Модели личностно-ориентированной школы icon

Модели личностно-ориентированной школы



НазваниеМодели личностно-ориентированной школы
Дата конвертации24.07.2013
Размер113.52 Kb.
ТипДокументы
источник

Основные достижения гимназии последних лет позволили нам продолжить работу над концепцией дальнейшего развития гимназии как модели личностно-ориентированной школы.

Объем знаний о мироздании, природе, культуре и самом человеке постоянно растет, все больше смещаясь от исследования внешнего мира к внутреннему: механизмам обучения, способам управления собственной деятельностью, особенностям осмысления получаемой информации, установкам, ценностным ориентациям и убеждениям, развитию собственной Я-концепции, внутренним предпосылкам осознания своего смысла жизни.

Это становится тенденцией развития научно-технического прогресса и направлением коренной перестройки системы образования как ведущего инструмента сохранения и развития культуры. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самоосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным (по своей сущности ценностным и целевым установкам), технологичным (по процессу организации и характеру гарантированности достижения результатов), внутрисубъектным (по способам управления процессом и качеством обучения), системным (по взаимосвязям внутри отдельных элементов), вариативным (по формам, способам и моделям организационно-педагогической реализации), экологичным (по отношению к субъектам и их окружению), фундаментальным (по сохранению научных традиций и кристаллизации базовых элементов культуры), гибким (по скорости введения новаций и преобразований).
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования в гимназии считают необходимым различать следующие понятия:

^ Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям.

^ Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности

личностно-ориентированного образования.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного образования позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным образованием понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка, его убеждения, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбор.

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы в первую очередь, предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе образования. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем образования ребёнка.

Понимая, что в конечном итоге результаты образования будут проявлены в знаниях, умениях и навыках, не уменьшая их значимости, мы считаем, что центром новой личностно-ориентированной дидактики должно стать развитие способностей и познавательных стратегий, ценностных ориентаций, личностных смыслов и Я-концепции. Именно такая дидактика сделает образование личностно-ориентированным.
Разрабатываемая нами личностно-ориентированная образовательная модель строится на следующих принципах:

  • Целью обучения и воспитания должно быть развитие личности.

  • Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения и воспитания.

  • Необходимо предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе (содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли и т.д.).

  • Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения и воспитания, а лишь затем лидером.

  • Обучение и воспитание должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

  • Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

  • Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

  • В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.

  • Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы.

  • Важнее освоить научные методы познания мира, присущие конкретной области знаний, базовые законы и закономерности, ключевые инструменты, нежели, чем широкий набор фактов.

  • В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осознания, преобразования и применения знаний.

  • В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

  • Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником.

  • Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия и познавательных механизмов ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания.

  • Преобладание элективной дифференциации над селективной. То есть, педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса, на второй ступени обучения с 8 класса целесообразна предпрофильная подготовка, а на третьей ступени обучения необходимо разделение учащихся на группы по различным образовательным профилям (профилизация).

  • Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны согласовываться в процессе обучения.

  • Технологию организации урока (его этапы, составляющие и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, учебного профиля ребенка.

  • Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

  • В творческой деятельности ребенок, прежде всего, является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

  • "Вектор направленности" воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
    Для выстраивания вышеизложенной модели личностно-ориентированного образования определяются основные цели, задачи и направления развития гимназии.

Цель деятельности гимназии – формирование нового образовательного пространства гимназии, включающего ресурсные составляющие, содержание, организацию учебно-воспитательного процесса, сохранение здоровья, безопасность учащихся, внеурочную деятельность, систему воспитательной деятельности. В гимназии новое образовательное пространство объединяет новое содержание образования, новые технологии обучения, воспитания и развития, ведя обучающегося к осознанной необходимости иметь универсальные знания, т.е. к универсальности в пределах выбранной профессии. Такое образование способствует активной реализации склонностей и способностей выпускников гимназии в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Все это требует организации нового образовательного пространства как педагогической технологии. Это созданная педагогическим коллективом, учащимися, родителями атмосфера творческой деятельности в ходе организованного по-новому учебного процесса и системы дополнительного образования, в результате чего у школьников формируется культура существования в гимназии, социуме, обществе.

Цель гимназического образования – приобретение универсальных знаний о мире, человеке и человеческом обществе, т.е. овладение ученическими компетенциями.

Цель гимназического развития личности – развитие творческой индивидуальности личности обучающихся на основе формирования знаний, умений и навыков об окружающем мире и человеческом обществе, сконцентрированных в универсальных знаниях. Сверхзадача формирования и развития нового образовательного пространства в создании условий для развития и воспитания творческого мышления и творческой индивидуальности личности обучающихся, способных к повышенному уровню обучаемости. Особенностью нового образовательного пространства является создание особого фона интеллектуально-нравственной атмосферы гимназии и формирование личности школьника в условиях этой атмосферы. Оказание помощи ученику в самореализации, самоактуализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, нейтрализуя негативные качества, помогая личности сделать себя ценной для общества. В содержание образования включаются элементы научной организации умственного труда, знания научных методов исследований по каждой дисциплине, навыки самостоятельного приобретения знаний, выработка соответствующий знаний и умений по выполнению творческих самостоятельных работ. Управление учебным процессом – не столько управление формированием знаний и умений обучающихся, сколько управление развитием познавательной творческой деятельностью и культуры творческого мышления на основе воспитания творческой индивидуальности личности.

В основу развития нового содержания образования в гимназии положены следующие основные педагогические принципы:

- научности, который постепенно переводит учебный процесс на обучение использования исследовательских методов;

- целостности учебного процесса как совокупности содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов с ориентацией на личностную траекторию образования;

- создания всесторонних условий для развития творческого мышления обучающихся с учетом зоны их ближайшего и среднего развития, объективных возможностей в познавательной деятельности.

В ходе работы гимназии необходимо совершенствование диагностики учебно-воспитательного процесса и анализа всех направлений деятельности учреждения.

Мы рассматриваем гимназическое образование как интегративное, заложенное в базисном плане общего среднего образования на повышенном уровне сложности, спецкурсах, курсах по выбору. Гимназическое образование формирует широкий универсальный, а также гуманитарный, физико-математический и естественно-научный потенциал, навыки и умения интеллектуального труда, методы получения и использования информации в процессе самостоятельной работы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ориентированности, высокой степени социализации.

Гимназия работает над построением такой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме развития: ученик учится сам, в своей собственной деятельности, а учитель помимо информационной функции выполняет рефлексивное управление, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию деятельности гимназистов. Это реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик, инновационных технологий обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, умений, навыков, функционирования гимназии в режиме интенсивного развития.

Личностно-ориентированный подход реализуется не только в образовании, но и в создании для обучающихся ситуации выбора направления в обучении – не только профиля, а также, в перспективе, индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося. Работа гимназии строится с привлечением интеллектуального потенциала вузов и других научных организаций, создаются условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя.

^ Развитие различных ступеней образования в гимназии

Начальная школа (1-4 классы)

Основная задача начальной школы гимназии – создание таких педагогических условий, при которых у каждого обучающегося создается установка на любовь к школе, развивается соответствующая система мотивов участия в ежедневной школьной жизни. Такие условия помогут начинающему свой образовательный путь ребенку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Успешность выполнения этой задачи напрямую зависит от того, насколько текущая образовательная практика включает в себя:

- опору на свойственную развивающемуся ребенку любознательность и ее развитие средствами познавательной деятельности;

- использование игры как одного из наиболее привлекательных для младшего школьника видов деятельности в учебном процессе и внеучебных занятиях;

- общение с друзьями-одноклассниками, интересными педагогами-взрослыми, гостями гимназии;

- успешное взаимодействие учителей с родителями;

- снижение и компенсацию учебных затруднений и стрессов.


^ Основная школа (5-7 классы)

Основная задача средней школы – создать такие условия, которые позволят, сохранив общую эмоционально положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и достижения. Реализация данного стратегического направления будет способствовать созданию у школьников комплексной образовательной мотивации, т.е. мотивации, основанной не только на традиционных мотивах долга, но и мотивах пользы и мотивах удовольствия (получения радостных ощущений и возможность самореализации в процессе образовательной деятельности). Навыки эффективной образовательной деятельности, полученные на данной ступени обучения, позволят успешно осваивать содержание любого из выбранных профилей обучения, осознанно проектировать свои будущие профессиональные и образовательные ориентиры. К условиям, обеспечивающим успешное выполнение данной задачи, мы относим:

- осознание и принятие образовательных целей обучающимися (предполагается целенаправленное включение ученика в процесс планирования целей и постановки учебных задач);

- развитие у гимназистов системы ценностных ориентаций в образовательной деятельности, в частности ориентации на познание как безусловную ценность для современного культурного человека;

- освоение обучающимися эффективных технологий успеха и достижения (обучение школьников таким умениям и навыкам, которые позволят познавать новое, ориентироваться в широком информационном поле, анализировать собственные учебные затруднения, использовать ресурсы для их преодоления и профилактики);

- развитие у школьников потребности и навыков образовательной рефлексии (обучение их методам самооценки и самоконтроля);

- расширение видов образовательной деятельности;

- ориентация обучающихся на инициативный поиск индивидуальных и коллективных форм участия в познавательной и общеразвивающей деятельности.

Все перечисленное выше должно привести к тому, что каждый ученик гимназии сможет удовлетворить свои образовательные потребности и реализовать выявленные в начальной школе способности как самостоятельно, так и в процессе сотрудничества с педагогами; будет создана комфортная, личностно-ориентированная образовательная среда, построенная на общих, разделяемых педагогами, учениками, родителями ценностях и приоритетах.


^ Основная школа (8-9 классы), средняя (полная) школа (10-11 классы)

Основным направлением развития данной ступени образования является создание таких педагогических условий, при которых у каждого ученика создается установка на выбор вида деятельности после окончания школы. Идея осознанного и компетентного выбора учеником варианта предпрофильной подготовки и профильного обучения является для нас чрезвычайно значимой по ряду причин:

- одним из важнейших результатов школьного образования должна стать способность и готовность выпускника к принятию ответственных жизненно важных решений;

- обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог;

- современная школа должна научить ученика объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации.

Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения гимназии строится в логике компетентностного подхода как одной из основных идей процесса модернизации современного школьного образования. Компетентность, т.е. способность и готовность человека решать жизненно значимые задачи, может проявляться на трех уровнях: ключевом, базовом и профессиональном. Именно старшая школа отвечает за второй уровень – за то, что взрослеющий человек имеет достаточные основания (интеллектуальные, психологические, нравственные) для того, чтобы миновать кризисы и ошибки в процессе жизненного самоопределения. В этой связи для нас становится главным вопрос не о количестве профилей и не об их формальном содержании, а о том, каким образом тот или иной профиль обеспечивает достижения учеником необходимого уровня базовой компетентности и способствует осуществлению успешного выбора дальнейшего образовательного и профессионального пути.




Похожие:

Модели личностно-ориентированной школы iconФормирование информационно-функциональной компетентности
Разрешить описанные противоречия можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной...
Модели личностно-ориентированной школы iconНачальное общее образование
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной...
Модели личностно-ориентированной школы iconПрограмма стратегических изменений
Накопленный педагогический опыт, основные достижения гимназии последних лет позволили коллективу организовать деятельность по развитию...
Модели личностно-ориентированной школы icon"Перспективная начальная школа" Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями...
Модели личностно-ориентированной школы iconДокументи
1. /тематическое планирование в по компетентностно-ориентированной модели/10 класс 1ч.doc
Модели личностно-ориентированной школы iconДокументи
1. /научные статьи/Внедрение ФГОС на уроках физики как формирование метакогнитивного опыта...
Модели личностно-ориентированной школы iconСравнительная характеристика традиционной и современной личностно-ориентированной систем методической работы

Модели личностно-ориентированной школы iconАнализ воспитательной работы школы за 2011/2012 учебный год
В 2011/2012 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год....
Модели личностно-ориентированной школы iconОтчет за 2009 2010 учебный год 1
Кирикова Н. В главной целью образовательной политики школы является создание личностно-ориентированной системы образования, адаптированной...
Модели личностно-ориентированной школы iconДоклад за 2007/2008 учебный год моу саввинской средней общеобразовательной школы имени Семена Афанасьевича Калабалина
В 2008 году закончился 2-ой этап программы развития школы, направленный на создание благоприятных психолого-педагогических факторов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы