Методика проведения зрительных диктантов цель icon

Методика проведения зрительных диктантов цель



НазваниеМетодика проведения зрительных диктантов цель
страница1/2
Лайло В.В
Дата конвертации28.10.2012
Размер417.67 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2

Слуховые и зрительные диктанты для поэтапного увеличения объема запоминаемого материала






16.09.2007

Автор книги - Лайло В.В.

Для учителей 2—3 классов начальной школы




^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ

Цель данного вида работ: развивать точность зрительного восприятия.
Наши зрительные диктанты направлены также на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1, 2, 3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

Алгоритм проведения зрительного диктанта

1) Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (Запись предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово.)

2) Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. (Этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно.)

3) Предложение записывается в тетрадь по памяти.

4) То же со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.

Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты разработаны поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными темами и словарной работой.

С целью прочного запоминания материала из зрительных диктантов и достижения высокого качества орфографических навыков рекомендуем учителю проводить следующую работу:

1) давать учащимся задание «уярчать» трудную орфограмму;

2) по окончании диктанта делать устный разбор записанного: анализ семантический, звуко-буквенный, морфологический, словообразовательный и т. д. в зависимости от орфографической ситуации;

3) включать слова из зрительного диктанта не только в слуховой диктант, но и в другие виды работ на этом и следующих уроках, в итоговое повторение в конце урока;
4) поручить учащимся заносить эти слова в собственные словарики.

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛУХОВЫХ ДИКТАНТОВ

Цели данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой памяти от месяца к месяцу.

В начале каждого месяца ребятам дается установка на запоминание и написание предложений с определенным объемом, т. е. количеством слов. Объем предложений может быть досрочно увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.

Вот приблизительный объем предложений:
сентябрь — из 4—5 слов;
октябрь — из 5 слов;
ноябрь из 5—6 слов;
декабрь — из 6 слов;
январь— из 6—7 слов;
февраль — из 7 слов;
март — из 7 слов;
апрель — из 7—8 слов;
май — из 7—8 слов.

Алгоритм проведения слухового диктанта

1) Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза.
Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.

2) Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.)
При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.

3) Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4) То же самое со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.

^ Варианты слуховых диктантов с предварительной подготовкой

Изложенный выше «Алгоритм...» соответствует основному варианту слухового диктанта, который проводится без подготовки к нему.
Учитель может давать слуховые диктанты и с предварительной подготовкой: когда диктанту предшествуют зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, в него входящих, и работа по предупреждению ошибок.

Вариант 1. С полной подготовкой.
Материал, предназначенный для слухового диктанта, учитель пишет на доске и предъявляет учащимся для знакомства и объяснения ошибкоопасных мест (они подчеркнуты). Далее запись закрывают.
Диктант проводится согласно алгоритму слухового диктанта, приведенному выше. По окончании диктанта текст на доске вновь открывают — теперь уже для проверки.

Вариант 2. С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан учителем на доске и закрыт. В другой части доски из этого текста выписаны отдельные слова, в которых подчеркнуты орфограммы, — над ними и ведется предварительная работа. Учитель предупреждает учащихся, что эти слова им встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание слов, после чего слова с доски стираются. Следующий этап — проведение всего слухового диктанта по обычной форме. Для проверки учитель открывает на доске полный текст диктанта.

Вариант3. «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками.
Учащиеся получают задания:
1) отыскать ошибки и доказать правомерность их
исправления;
2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.

Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.

Вариант 4. Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (уже не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.
Если предложение трудно для запоминания целиком, то допускается деление его на удобные части, и записывается по памяти сначала первая часть, затем вторая.

План самодиктанта для учащихся.
1) Читаю предложение.
2) Закрыв глаза, повторяю про себя.
3) Пишу по памяти.
4) Проверяю.


^ Варианты проверки слуховых диктантов


Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается.

Вариант 1. Проверка объема и качества слуховой памяти.
Ребята сами проверяют по тексту на доске, совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими «услышаны» незнакомые орфограммы (они подчеркнуты учителем заранее).
Если ошибки есть, учащиеся исправляют их в своей тетради. Отсутствие ошибок — показатель отличного качества слуховой памяти.

Вариант 2. Орфографическая проверка.
а) В классе с сильным составом учеников.
В ходе проверки учитель дает учащимся задание:
найти в тексте ошибкоопасные места, подчеркнуть их на доске и в тетрадях, объяснить написание.
б) При слабой подготовке учащихся.
Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания.

Вариант 3. Самопроверка учащимися диктанта с доски.

Вариант 4. Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки в тетради товарища исправляют карандашом.

Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играет многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его перед глазами, т. е. все то, что способствует длительному пребыванию материала в сознании, а значит, и его непроизвольному запоминанию.

^ 1. Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!»
Заучиваемое правило учитель записывает на доске. Каждое его слово (сначала первое, потом второе и т. д.) должно получить «пропуск в правило» Но перед этим оно подвергается тщательной проверке.

В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся — защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный «пропуск». (На доске такое слово помечается любым условным знаком, например «плюс».)

Предположим, заучивается правило о проверке парных согласных. Оно начинается так: «Парные согласные в корне слова перед другими согласными надо проверять».

Парные. Защитники доказывают, то это слово в правиле очень нужное: ведь если его убрать, то получится, что проверять надо все согласные подряд, а не 6 пар из них. Слово парные получает «пропуск» в правило.
Согласные. Без этого слова в правиле не обойтись, так как если его опустить, то возникнет неясность; что же именно надо проверять?
«Согласные» тоже идут в правило на «зеленый свет».

Подобным же образом разыгрываются и другие слова из правила. В процессе выдачи «пропусков» происходит самое важное: ребята глубже уясняют лексическое значение каждого слова и нужность его в правиле, а это неизбежно приводит к непроизвольному запоминанию самого правила.

^ 2. Игра «В слово». (Описание игры см. в уроке 15)
Секрет запоминания в том, что отвечающий, произнося только одно слово из правила, по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем длительное время (пока игра продолжается), так как неизвестно, какое из слов ему достанется в следующую очередь.

^ 3. Выполнение заданий «Найдите в правиле слова...»
Учитель дает учащимся одно или несколько заданий (они перечислены ниже), наиболее подходящих к заучиваемому правилу. Примерные задания

Найдите в правиле слова:
1) состоящие из трех букв (затем из четырех, из пяти букв и т. д.);

2) состоящие из одного слога (затем из двух, трех слогов и т. д.);

З) с ударением на первом слоге (затем на втором, третьем слоге и т. д.);

4) состоящие только из корня (или из корня и суффикса, или из корня и приставки и т. д.);

5) с безударной гласной в корне слова (или в приставке, или в суффиксе, или в окончании), или с парной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительным мягким знаком и т. д.;

б) отвечающие на вопрос кто? (или что?);

7) которые являются именами существительными (или именами прилагательными, или глаголами);

8) которые являются именами существительными в единственном числе (или во множественном числе) или именами прилагательными того или иного рода, числа; или глаголами того или иного времени.

^ 4. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях

1) Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.
Рассказывающий может нарочно сделать ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.

2) Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).
Рассказчик должен подготовить предполагаемого слушателя к восприятию правила, т. е. предугадать, какие сведения из правила ему неизвестны, растолковать непонятные места.

Вот, например, как можно поговорить о непроизносимых согласных с первоклассником: «Сережа, а мы выучили правило про непроизносимые согласные! Ты слышал про такие согласные? Знаешь, почему они так называются — непроизносимые? Потому что они и в самом деле в некоторых словах не произносятся, но пишутся. Как ты думаешь, в слове солнце есть непроизносимый согласный звук? А в словах поздно, устный, чувство? Какие же согласные могут быть непроизносимыми? Ты смог бы проверить, есть в слове непроизносимый согласный или его нет?
Послушай, как я выучил правило....»

3) Игра «Поучи правилу попугая»
Один учащийся выступает в роли «учителя», другой играет «попугая». Все остальные учащиеся — зрители и члены жюри. «Учитель» произносит первую фразу из правила и останавливается, ждет, пока ее повторит «попугай». Если ошибок у «попугая» нет, то «учитель» проговаривает для него второе предложение — и «учеба» продолжается. Когда «попугай» выучит правило, актеры меняются ролями. После второй игры жюри ставит обоим игрокам оценки, учитывая не только знание правила, но и актерское исполнение.

4) Расскажите так, как будто вы сами сделали открытие правила
Образец: «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся, но пишутся. Не верите? Тогда сравните написание каждого слова с его произношением: звездный, капустный, солнце, здравствуй. Заметили, что подчеркнутые согласные обозначают звуки, которые в словах не произносятся? Я назвал эти согласные непроизносимыми.
Посмотрев в «Словарь русского языка» я разведал, что непроизносимыми бывают согласные д, т, в, л. Наверное, вы опасаетесь за свою грамотность, при написании слов с непроизносимыми согласными? Не бойтесь! Я придумал правило для проверки таких слов. Вот оно: ...»

5) Передайте правило по «радио», как самую свежую новость
Рассказчик должен сыграть роль радиокомментатора: «Внимание! Передаю последнее известие. Ученикам такого-то класса, такой-то школы (называются конкретный класс и школа) только что стало известно, что не с глаголами пишется отдельно.... и т. д.»

6) Представьте, что в очень большом зале, где вам пришлось рассказывать правило, сломан микрофон, а вы так хотите, чтобы люди, сидящие в зале, вас услышали.
Рассказывающий говорит громко и очень четко, выразительно артикулируя губами и делая частые паузы, чтобы убедиться, что каждое его слово доходит до слушателей.

7) Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения
В роли диктора — учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

8) Представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило:
а) очень жарко (отвечающий поминутно вытирает пот со лба, помахивает перед лицом ладонью, надеясь охладиться);
б) очень холодно (рассказчик ежится от стужи, втягивает голову в плечи);
в) постоянно падает мел, поэтому надо успевать и рассказывать правило, и поднимать мел.

9) Огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается все выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остается на земле:
«До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста. запомните, как определить падеж имени существительного: надо найти слово, от которого это существительное зависит, и от этого слова поставить вопро-о- о-с». (А голос все дальше, все тише...)

10) Расскажите правило наоборот.
Этот прием следует использовать очень осторожно, заранее предусмотрев возможные негативные последствия такого переделывания и применять его лишь тогда, когда содержание правила уже усвоено учащимися и происходит доосмысливание его.
Вот как может звучать правило о безударной гласной, если его рассказать щиворот-навыворот: «Безударную гласную в корне слова проверять не надо, поэтому проверочные слова не понадобятся. Если же вам очень захочется подобрать проверочное слово, то оно ни в коем случае не должно быть родственным. Но не огорчайтесь, ребята, если проверочное слово случайно окажется родственным. — у вас еще есть шанс оставить безударную гласную непроверенной: постарайтесь, чтобы ударение не падало на ту гласную, которую вы проверяете. Кажется, учтено все... Теперь созданы все условия для совершения ошибки — и только чудо поможет написать эту гласную правильно».

^ 5. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
1) Расскажите правило весело или грустно.

2) Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение или оформите их в виде вопроса.
Например: «Неужели гласные бывают безударными? Правда ли, что их обязательно надо проверять? Почему надо непременно подбирать проверочные слова? А что если проверочные слова будут не родственными, а любыми, первыми попавшимися? Зачем добиваться, чтобы в проверочном слове именно на эту гласную падало ударение?» И т. д.

3) Защитите правило или пожалейте его.
Образец: «Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей, К тому же есть глаголы, которых ты победила, и они уже не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать».
Или: .Частица Не! Мы не дадим тебя в обиду Глаголу! Ему не удастся превратить тебя в приставку и сделать своей собственностью, потому что мы будем писать тебя отдельно от Глагола».
4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.

^ 6. Придумывание «уярчений» для тех мест в правиле, которые особенно трудны для запоминания.
Вот примеры подобных «уярчений».

1) «Гласные в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу пишутся не так, как слышатся».

2) К правилу о написании имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
«У женщин характер мягче, чем у мужчин, и написание это подтверждает: женский род — с ь, мужской род — без ь».

3) Запомните приставки с гласной а:
«Красавица ЗА-НА-НАД любит все на букву а: ананасы, апельсины, абрикосы».

4) «Гласные в суффиксах -очк, -ов похожи на круглые линзы очков».



«Усилить» орфограмму — значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

^ Этапы работы по «усилению»

1) Выделение трудной орфограммы.
2) Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
3) Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
4) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
5) Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание.

«Усиление» идет за счет образного представления материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т. п.

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением) и, наоборот, «неприятелем» (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и т. д.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:

1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;

2) деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

3) составление ребусов;

4) заучивание обобщенным способом;

5) возвращение в забытую этимологию слова.

 

^ Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета


Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает ф.



Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно — на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.

 

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв


  • блокнот - «блок», т. е. несколько листов бумаги

  • варежка - хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку?

  • газета - тонка, как «газ» (искусственная ткань).

  • гастроном - можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?

  • горизонт - «гори», «зонт»!

  • грамматика - «тик» от «грамм». («Грамма» в переводе с греческого означает «письменный знак», «надпись».)

  • комар - как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар?»

  • комета - пишется так же, как «ком».

  • комната - спрятано имя девочки — Ната, но почему написано с маленькой буквы?

  • корабль - конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький Кораблик.

  • метро - пишется как «метр».

  • мимоза - жизнь проходит «мимо» того человека, который ленив, изнежен, не готов к труду.

  • овраг - «О» «вра»!

  • пирог - с пирогом можно закатить «пир» на весь мир!

  • помидор - тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени «Пом и Дор» — замечательные помощники первоклассников.

  • рабочий - пишется, как «раб».

  • разность - всегда остается «с носом»: ей достается только то, что не «забрало» вычитаемое.

  • сарай - «рай» именно с «а»! С чем же возможен рай? Конечно же с ананасами, апельсинами, арбузами, абрикосами!

  • фамилия - нота «фа» «и» «я» (сам) помогут запомнить это слово.

  • фломастер - здесь живет «мастер» по имени «Фло».

  • черепаха - в самом деле похожа на «череп».

  • шоколад - в слове живет сладкий «шок» и напиток «кола».





 

«Уярчение» путем составления ребусов





 

^ Заучивание обобщенным способом


Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова — «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов. (См. уроки 21—30.)

 

«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова


Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» — проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая е в слове береза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола; а непроверяемая о в богатый — словом Бог, потому что эти слова были когда-то однокоренными.
При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» подобным образом учителю следует делатъ установку на запоминание не только правописания слов но и их происхождения.
Для закрепления ассоциативных связей между современными словами и их «предками» целесообразно проводить двойные или взаимообратные диктанты.

Вариант 1. Зависать слова под диктовку учителя, а рядом с ними, уже по памяти, приписать их далеких «родственников». Например, к диктуемому слову коричневый ученики приписывают слово корка.

Вариант 2. По проверочному слову или по рассказанной учителем ситуации, связанной с происхождением слова, учащиеся должны вспомнить соответствующее слово в современном русском языке и записать его.

Например, учитель говорит: «Это слово произошло от слова надрез или насечка». Ученики записывают слово насекомое.

 

Этимологическая справка


  • Балкон — от слова балка (из Италии)помост, устроенный на заложенных в стену балках.

  • Богатый — слово связано со словом Бог. Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».

  • Ботинок — от слова боты.В переводе с французского «ботт» — сапог.

  • Верблюд — прежнее название слова было «вельблуд» — «великий блудяга».

  • Дежурный — по-французски «де жур» означает «на тот день».

  • Дневник — в переводе с французского «ежедневный».

  • Жаворонок — значение слова близко к слову ворон, а жа — звукоподражание пению птички.

  • Завод — от слова водить (в смысле «заводить» что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой:
    за- — приставка, -вод- — корень.

  • Конечно — от слова кон в значении «ряд» «порядок». Исходное значение слова — «в конце концов».

  • Коричневый —может быть проверено словом корка. Родственное слово — корица. Коричневый — значит, «цвета корицы» — красновато-бурого порошка из коры тропического.

  • Лягушка — от слова «ляга», означавшего «ляжка» «бедро». Бедра — «ляжки» характерные части тела этого животного, отсюда и название.

  • Малина — от слова малый, так как ягода состоит из множества малых ягодок.

  • Математика — от греческого слова «матэма» , означавшего «наука», «знание».

  • Мотылек — старый корень слова — мот-, от глагола мотается, т. е. носится туда-сюда.

  • Насекомое — от слова насечка, т. е. надрез: тело насекомых как бы расчленено на отдельные членики насечками.

  • Облако — от обволакивать

  • Печаль — от глагола печь; печаль — то, что жжет, печет душу.

  • Погода — корень такой же, как и у слова год. Имеется слово с противоположным значением — непогода. Значит, по-— приставка.

  • Позор — то, на что «зрят», т.е. смотрят — вот каково было первоначальное значение слова. Получается, что безударная гласная о — в приставке.

  • Пример — слово образовалось от мерить с помощью приставки при-.

  • Солдат — связано с итальянским словом сольдо — названием монеты и жалованья

  • Сосед — слово образоваво от сидеть с помощью приставки со-.

  • Спасибо — когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов: «спаси (тебя) Бог», как исполненное благодарности пожелание.

  • Топор — от топать — этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил «ударять», «рубить». Топор — это буквально «топало».

  • Черепаха — значение корня череп- близко к слову черепица, скорлупа.



Итак, перечислены возможные приемы «усиления» запоминаемого материала. Цель этой работы — научить детей не только приемам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика. Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать к выбору индивидуального способа запоминания — того наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика. Таким образом, итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.

 

^ Список слов, трудных для запоминания


А
Автор, активный, аллея, алфавит, альбом, ананас, апельсин.

Б
Бабочка, балкон, барсук, берлога, благодарный, блокнот, богатый, болтать, борщ.

В
Варежка, василек, велеть, великий, весенний, верблюд, визжать, висеть, внеклассный, волшебный, вычитать.

^ Г
Гастроном, глагол, грамм, грамматика, грипп, группа.

Д
Далекий, давал, диктант, дневник, долина, доктор, дремучий

Е
Единица, единственный.

Ж
Жаворонок, жвачка, жевать, жесткий, жужжать.

^ З
Забота, знакомый.

К
Калач, камень, каникулы, карамель, квадрат, клевать, колобок, компьютер, конфета, концерт, копейка, корень, корзина, коридор, коричневый, костюм, котлета, кофта, крокодил, кувшин.

^ Л
Ладонь, ландыш, ластик, лепесток, легкий, лиловый, лимон, локти, лягушка.

М
Математика, матрешка, матрос, медаль, мешать, миллиметр, минута, могучий, мороженое, мужской, мягкий.

^ Н
Насекомое, начинать, Незнайка, некоторый, ненавидеть, ненастье, непоседа, новичок, ножницы, ноябрь.

О
Обезьяна, овраг, овчарка, одеяло, одуванчик, окрестность, октябрь, опушка, опрятный, опять, орфограмма, отдыхать, отечество, отчество, отчизна.

П
Пакет, пантера, пасмурный, паук, перелетный, пещера, пилот, пирог, планета, пластилин, пожалуйста, помощник, портфель, порхать, постель, поэт, предмет, привет, приглашение, прилагательное, прилежный, пример, природа, приставка, произведение, прямоугольник, пряник, птенец, птица, пуговица.

^ Р
Разность, ранец, ранний, растет, ремень, рисовать, росли, Россия, рябина.

С
Сарай, сейчас, секрет, секунда, семечко, сентябрь, середина, серьезный, сигнал, сидеть, сиять, скейт, сложение, сосед, сочинение, спасибо, старательный, страница, стрекоза, счастье, счеты, сумма, считать, суффикс, существительное.

Т
Таблетка, таблица, таракан, тахта, театр, телевизор, телеграмма, температура, термометр, тополь, торопиться, тревога, туалет, тысяча, тяжелый.

^ У
Ураган, утренний.

Ф
Фабрика, фамилия, февраль, фигура, физкультура, фломастер, фуражка.

Х
Хомяк, художник.

Ц
Цирк, циферблат, цифра, цыпленок.

Ч
Частное, Чебурашка, человек, черепаха, четыре, чешуя, чтение.

^ Ш
Шел, шоколад.

Щ
Щегол, щенок.

Э
Этажерка.

Я
Ягненок, январь, яростный, ястреб, ящерица, ящик.


Русские имена
Александр, Алексей, Алла, Анна, Артем, Валентина, Виктор, Владимир, Денис, Игорь, Кирилл, Лариса, Максим, Марина, Надежда, Наталья, Олег, Полина, Роман, Светлана, Сергей.


^ Названия городов
Владимир, Волгоград, Казань, Новгород, Рязань, Саратов, Санкт-Петербург.

Выше перечислены слова с непроверяемыми написаниями. Они не включены учебной программой в список обязательных словарных слов, но должны быть усвоены учащимися начальных классов, так как входят в их активный письменный словарь. На эти слова выпадает огромное количество ошибок в изложениях, сочинениях и других работах по развитию речи, которые как нельзя лучше выявляют потенциал грамотности учащихся.

Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности — запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленные на повышение грамотности (изложены выше), вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребенка, все виды памяти.

Практический материал для зрительных и слуховых диктантов


  1   2




Похожие:

Методика проведения зрительных диктантов цель iconИспользование зрительных диктантов для отработки навыка чтения
Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным...
Методика проведения зрительных диктантов цель iconЧеркасова Тамара Аркадьевна Учитель физики
Этих знаний для успешного обучения недостаточно. С целью мотивирования учащихся на подготовку к уроку я использую ежеурочную проверку...
Методика проведения зрительных диктантов цель iconИ. Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников. Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на урок
Использование зрительных диктантов И. Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников
Методика проведения зрительных диктантов цель iconИзучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова) Цель
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся
Методика проведения зрительных диктантов цель icon«пословицы» (методика С. М. Петровой) Цель
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим...
Методика проведения зрительных диктантов цель iconЛабораторная работа №9. Оценка эффективности производственного освещения
Цель работы: изучение принципов нормирования, расчета и контроля естественного и искусственного освещения помещений. Нормирование...
Методика проведения зрительных диктантов цель iconСодержание Методика проведения урока с применением ресурсов сети Интернет
Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы
Методика проведения зрительных диктантов цель iconДокументи
1. /методика/44 особенности анализа.doc
2. /методика/5-9...

Методика проведения зрительных диктантов цель iconПоложение о проведении выставки даров природы «Праздник урожая» Цель проведения выставки
Цель проведения выставки: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Методика проведения зрительных диктантов цель iconСоциально-психологическая самоаттестация коллектива (методика Р. С. Немова) Цель
Необходимо для проведения следующее. Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом: «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы