Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио icon

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио



НазваниеРекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
Дата конвертации22.10.2012
Размер91.88 Kb.
ТипДокументы
источник

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио


Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),

  • оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

  • тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только, см. например, стандартизированные варианты итоговых комплексных проверочных работ);

  • оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;

  • оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом, также допускающие как устные, так и письменные ответы учащихся);

  • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).


В представленных выше материалах иллюстрировалось применение этих методов к отдельным аспектам обучения и отдельным аспектам освоения формальной системы знаний, которое показывает, что эти методы, позволяют отследить как индивидуальный прогресс, так и достижение определенных уровней подготовки каждым учеником.

Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им/ею тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.

Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.

Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения – был детально описан в предыдущем параграфе.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Но прежде чем перейти к описанию этих методов, и в частности, портфолио, как наиболее целесообразного в существующих сегодня условиях обучения, необходимо прежде кратко суммировать и оценить все итоги, с которыми учитель (а значит, и его ученики), пользующийся описанной в предыдущих разделах системой учебных ситуаций и заданий и неразрывно связанной с ними системой текущего оценивания, основанного на дифференцированной оценке, подходят к концу начальной школы.

Итак, учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях.

  1. Листы наблюдений, отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей:

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:

      1. приобретение знаний,

      2. понимание,

      3. применение,

      4. анализ,

      5. синтез,

      6. оценка,

      7. диалектичность мышления,

      8. метазнание




наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

  • повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;

  • инициативной творческой работы;

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

      1. способность принимать ответственность;

      2. способность уважать других;

      3. умение сотрудничать;

      4. умение участвовать в выработке общего решения;

      5. способность разрешать конфликты;

      6. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе




наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

      1. слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

      2. говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

      3. чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

      4. письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)




наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

  • совместного обсуждения;

  • групповой и индивидуальной презентации;

  • «авторского собеседования»;

  • «ученик как инструктор»;

  • неформального общения в связи и по поводу прочитанного;


они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

      1. формулировать вопрос, ставить проблему;

      2. вести наблюдение;

      3. планировать работу,

      4. планировать время;

      5. собрать данные;

      6. зафиксировать данные;

      7. упорядочить и организовать данные;

      8. интерпретировать данные;

      9. представить результаты или подготовленный продукт




наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

  • направляемого учителем мини-исследования

  • группового мини-исследования

  • самостоятельного мини-исследования


они дополняются самооценкой учащихся




  1. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».




  1. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.




  1. Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).




  1. Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.


Даже беглый взгляд на эту систему позволяет говорить о том, что с их помощью может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки.


Вместе с тем, необходимо отметить два особых условия, которые должны быть выполнены, для того, чтобы такой подход был оправдан и признан.


^ Первое условие, естественно, относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в портфолио ребенка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако, оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда. Разумный компромисс видится в том, что необходимо тщательно отработать минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. Последнее может резко упростится, если использовать с этой целью информационные технологии. Однако требования к программному обеспечению, обеспечивающие удобство пользователей, необходимо тщательно отработать, что определяет одну из задач апробации всей технологии.


Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе. Этот второй аспект так же потребует от учителя значительных усилий, особенно в переходном периоде, которые, к сожалению, уже не могут быть компенсированы никакими технологиями. Проблема усугубляется еще и тем, что и специалистов, способных осуществить массовую переподготовку и повышение квалификации в этой области, в настоящее время не так много.

Это обстоятельство определяет еще одну задачу апробационного периода: поиск организационных схем, способствующих наиболее быстрому распространению предлагаемой технологии.


Если отвлечься от сделанных оговорок, то в идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить:

  1. подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

    1. выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;

    2. дневники читателя;

    3. выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

  2. систематизированные материалы текущей оценки

    1. отдельные листы наблюдений,

    2. оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,

    3. результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

    4. выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

  3. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.

Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Однако задача определения состава этих документов выходит за рамки данной разработки.

Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

Вместе с тем, эта гипотеза требует изучения и экспериментальной проверки на этапе апробации методики.







Похожие:

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconРекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,...
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconРекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,...
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПрограмма районной методической площадки «Организация накопительной системы оценки личностных достижений учащихся»
«Организация накопительной системы оценки личностных достижений учащихся системы Портфолио»
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconОрганизация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,...
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПлан работы районной методической площадки «Организация накопительной системы оценки личностных достижений учащихся» на 2011-2012 учебный год
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (по материалам «Школы 2100»)
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПоложение о портфолио (индивидуальной накопительной оценке)
Портфолио разработано в целях создания условий для введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,...
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПоложение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся
В целях организации работы по оценке и учету внеучебных достижений учащихся в моу «Уксунайская оош» вводится портфолио учащегося
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПротокол №2 от 30. 10. 2008 г. Е. В. Беседин Положение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся
...
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПоложение о системе Оценки и учёта внеучебных достижений учащихся оу николаевской муниципальной средней общеобразовательной школы Михайловского района
В целях организации работы по оценке и учету внеучебных достижений учащихся в оу вводится портфолио учащегося
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио iconПоложение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся муниципального общеобразовательного учреждения
Основанием для оценки и учета внеучебных достижений служит портфолио (портфель внеучебных достижений) учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы