Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» icon

Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов»



НазваниеТема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов»
Дата конвертации02.10.2012
Размер165.77 Kb.
ТипПлан урока
источник

Тема:.И.А.Гончаров . Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов».

Цели:

образовательная: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать место романа «Обломов» в его творчестве;проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы;

развивающая: формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (анализ, сравнение, систематизация, обобщение), формулирование исследовательского вопрос а, нахождение художественных приемов в тексте; понимание значения приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; подготовка учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи писателя.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, презентация, видеоролик История создания романа Обломов, компьютер, мультимедийная приставка.

.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока «И.А.Гончаров . Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов».

(по роману Гончарова И.А. «Обломов»)»





этап урока

методы и приемы

обучения

форма работы учащихся

средства обучения

содержание этапа

1

Оргмо

мент.

Постановка пробле

мы урока.

создание проблемной ситуации


слово учителя


коллектив

ная

компьютерная презентация слайд № 1,2

Мобилизация внимания школьников.

Формулировка проблемы урока по предложенным цитатам.

Формулировка темы, цели.

Составление плана урока.

2.

Биография И.А.Гончарова

Лекция

слово учителя


индивиду

альная

компьютерная презентация слайд №3-37

Видеоролики

Конспект биографии И.А. Гончарова

3

Закрепление материала

Контроль знаний


индивиду

альная

компьютерная презентация слайд № 38,39

Проверка знаний

Вопросно-ответная форма, работа с таблицей.

4

Актуализация знаний учащихся


Беседа по прочитанному

коллектив

ная

компьютерная презентация слайд № 40,41

текст романа «Обломов» 1ч.1гл.

Вопросно-ответная форма.

5

Анализ эпизода:

портрет и интерьер


частично-поисковый

аналитическое чтение

групповая

компьютерная презентация слайд №42,43

видеоролик характеристика Обломова

Изучающее чтение. Анализ ключевых фраз эпизода по вариантам:

1 в. портрет Обломова

2 в. квартира и интерьер

Проверка выполнения задания.

Ответ на вопрос:Что можно сказать об Обломове по портрету?

Что можно сказать о характере и образу жизни по обстановке в его квартире?

6

Работа с символи

кой детали.

частично-поисковый

аналитическое чтение

коллектив

ная

компьютерная презентация слайд № 44

текст романа «Обломов» 1ч.1гл.

  • Анализ фрагмента описания Захара.

7

Сравнительная характеристика методов изображения героев Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова

Аналитический метод

групповая

компьютерная презентация слайд № 45



8

Анализ эпизода «Прием гостей»

Эвристическая беседа, сравнения

групповая

компьютерная презентация слайд № 46

  • Обсудить в группе поведение гостей и Обломова. -Проанализировать детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова.

  • Ответ на вопрос: Почему Обломов считает каждого из посетителей несчастными?

  • Анализ образов Пенкина, Алексеева, Тарантьева совместно с учителем.

  • Сделать вывод.

9.

Подведение итогов урока. Рефлексия

эвристический


слово учителя



индивидуальная




Составление синквейна.

Подведение итогов урока.

10.

Домашнее задание










Домашнее задание прочитать 9 главу «Сон Обломова»Рассказать о детстве Обломова.



^ Ход урока.

Слайд№1

I.Сообщение темы и цели урока. Жизнь и творчество И.А.Гончарова.

Слайд№2

«Читать Гончарова – истинное наслаждение, он современен в самом высоком смысле этого слова. И тем, кто сейчас впервые читает книги Гончарова, и в первую очередь его «Обломова», можно только позавидовать – их ожидает открытие неведомого, чудом сохранившегося и вечно нового старого мира».

^ Игорь Кузнецов

Слайд№3

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754—-1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «Об»).

Слайд№4

Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением — и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему».

Слайд№5

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате.

Слайд№6

В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта».

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает: «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!»

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Слайд№7

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Слайд№8

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал.

Слайд№9

Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки.

Слайд№10

Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

Слайд№11

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова — Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».


Слайд№12

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский: «Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика...»

В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни».

Слайд№13

Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история».

Слайд№14

В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни.

Слайд№15

Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Слайд№16

В 1849 году И. Гончаров создаёт первые главы романа «Обломов» Только неожиданные события в судьбе заставляют писателя отложить работу над романом.

Слайд№17

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина.

Слайд№18

Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией.

Слайд№19-24

Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Великобритания, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь — главные вехи этого путешествия.

Слайд№25

Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Слайд№26

Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё А. С. Пушкиным в «Послании к цензору»: «О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?»

Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».

Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение — «Обрыв». Однако писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах».

Слайд27

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность — члена совета по делам печати — снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» — Гончаров защищал правительственные устои.

Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутомимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу: «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета».

Слайд28 -29

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Слайд30

В 1870-80 годы И.А. Гончаров выступил как талантливый критик.

В критических статьях «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда», «Заметки о личности Белинского» нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг.

Слайд -31

И. А. Гончаров всегда писал медленно, натужно. Не раз он жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа И. Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал.

Слайд -32

Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, он вёл обширную переписку с друзьями- писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности.


Слайд -33

В последние годы жизни Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился.

Слайд34

Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

Слайд35

В памяти читателей Иван Гончаров остался как автор трёх романов с буквы О: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Презентация Слайд36-37Памятники И.А.Гончарову

Просмотр видеоролика ^ История создания романа Обломов

Работа с классом Задание № 1

Слайд38

Озаглавьте этапы жизни и творчества И.А. Гончарова

1812 -1830 г.г




1831 -1834г.г.




1834 - 1852г.г.




1852 – 1855г.г.




1856 – 1867г.г.




1867 – 1891г.г.




Слайд39

Каким поступком удивил своих друзей Гончаров в 1852 году?

В каком году и в каком журнале был опубликован роман «Обломов»?

Кому из русских писателей отдавал предпочтение Гончаров в юности?

Слайд40

Как вы думаете, почему роман А. И. Гончарова «Обломов» является современным?


Просмотр видео ролика «Характеристика Обломова»


Презентация Слайд41

Почему автор местом действия выбрал Гороховую улицу?

Слайд42

Как нарисована внешность Обломова?

Сколько лет Обломову? Почему?

Какое состояние было нормальным для героя?

Слайд43

Какова роль интерьера?

Чем обеспокоен Обломов?

Слайд44

Какова идейно- композиционная роль в романе Захара?

Слайд45

В чем сходство приемов характеристики героев И.А.Гончарова и Н.В.Гоголя?

Слайд46

Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют встречи с гостями?

Почему Гончаров именно во 2-ой главе показывает гостей?




Похожие:

Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconТемы сочинений для 10 класса экстернат. И. А. Гончаров. Роман «Обломов»

Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconПрезентация по теме «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского», тексты романа «Преступление и наказание». План урока
Тема урока: «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского. Идеологические романы Достоевского» (2 часа)
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconАвторская позиция в романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров писал свой лучший роман, «Обломова»
И похоже, что Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconИ. А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Фрегат «Паллада»(фрагменты)
...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconРоман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)
Кто такой Илья Ильич Обломов? Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. Да можно ли назвать его существование жизнью? У ильи Ильича нет...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconЛюбовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии Обломова и Штольца
Андрей с юных лет твердо знает, чего хотел бы добиться в жизни. Илья Обломов не сталкивался с проблемами в детстве и юности. Отчасти...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconАнтитеза в романе И. А. Гончарова «Обломов»
В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, представленную в произведении главными героями:...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconИ. А. Гончарова «Обломов» Русская литература
Не является исключением и роман И. А. Гончарова «Обломов». Илье Ильичу Обломову по-настоящему повезло в жизни, потому что в ней была...
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconТема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В. Я. Брюсова
Тема: И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Обломов» iconТема: «Жизнь и творчество Н. М. Рубцова»
Познакомиться с миром мудрых и светоносных рубцовских стихов. Вызвать интерес к его творчеству
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы