Безотметочное обучение в практике начальной школы icon

Безотметочное обучение в практике начальной школы



НазваниеБезотметочное обучение в практике начальной школы
Дата конвертации22.10.2012
Размер54.04 Kb.
ТипДокументы
источник

Безотметочное обучение в практике начальной школы

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания ребенка в школе не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. А ведь всем известно, что если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя он не сможет. Но отказавшись от отметки, нужно говорить об изменении отношений между учеником и учителем. Это должна стать новая система развернутых оценочных отношений. Сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения .

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

 Для оценивания текущих работ целесообразно использовать шкалы (линеечки), предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. С помощью линеечек оценивается все, что можно оценить с позиций «больше-меньше».

Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов -ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Как же оценивать с помощью линеечек? Подробно об этом говорится в книге Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь».

Позволим себе привести пример из собственного педагогического опыта. Например, первоклассники составили звуковые модели слов танк, юла. Оценить выполнение своей работы учащиеся могут по следующим критериям: а) обозначение звуков, б) характеристика согласных звуков, в) обозначение звуков соответствующими буквами. Нарисовав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы и подписывает ее. Дети рисуют такие же шкалы у себя в тетради. Далее начинается работа по каждому из выбранных критериев. «Всего надо было обозначить 8 звуков вот таким образом (показывает на образце). Тот, кто обозначил по-другому все звуки, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто правильно обозначил 4 звука, поставит свой крестик посередине. Тот, кто правильно обозначил все звуки, поставит свой крестик в самом верху». Аналогично ведется работа по остальным критериям. Для того, чтобы этот прием не стал формальным, на линеечке после детской обязательно должна появиться учительская оценка. После этого происходит соотнесение этих оценок.



Ретроспективная оценка происходит до учительской проверки работы. Учитель предлагает детям предположить, правильно ли они обозначили буквами звуки. «Если ты совершенно уверен, что все буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, все ученики обязательно еще раз перечитают свою работу. Проверяя тетради учеников, учитель ставит свою оценку на той же шкале, что и ученик. Следующий урок обязательно должен начаться с соотнесения детской и учительской оценки.

При проведении стартовых, модульных, итоговых работ по учебным предметам фиксируется процент выполнения каждого задания и всей работы в целом. Такой подход дает возможность иметь достаточно достоверное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это дает возможность отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.

Можно выделить следующие критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:

– очень высокий уровень – 95-100% выполнения;

– высокий уровень – 75-94% выполнения;

– средний уровень – 50-74% выполнения;

– ниже среднего уровень – 30-49% выполнения;

– низкий уровень – менее 30% выполнения.

Результаты каждой работы отражаются в индивидуальном оценочном листе, который вклеивается в дневник.

Еще одним способом оценки индивидуальных достижений учащихся может служить «портфолио» или «портфель достижений». Впервые этот способ оценивания был использован в США в 80-е годы XX столетия. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Портфолио позволяет учащемуся продемонстрировать все возможные виды своих достижений (результатов), достигнутых за определенный период не только в процессе обучения, но и в более широком социальном контексте. Используя портфолио, преподаватель может:

  • мотивировать учащихся к непрерывному совершенствованию в выбранном направлении;

  • мотивировать учащихся к развитию своих способностей, не только непосредственно связанных с данным типом обучения, но и любых других, непосредственно с ним не связанных;

  • инициировать самооценку (рефлексию) учащихся относительно своих результатов и коррекцию способов их достижения;

  • оценивать динамику продвижения учащихся к результату относительно его собственных успехов и неуспехов.

Таким образом, портфолио представляет себе коллекцию, собрание работ учащегося (проектные, исследовательские, контрольные и творческие работы – сочинения, эссе и т.п.), его характеристики и отзывы преподавателей о его работах, а также документы, подтверждающие достижение им результатов в разных областях, где он проявлял какую-то активность.

Все компоненты, входящие в портфолио, могут оцениваться как качественно, так и количественно, в баллах. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы всех компонентов, либо как-то иначе.

^ Виды портфолио (Д.А. Иванов):

  1. Портфолио документов – похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, оценочные листы, значки, медали…

  2. ^ Портфолио работ. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки. Все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку (по определенным критериям).

  1. ^ Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьютерами, работниками системы дополнительного образования и др.

  2. ^ Проблемно-исследовательский портфолио – связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, список литературы для изучения микротем, план исследования, факты, цифры, статистика, интеграция с другими предметными областями, результаты исследований, прогнозы и перспективы.

  3. ^ Тематический портфолио – создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, освоения комплекса компетенций. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, этапы ее освоения, формулирует умения, которыми должен овладеть учащийся, и критерии их достижения, а также способы и процедуры оценивания результатов.

Разработчики проекта Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения предлагают следующие разделы портфолио:

    • Подборка детских работ

      1. Выборка работ;

      2. Дневник читателя;

      3. Мини-исследования и проекты по всем предметам.

    • Систематизированные материалы текущей оценки

  1. Результаты стартовой диагностики и результаты тематического тестирования;

  2. Отдельные листы наблюдений;

  3. Оценочные листы;

  4. Выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

    • Материалы итогового тестирования или материалы итоговых работ

    • Документы, характеризующие ребенка с точки зрения внеурочной и досуговой деятельности.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали необходимый для каждого ученика «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.




Похожие:

Безотметочное обучение в практике начальной школы iconАнкета для самооценки готовности учителя при переходе на преподавание по новой технологии
Администрация школы проводит опрос педагогов начальной школы с целью выявления готовности к работе по технологии «Безотметочное обучение...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconРешение Совета школы Протокол № от
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconПротокол № от 2011 г
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconПриказ № «О подготовке к обучению учащихся начальной школы по фгос»
В моу «Каменногорская сош» на базе начальной школы осуществляется экспериментальное внедрение новой модели образовательной системы,...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconПоложение о безотметочной системе оценивания
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует 5- или 10-балльная форма отметки как форма количественного...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconТема моего выступления
Организация дистанционного обучения учащихся начальной школы (обучение на дому)
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconСодержание работы
Современные подходы к оценке образовательных достижений учащихся. Безотметочное обучение в системе современных подходов оценивания...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconОбразовательная программа для начальной школы (кружок) Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом»
Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconСеминар по теме «Развивающее обучение основа нового качественного образования»
«Развивающее обучение – основа нового качественного образования» для методистов, руководителей оу, учителей начальной школы Пугачевского,...
Безотметочное обучение в практике начальной школы iconКовчигина Елена Николаевна Деятельность методического объединения учителей и воспитателей начальных классов в 2011-2012 году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение
«Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы». Цель методической работы заключалась в развитии здоровьесберегающей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы