Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона icon

Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона



НазваниеПроект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона
страница1/24
Дата конвертации22.10.2012
Размер5.37 Mb.
ТипСтатья
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

1

ПРОЕКТ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон, являясь основополагающим законодательным

актом в сфере образования, устанавливает общие принципы и начала правового

регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод

в образовании в Российской Федерации; структуру и общие правила функционирования и

развития системы образования в Российской Федерации, общие правила осуществления

образовательной деятельности; регламентирует отношения, возникающие в сфере

образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности

применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского,

трудового, финансового и других отраслей права.

^ Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем

Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные

понятия и термины:

автономия образовательной организации – самостоятельность образовательной

организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах,

установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном

порядке уставом;

академические свободы – свободы, предоставляемые педагогическим работникам

при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при

получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом,

нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в

установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную

деятельность;

аттестация обучающихся (выпускников) – процедура оценки педагогическим

работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися

отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля),

образовательной программы;

воспитание – систематический процесс формирования и развития личности,

подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с

общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и

нормами;

документ об образовании и (или) квалификации – документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования

(образовательных цензов) и (или) квалификации;

зачетная единица (кредит) – унифицированная единица измерения объема

трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным

программам;

качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая

степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам

(федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика

образовательных услуг;

квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению

определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной

программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее

2 предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

образование – общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,

общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций, определенных объема и сложности;

образовательная деятельность целенаправленные последовательные действия,

осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным

предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса

(обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами –

образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

образовательные услуги – услуги по организации и осуществлению

образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением;

образовательный процесс целенаправленный педагогически обоснованный

процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу;

образовательный ценз уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности;

обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию,

осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее

особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий;

обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности

обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей;

общедоступность образования – возможность получения образования без каких- либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом);

общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и

приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

общероссийский классификатор специальностей по образованию – технический

нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

организации, осуществляющие образовательную деятельность – юридические

лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида

3 деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение);

платные образовательные услуги образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных

видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

профессиональная ориентация – деятельность по предоставлению информации и

консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

профессиональная подготовка (обучение) – целенаправленный процесс обучения,

направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда;

профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы

по конкретной профессии или специальности;

профильное обучение – форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;

средства обучения – приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные

пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные

средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации

образовательного процесса и реализации образовательной программы;

трудоёмкость – количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося,

основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной

деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая

организованную самостоятельную работу;

уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла

образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики

которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом;

учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного

или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания,

и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу

соответствующего уровня и (или) направленности;

учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и

распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),

практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты

(трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

федеральный государственный образовательный стандарт – технический

нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию

определенного уровня.

4 Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального

закона.

^ Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере

образования

1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на

образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в

соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню

подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся,

воспитанников;

2) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, к закону; любви к окружающей природе, Родине, семье;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных

образовательных организациях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения

образования (обучения), образовательной организации, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций, академические права и свободы,

предоставляемые в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

8) демократический, государственно-общественный характер управления

образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных

представителей) на участие в управлении образовательной организацией в

предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере

образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в

образовании, создание органами государственной власти и органами местного

самоуправления условий для осуществления права на образование лицами,

нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на

протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования и самообразования;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного

общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов,

прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

5

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее –

законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет

принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего

уровня, образование может быть получено в государственных, муниципальных

образовательных учреждениях или частных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность, либо вне таких учреждений и организаций.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя

вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах,

осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность

организационных структур политических партий, общественно-политических и

религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

^ Статья 4. Запрещение дискриминации в сфере образования

1. Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений,

преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

2. Права на получение образования могут быть ограничены на основании

федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере образования,

вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении

материального вреда и компенсации морального вреда.

^ Статья 5. Отношения в сфере образования

1. Законодательство об образовании регулирует отношения в сфере образования,

включающие:

образовательные отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения,

возникающие в связи с реализацией права на образование и обеспечением

государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования при получении

(предоставлении) образования различного уровня за счет средств бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации или физических и ( или) юридических лиц;

иные отношения в сфере образования, в том числе возникающие в процессе

государственного регулирования, управления, контроля и надзора исполнения

законодательства об образовании, контроля (оценки) качества образования, а также

осуществления, финансового, научно-методического (методического), ресурсного,

6

производственного и информационно-технологического обеспечения образовательной

деятельности, функционирования и развития системы образования.

2^ . К образовательным отношениям относятся отношения, возникающие между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (лицом, ведущим

индивидуальную педагогическую деятельность) и лицом, зачисленным на обучение (далее

– обучающийся), по поводу получения (предоставления) образования, основные

характеристики которого определяются образовательной программой, в соответствии с

требованиями, предусмотренными законодательством об образовании и иными

нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в

сфере образования, локальными нормативными актами, договором об образовании

(обучении).

3. В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие

образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица.

Правовое положение участников образовательных отношений определяется

законодательством об образовании и иными актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

4. Образовательные отношения возникают, изменяются и прекращаются по

основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

5. Все организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо

от их организационно-правовых форм и форм собственности и лица, ведущие

индивидуальную педагогическую деятельность, в образовательных отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях обязаны руководствоваться положениями законодательства об образовании.

В случае если отношения между участниками образовательных отношений и иных

непосредственно связанных с ними отношений не урегулированы законодательством об образовании и (или) соглашением сторон, права и обязанности участников таких отношений определяются исходя из общих начал и принципов правового регулирования отношений в сфере образования, а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

6. Отношения, вытекающие из возмездного оказания образовательных услуг, не

являются образовательными и регулируются гражданским законодательством с учетом положений законодательства об образовании.

7. К имущественным, административным, финансовым, земельным, трудовым,

экологическим отношениям в сфере образования применяется соответствующее

законодательство Российской Федерации с учетом особенностей, установленных

настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации.

^ Статья 6. Система законодательства об образовании

1. Целями законодательства об образовании в Российской Федерации являются

установление государственных гарантий и механизмов реализации прав и свобод человека

в образовании, создание благоприятных условий развития системы образования, защита

прав и интересов лиц, действующих в сфере образования.

Основными задачами законодательства об образовании являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации

на образование;

2) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития

системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых условий для согласования интересов лиц, действующих в

сфере образования, и интересов государства;

7

4) правовое регулирование отношений физических и юридических лиц в сфере

образования, определение их правового положения;

5) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления.

3. Законодательство об образовании включает в себя Конституцию Российской

Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие

федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления

Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования, содержащиеся в иных

федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы, регулирующие

отношения в сфере образования, противоречит настоящему федеральному закону, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Федеральный закон.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие

отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий на основании настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с настоящим федеральным законом других федеральных законов.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере

образования, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, иным

федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти

6. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, могут устанавливать дополнительные гарантии и права физических и юридических лиц по сравнению с

законодательством Российской Федерации об образовании. При этом более высокий

уровень прав и гарантий лиц в сфере образования по сравнению с установленным

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению

бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта

Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам,

не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты,

содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. В случае принятия

федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по

этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской

Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным

правовым актом Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты,

содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих

полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными

законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и

иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8

9. В случае противоречий между настоящим Федеральным законом и иными

федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации,

законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими

нормы, регулирующие отношения в сфере образования, применяется настоящий

федеральный закон.

10. Неотъемлемые права и свободы человека в сфере образования защищаются

законодательством об образовании, если иное не вытекает из существа этих отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




Похожие:

Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconЗакон от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях" Глава I. Общие положения статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconЗакон от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях" Глава I. Общие положения статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconЗакон российской федерации №24-фз, 1995 Об информации, информатизации и защите информации (Принят Государственной Думой 25 января 1995 года) Глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона
...
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconЗакон РФ n 1-фз от 10. 01. 02. Принят Гос. Думой 13. 12. 01 Глава Общие положения Статья Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при...
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconЗакон "Об участии в международном информационном обмене" Принят Государственной Думой 5 июня 1996 года Глава I. Общие положения Статья Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита...
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconВносится Президентом Российской Федерации статья Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закон
Статья Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconПринят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Глава Общие положения статья
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при
Проект глава общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона iconПринят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Глава общие положения статья
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы