Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение icon

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение



НазваниеПамятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение
Дата конвертации02.10.2012
Размер55.05 Kb.
ТипПамятка
источник

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»


1. Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение.

2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.

3. Подчеркните ключевые слова темы одной чертой.

4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)

5. Подчеркните предложение, в котором сформулирована основная мысль - это простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое - то «новое», что по этой теме будет говориться. Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно! Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. Подчеркните слова, с помощью которых раскрывается основная мысль или найдите предложение, в котором она сформулирована.

6. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

7. Выделите микротемы: в каждом абзаце сравните подчеркнутые слова темы с ключевыми словами микротемы, подчеркните или исключите несущественные.

8. Определите, какие приёмы компрессии будете использовать, обозначьте их графически: ____________- ключевые слова;

( ) - исключение слов, части предложения;

/ / - замена предложения с прямой речью на предложение с косвенной;

< >- передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;

[ ] - объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль;

O - однородные члены предложения заменить обобщающим словом;

+ - объединить простые предложения в сложное.

9. Напишите черновой вариант изложения.

Проверьте написанное изложение не менее двух раз. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.


Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите. Объём изложения - не менее 90 слов.


Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение, будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.


^ Способы сжатия текста:


1) исключение подробностей, деталей;


2) обобщение конкретных, единичных явлений;


3) сочетание исключения и обобщения. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: а) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; б) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

^ Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:


1.Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым и сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; перевод прямой речи в косвенную.

2.Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.


3.Слияния: слияние нескольких предложений в одно; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.


^ Как писать изложение:


1.Как слушать текст первый раз.


а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.


б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)


2. Как работать в перерыве после первого чтения.


а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);

по заглавию текста.


б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);


  • Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.




  • Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).




  • Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).


Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.


в) Определить и записать основную мысль текста в черновике.


г) Определить, какие слова повторяются в тексе и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.


3. Как слушать текст второй раз.


а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.


б) Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.


4. Написать черновик


а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.


б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.


в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).


г) Проверить черновик




Похожие:

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconПамятка как писать сжатое изложение на основе прослушанного (прочитанного) текста внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить
Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconИзложение / Г. А. Сидорова // Оценка качества образования. 2008. №5. С. 30-34. Готовимся писать сжатое изложение
Сидорова, Г. А. Готовимся писать сжатое изложение / Г. А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. №5. – С. 30-34
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconКак писать сжатое изложение
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconВариант 3 Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего...
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconИнструкция «Как писать сжатое изложение» Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11-х классах авторы: Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconЭто вторичный текст, адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий
Это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме изложение, в котором выражается и отношение к этой информации,...
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconПамятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconРасписание курсов по выбору в моу «оош №6» г. Соль-Илецк на 2011 2012 уч год
«гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. Учимся писать сжатое изложение, сочинение рассуждение»
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconПамятка для учащихся "Как писать сжатое изложение" Вам нужны ошибки при написании сжатого изложения на экзамене? Нет? Я так и знала! Тогда вам следует воспользоваться этой памяткой
...
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение iconПрослушайте текст и напишите сжатое изложение
В жизни прекрасное прочно спаяно с полезным. И как важно не подменять одно другим!
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы