Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе icon

Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе



НазваниеПочему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе
Дата конвертации28.10.2012
Размер53.18 Kb.
ТипДокументы
источник

Почему учиться трудно,

или что такое адаптация к школе


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учению в школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего по тому, что школа с первыхдней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предыдущим периодом жизни ребенка. В тоже время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6–7 лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе приходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольнодлительный процесс, связанный со значительным напряжением функциональных систем организма.
^ Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакциейи значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели.
^ Второй этап – не устойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на воздействия.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5–6 недель. А наиболее сложными являются 1–4 недели. Они характеризуются низким уровнеми неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, низким показателем взаимодействия различных систем организма между собой.
Только на 5–6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. И хотя считается, что период основной физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5–6 неделях обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе может протекать по-разному. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе проходит тяжело.
У многих детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации к школе могут служить благополучная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошееусвоение программного материала.
Факторы, оказывающие непосредственное влияние на успешное прохождение адаптационного периода.
Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе прежде всего по уровню интеллектуального развитии – наиболее распространенная ошибкаи учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие готовности к школе – объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этомне знают меры: один ребенок знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет; другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь,но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их.
Учителя хорошо знают этих детей. Они приходят в класс читающими и считающими, а проходит пол года, и их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни писать. Важенне столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Именно поэтому важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев (лепка, рисование, соединение мелких деталей конструктора, мозаики). Необходимо развивать способность слушать, понимать прочитанное, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление.
Причиной неготовности ребенка к школе может быть не только он сам, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растети развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных ссор, конфликтов, страха, безнадзорности, при пьянстве родителей. В подобных семьях не только не обращают внимание на развитие ребенка, но и делают все, чтобы затормозить его. И с первых дней обучения в школепроявляется весь комплекс трудностей. Это робкие, недостаточно самостоятельные в работе дети. У них отсутствует четкое понимание предъявляемых требований, работоспособность снижена, не могут сосредоточиться на задании, рассеяны, беспокойны.
С проблемами могут столкнуться дети, которые не ходили в детский сад, росли в окружении взрослых и мало контактировали со сверстниками. Именно общениеи контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением других, подчиняться чужим требованиям, а не только следовать своему желанию – это будет для него самым трудным. Почему? Давайте разберемся. До школы мама очень много внимания уделяла воспитанию Толи, даже работу оставила. Правда, мальчик был болезненным и поэтому не ходил в детсад. С детьми почти не общался. Толе много читали, учили его писать, считать, покупали ему различные игры и выполняли все его капризы. Толя любил посидеть со взрослыми у телевизора, «порассуждать», употребляя незнакомые слова, а при встречах с детьми «повыпендриваться». Конечно, родители были уверены, что они хорошо подготовили ребенка к школе. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать с ними в контакт. В тожевремя ему хотелось показать, что он много знает, и поэтому на уроке мальчик мог перебить ученика и учительницу, вставив неподходящую фразу. Отсутствие контактовс учениками, конфликты с учителем создали ситуацию, в которой ребенок совершенно потерял интерес к учебе, к школе, стал заметно отставать.
Ослабленные дети требуют щадящего режима. Прежде всего таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимы двухчасовой дневной сон, 3-4-часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности (11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Лучшее время для приготовления уроков в 15–16 часов, через каждые 25–30 минутперерыв, физкультминутка. Они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков надо с менее трудных (помнитео врабатывании), затем переходить к более сложным. Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотртелепередач. Кстати, младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40–45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным лучше сократить это время.Не следует забывать о гигиенических требованиях: ни в коем случае нельзя смотреть лежа, а только сидя на расстоянии от 2 до 5,5 метров от экрана.
Для того чтобы достичь действительных успехов при обучении каждого ребенка, необходимо не только учитывать все особенности его индивидуального развития,но постоянно искать новые подходы – важно не упустить положительные сдвиги, заметить их и выбрать тактику дальнейшего продвижения.




Похожие:

Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconПочему трудно учиться?!
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconФакторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
Что же такое школьная зрелость? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Часто считается, что к 6-7...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconМодуль 11. Информационные технологии обучения в средней школе Предисловие
Почему именно в средней школе? Дело в том, что в вузах метод проектов является привычной и весьма важной частью планового учебного...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconТест для родителей будущих первоклассников Что такое психологическая готовность к школе?
Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconУтверждаю: директор школы согласовано
«натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно влияет на развитие и здоровье детей (появляется тревога, снижается или завышается...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconПсихологическая адаптация первоклассника к процессу обучения
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconПсихологическая адаптация первоклассника к процессу обучения
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconЧто нужно знать родителям о психологической готовности ребенка к школе
Почему ты хочешь идти в школу?”, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для...
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconМой учитель (эссе). «Буквы разные писать, тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе»
Что же есть необычного и исключительного в этом человеке, что ему дано такое право – учить, быть учителем?
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе Начало обучения в школе iconХочу ли я учиться?
Будущий первоклассник может не уметь ни читать, ни писать (конечно, если родители не намерены отправить его в гимназию), но главное,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы