётом реализации задач по сохранению здоровья. Не секрет, что ученики пропускают занятия по разным причинам: болезнь, санаторий, семейные обстоятельства, участие в олимпиадах, экскурсии и др.

Данная разработка урока позволяет ученику, пропустившему урок по этой теме, оказаться в атмосфере класса, побывать на всех этапах урока, выполнить те же самые задания, что достались его одноклассникам. И всё это в кабинете физики, не спеша, сидя перед компьютером и владея всем необходимым оборудованием. При желании, можно заниматься и дома на компьютере, отдохнув после занятий. (Скопируй урок на флешку!)

Цель урока: Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления учащихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

В) Развивающие:

- формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

Оборудование:

Компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком. Если урок проводится со всем классом, то используется ещё видеопроектор и диск « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс»


Ход урока.


Структурные элементы

урока

Деятельность учителя и учащихся

^ Работа над изучаемым материалом

Подготовка учащихся к разрешению задач урока


Актуализация ранее усвоенных знаний о силе как физической величине.


Знакомство с новым материалом


Постановка цели урока и формулировка темы.


Выбор метода изучения.


Раскрытие вопроса о строении атомов и молекул.


^ Повторение выдвинутых положений.


Закрепление и осознание


Совершенствование и применение знаний

Тренировка на применение знаний при работе с графиком


Анализ полученных результатов


^ Систематизация знаний


Организация домашнего задания



1.Учитель напоминает учащимся о том, что при изучении строения вещества в 7 классе были выдвинуты предположения. Ссылка: Рисунок 1

а) первое положение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц. Ссылка:

б) между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание, а затем после демонстрации опытов – сцепление свинцовых цилиндров или прилипание стеклянных пластинок - ставит вопросы:

- Почему возникает это явление?

- Как можно его наблюдать?

- Где оно используется в практической деятельности?

2.Учитель беседует с учащимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия – силе;

Учитель предлагает:

- выделить изучаемое явление и привести примеры, характеризующие наличие и степень взаимодействия частиц вещества;

- выделить величины, характеризующие взаимодействие тел;

- обосновать, почему среди этих величин особое внимание на молекулярном уровне уделяют силе; - вспомнить основные признаки силы;

- раскрыть, применимы ли они при тепловой форме движения частиц;

- рассмотреть способ измерения сил межмолекулярного взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что приборами, известными ученикам, можно зафиксировать лишь средний результат взаимодействия совокупности молекул (атомов), измеряются же они косвенно, как и другие величины; указать, где необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии и др.

3. Учитель поясняет, что для более широкого и обоснованного применения межмолекулярного взаимодействия необходимо знать особенности данного явления. Изучение этих особенностей является задачей данного урока. Затем вводит тему урока – «Силы взаимодействия молекул»

4. Учитель отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.

^ 5. Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. Ссылка:

6. Предлагает ученикам самостоятельно разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

Ссылка: Рисунок 4

7. Вызывает ученика рассказать по графику о силах взаимодействия. На графике указаны все параметры. Ученик выделяет главные моменты при описании графика. Рассказ ученик ведёт по плану:

а) Представить явление, которое описывает данный график;

б) Выделить расположение взаимодействующих молекул; указать точки, в которые будет перемещаться подвижная молекула; уточнить условия, о которых идёт рассказ; объяснить характер изменения силы в точках r = r0; r > r0; r < r0 , а затем поясняет, как отражена рассмотренная зависимость на рисунке учебника.

8. Учитель даёт задание, которое выполняют ученики самостоятельно в тетрадях. Каждому из них выдаётся карточка, на которой изображён график.

Необходимо:

а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;




-б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю (молекулы отталкиваются или притягиваются – в этом отличие вариантов карточек);

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

9. Подводя итог работы учащихся, учитель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил упругости; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.

10. Заключая урок, учитель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. Подчёркивает:

а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в проявлении и в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)

б) Изучение явлений взаимодействия в 7 классе позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии – выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения – расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.

^ 11. Учитель:

- предлагает ученикам выполнить домашнее задание:

прочитать § 59 и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

- Ставит перед учениками проблему: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся

хаотически. Ссылка:





Литература:


1.Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 18 –е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2.Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Цифровые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.

Рисунок 1



Назад.





Рисунок 2



Назад.





Рисунок 3



Назад.


Рисунок 4



Назад.





Рисунок 5



Назад.




Похожие:

Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка урока по теме «Структура html-документа. Цвет фона и текста», с использованием авторского мультимедийного продукта «Создание web страниц с помощью языка разметки html»
Информация об участии педагога моу сош №89 в городских, областных, региональных, российских мероприятиях в 2010-2011 уч году
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconМетодическая разработка с использованием икт-2009
Итоги межмуниципального конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием икт-2009»
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка открытого урока с использованием средств икт и ресурсов Интернет учителя английского языка Ямпольской Татьяны Михайловны
Предлагаемой для изучения умк «New Opportunities», Russian Edition, Pre-Intermediate, Longman, Michael Harris, David Mower
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка урока истории с использованием икт
Автор: Грабовская Марина Васильевна, учитель истории моу «Общеобразовательный лицей №28» г. Красноярска
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка урока по материаловедению для учащихся 5 класса Уроки 1-2
...
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconТема: Кодирование информации с помощью знаковых систем
Оборудование урока: Компьютерный класс с использованием мультимедийного проектора (презентация)
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconМетодическая разработка урока английского языка с использованием икт
В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских,...
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка открытого урока с использованием средств икт учителя английского языка Ямпольской Татьяны Михайловны
Работа по данному конспекту проводилась на уроке в 8 «Б» классе (английский язык-второй) в рамках темы „Adventure“, предлагаемой...
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка урока на основе системно-деятельностного подхода Разработка урока с использованием технологий деятельностного подхода
В рамках проведения методического месячника объявляется конкурс методических разработок теме: «Кладовая педагогического мастерства:...
Разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта iconРазработка урока по физической культуре для 6 класса Тип урока. Учебно-игровой
Тема урока: «Развитие двигательных качеств через совершенствование техники и тактики русской народной игры «Лапта»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы