Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка icon

Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка



НазваниеПрограмма курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка
страница1/3
Дата конвертации03.10.2012
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма курса
источник
  1   2   3

Программа курса

Фиошин М.Е., Ресин А.А., Юнусов С.М. «Информатика и ИКТ. 10-11 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интенсивное развитие средств вычислительной техники и связи стало основной причиной перехода к формированию информационного общества. Этот процесс достаточно сложен, так как каждому человеку необходимо научиться быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, используя современные информационные технологии.

Важнейшим средством освоения информатики, как и любой другой учебной дисциплины, является учебник. Учебник «Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Профильный уровень» Фиошин М. Е., Рессин А. А., Юнусов С. М. состоит их двух частей — 1 часть включает учебный материал для 10 кл., а вторая часть для 11 класса. Содержание учебника рассчитано на изучение предмета на профильном уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В учебнике в достаточной степени нашли отражение как теоретические положения, связанные с теорией информации, принципами построения компьютеров, программированием, компьютерными сетями, моделированием, базами данных и др., так и вопросы, связанные с применением современных компьютерных технологий в практической деятельности. Авторы исходили из того, что информатика — это фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы, которая вобрала в себя различные отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур. Основными содержательными линиями учебника в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта являются: информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления.

Последовательность глав и параграфов в учебнике соответствует примерной последовательности изучения предмета в школе. В конце каждого параграфа имеются вопросы и задания для закрепления изученного материала.

Несмотря на то, что информатика – молодая наука, тем не менее, она имеет глубокие исторические корни. Достаточно большое количество выдающихся людей внесли свой вклад в развитие и становление информатики как науки, поэтому в учебнике в познавательных и воспитательных целях выделена рубрика «Информатика в лицах». Судьбы этих людей заслуживают внимания и уважения, а широта их научных интересов не может не удивлять.

Каждая часть учебника имеет мультимедийную поддержку в виде компакт-диска, на которые в учебнике имеются ссылки в рубрике «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ». Содержание диска тесно связано с излагаемым в учебнике материалом и образуют единую обучающую систему. Основная цель этих дисков — помочь школьникам лучше усвоить учебный материал. Структурно диск содержит четыре раздела с тестами, упражнениями, видеоуроками и дополнительной справочной информацией. Практические навыки закрепляются с помощью упражнений. Упражнения построены по интерактивному принципу, когда правильность выполнения упражнений контролируется программой. Это своего рода минитренажеры для отработки практических навыков. Учебный материал, который должен быть визуально выразителен, представлен в форме видеоуроков. По каждому разделу учебника составлены тесты, которые используется не только для проверки знаний, но и для анализа ответов, так как после выполнения теста можно в режиме «Показать ошибки» посмотреть свои ответы и сопоставить их с правильными.

Авторы учебника стремились к тому, чтобы максимально индивидуализировать процесс освоения школьного курса информатики и сделать его интересным и действительно полезным для успешной самореализации молодых людей в информационном обществе.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

^ Общая характеристика учебного предмета

Информатика и информационные технологии – предмет, необходимый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

Содержательная линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» направлена на освоение учащимися базовых понятий информатики и на развитие у них системного и алгоритмического мышления на основе решения практических задач из различных предметных областей. Развитие системного и алгоритмического мышления происходит на базе решения практических задач с применением сред программирования и прикладного программного обеспечения.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.

При изучении «основ информационного управления» осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Практическая составляющая предмета включает проведение практикумов, которые ориентированны на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – ознакомление учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных и получение навыков работы в их профессиональных или учебных версиях. В рамках практикума учащиеся решают задачи и выполняют соответствующие проекты, направленные на решение конкретных практических задач из различных областей и сфер деятельности человека. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, что позволит им в последующем быстро включиться в решение производственно-хозяйственных и других задач, связанных с применением ИКТ. Практикумы в виде проектов могут быть комплексными, и могут выполняться как одним учащимся, так и группой учащихся, таким образом, отрабатываются вопросы взаимодействия при совместной работе над проектом. Практикумы проводятся, как правило, после прохождения необходимого теоретического материала и самостоятельного изучения.

^ Цели учебного предмета

В ходе изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, согласно требованиям стандарта, достигаются следующие цели:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Для реализации поставленных целей в учебнике имеется весь необходимый теоретический материал, который закрепляется практическими заданиями и упражнениями.

^ Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в Х классе – 140 учебных часов и XI классе – 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В предлагаемой программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 28 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.


^ Результаты изучения предмета

К результатам обучения по информатике и информационным технологиям на профильном уровне, относится: умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, умение оказывать помощь и содействовать в использовании ИКТ другими людьми; знание теоретических основ ИКТ; умение формировать модели информационной деятельности; формирование будущей профессиональной ориентации учеников.

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т. п.); вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний; проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользова­телей по базовым принципам использования ИКТ; оценивать числовые параметры информационных объектов и про­цессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации; оперировать информационными объектами, используя имеющие­ся знания о возможностях информационных и коммуникацион­ных технологий, в том числе создавать структуры хранения дан­ных; пользоваться справочными системами и другими источника­ми справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моде­лирующих средах;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономи­ки и ресурсосбережения при работе со средствами информатиза­ции; обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора практической информации, в частности связан­ной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

  • представления информации в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов; личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций; соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» соответствуют требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни..

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

Представленное тематическое планирование имеет цель сориентировать учителя в плане построения курса по нашему учебнику и носит рекомендательный характер, оставляя инициативу и творческий подход каждому учителю. Последовательность изучения материала и его содержательная часть представлены в виде учебных модулей и примерного поурочного планирования.

Каждый учебный модуль представляет отдельный тематический блок (раздел), который включает перечень темы из разделов обязательного минимума. Для каждого модуля определена цель изучения и даются краткие комментарии, в которых акцентируются ключевые моменты при изучении модуля. Освоение каждого модуля направлено на достижение определенных результатов, которые выражаются, как ЗНАТЬ/УМЕТЬ и согласуются с общими требованиями стандарта. Модульное планирование дает общую картину построения курса изучения предмета. В поурочном планирование определяется тема урока, осваиваемый материал и ссылки страницы учебнике и разделы на диск, там, где имеется символ в виде звездочки (*) означает, что указания и учебный материал к проведению урока содержатся в методических указаниях.

^ Модуль 1. Информатика и информация

Информатика как наука и вид практической деятельности. Роль информатики. Информация и ее свойства. Измерение количества информации. Вероятностный подход к измерению количества информации. Целесообразность, полезность информации. Передача и прием информации. Сообщение, сигнал, данные. Системы передачи и приема информации. Кодирование информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

^ Основная цель: уяснить значение роль информатики в обществе, научиться определять свойства информации и ее количество, понимать принципы работы систем передачи и приема информации и ее кодирование.

Комментарии. Рассматривается роль и значение информатики, стоит обратить внимание на вклад наших ученых в становление и развитие информатики как науки. При рассмотрении понятия «информация», надо указать на сложность и неоднозначность этого понятия. На примерах формируются навыки анализа информации и определения ее свойств. Ученики учатся определять количество информации и знакомятся с различными подходами к измерению количества информации. Изучаются основные понятия, связанные с передачей информации: сообщение, сигнал, данные, а также их характеристики и параметры. Рассматривается принцип передачи непрерывного сообщения в виде дискретных сигналов (терема Котельникова). Изучаются принципы кодирования текстовой, графической и звуковой информации. В результате ученики изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • в чем заключается роль и значение информатики;

  • какими свойствами обладает информация;

  • способы измерения информации;

  • принцип передачи и приема информации;

  • принципы кодирования информации.


уметь:

  • анализировать информацию и определять ее свойства;

  • определять количество информации в сообщении.



Модуль 2. Информационные процессы и информационная деятельность человека

Информационный процесс. Задачи сбора, обмена, хранения и обработки информации. Восприятие информации человеком. Информационные технологии. Информационные ресурсы общества. Основные предпосылки перехода к информационному обществу. Информационная культура. Правовой аспект по отношению к информации. Компьютерная этика.

^ Основная цель: уяснить роль и суть информационных процессов в деятельности человека, понимать и знать проблемы, присущие информационному обществу, а также способы их решения.

Комментарии. В данном модуле рассматривается понятие информационного процесса и задачи, которые решаются при сборе, хранении, передаче и обработке информации. Дается ознакомительный обзор как с помощью органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) человек получает информация об окружающем его мире, какими пределами чувствительности и разрешающей способности органов чувств, а также как человек запоминает и обрабатывает информацию. При рассмотрении понятия информационная технология следует обратить внимание на ее отличие от других технологий и дать характеристику основных этапов развития информационной технологии. Ученики знакомятся с новым видом ресурса — информационным ресурсом, который в отличие от всех других ресурсов обладает неуничтожимостью. Необходимо рассмотреть схему процесса создания и развития информационных ресурсов в обществе и как следствие или результат появление информационных продуктов и информационных услуг. Переход к информационному обществу – это непростая задача, поэтому надо показать ученикам всю и сложность и неоднозначность этого перехода, который связан с обращением человека с информацией — информационная культура, правовая ответственность, компьютерная этика. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • какие процессы относятся к информационному процессу и их основные задачи;

  • отличие информационной технологии от других технологий;

  • какие деяния в области информационных (компьютерных) технологий считаются противоправными и требования компьютерной этики;

  • как формируется информационный ресурс общества;

  • основные показатели, характеризующие информационное общество

уметь:

  • осуществлять поиск и работу с информацией


Модуль 3. Аппаратное обеспечение компьютера

Типы ЭВМ. Основные принципы организации и построения компьютера. Команды и их форматы. Структура персонального компьютера. Назначение и принципы работы периферийных устройств.

^ Основная цель: изучить принципы организации и построения ПК, а также назначение и принципы работы его периферийных устройств.


Комментарии. В данном модуле рассматривается аппаратное обеспечении компьютера, при этом дается общая организация компьютерной системы, на принципах предложенных фон Нейманом, рассматривается понятие команд процессора и их форматы (одноадресные, двухадресные и трехадресные). Рассмотрение вопросов, связанных со структурой и составом персонального компьютера направлено на систематизацию и расширение знаний учеников, в области аппаратного обеспечения компьютера. Дается обзор принципов работы основных и дополнительных периферийных устройств. На практических занятиях и упражнениях получают элементарные навыки по разборке и сборке ПК. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • основные принципы организации компьютера, типы компьютеров;

  • форматы команд и последовательность вычислительных действий в этих командах;

  • основные устройства компьютера и их назначение.

уметь

  • анализировать и устранять простые неисправности;

  • осуществлять замену устройств компьютера.



Модуль 4. Представление информации в компьютере

Представление информации в компьютере. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод целых чисел и дробей из десятичной системы счисления в недесятичную. Правила выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления. Перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Двоичная арифметика. Прямой, обратный и дополнительные коды. Использование модифицированного обратного и дополнительного кодов. Форма записи числа с фиксированной и с плавающей точкой.

^ Основная цель: уяснить представление чисел в компьютере, использование для этого различных систем счисления и уметь представлять числа в различных системах счисления и выполнять арифметические операции.

Комментарии. В модуле рассматривается представление информации в компьютере. При этом необходимо отметить, что обрабатывается в компьютере только числовая информация. Вначале рассматриваются системы счисления, которые делятся на позиционные и непозиционные, далее следует краткая характеристика каждой из них и преимущества позиционной системы счисления. Ученики знакомятся с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую, а также как выполняются арифметических операции с числами в различных системах счисления, в частности рассматривается двоичная арифметика как основа вычислительных процессов в компьютере. Рассматривая представления чисел со знаком разъясняется использование для этого специальных кодов — прямой, обратный и дополнительный. При сложении чисел может возникнуть проблема — переполнение разрядной сетки, поэтому необходимо ученикам показать, как эта проблема решается с помощью модифицированных кодов. Еще один аспект, который необходимо рассмотреть — это формы представления вещественных чисел: с фиксированной точкой и с плавающей точкой, при этом отмечаются достоинства и недостатки каждой из этих форм. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать

  • виды систем счисления

  • правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

  • представление чисел со знаком в прямом, обратном и дополнительном коде

  • формы записи чисел с фиксированной и плавающей точкой

  • запись числа в нормализованной форме

уметь

  • выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую

  • выполнять арифметические действия в различных системах счисления, в частности двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной

  • записывать числа в нормализованной форме и определять мантиссу и порядок числа



^ Модуль 5. Логические основы работы ЭВМ

Высказывания, суждения. Логические выражения, связки и таблицы истинности. Старшинство логических связок. Дерево выражения. Формулы логики высказываний. Законы логики. Решение логических задач методами алгебры логики. Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторные операции.

^ Основная цель: развитие логического мышления и умение решать логические задачи

Комментарии. В данном модуле рассматриваются основы логики, которая имеет глубокие исторические корни. Ученики знакомятся с основными понятиями формальной логики — высказываниями и суждениями, учатся понимать и различать эти понятия и затем переходят к рассмотрению алгебры логики. При изучении основ алгебры логики необходимо, чтобы ученики четко усвоили и поняли назначение логических связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА» «ЕСЛИ-ТО», «ЛИБО-ЛИБО» и их старшинство в логических выражениях. Изучению законов алгебры логики необходимо уделить особое внимание, так как решение логических задач немыслимо без знания этих законов. С помощью упражнений закрепляются знания и умения по логике. Рассматривается логика предикатов. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать

  • понятие высказывания

  • логические операции над высказываниями

  • равносильные формулы алгебры логики

  • понятие предиката, логические и кванторные операции над предикатами

уметь

  • строить таблицы истинности для логических выражений

  • выполнять равносильные преобразования формул

  • решать логические задачи

  • записывать математические выражения с помощью кванторов


Модуль 6. Программное обеспечение компьютера

Системное программное обеспечение. Операционная система. Файловая система. Защита и резервирование информации. Антивирусная защита. Архивирование информации.

^ Основная цель: знать назначение и состав системного ПО и уметь его практически применять.

Комментарии. В модуле рассматривается назначение и состав программного обеспечения (ПО). ПО — это вторая необходимая составляющая компьютера, которое делится на системное и прикладное. Программы с точки зрения его приобретения делятся на платные, условно-бесплатные, и бесплатные. Ученики знакомятся со структурой системного ПО, и основное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с операционной системой (ОС). На практических занятиях отрабатываются приемы работы с ОС и ее настройка. При изучении методов защиты и резервирования информации рассматриваются правовые, организационно-административные, инженерно-технические методы обеспечения безопасности информации. Защита от компьютерных вирусов — это актуальная проблема, поэтому всем ученикам необходимо знать и соблюдать определенные правила работы на компьютере. При рассмотрении вопроса резервирования информации акцентируется внимание на важности этого процесса, так как потеря информации в некоторых случаях чревата тяжелыми последствиями и рассматриваются также алгоритмы сжатия информации — алгоритм Хаффмана и RLE (Run Length Encoding). В результате изучения данного модуля ученики должны

знать

  • назначение программного обеспечения

  • функции файловой системы

  • классификацию операционных систем

  • методы обеспечения безопасности информации

  • алгоритмы сжатия информации

уметь

  • работать с ОС и выполнять в ней настройки

  • резервировать и архивировать информацию

  • работать с антивирусными программами


Модуль 7. Алгоритмизация и программирование вычислительного процесса

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Формы описания алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Блок-схема. Последовательность разработки программы. Запись алгоритма на языке программирования. Введение в программирование на языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Основы работы в среде Паскаль. Операторы языка. Оператор присваивания. Условный оператор. Оператор выбора. Циклы. Массивы. Сортировка. Файлы. Процедуры и функции. Тестирование и отладка программы.

^ Основная цель: развитие алгоритмического мышления, знакомство со средой программирования Паскаль

Комментарии. Рассматривается понятие алгоритма, которое является фундаментальным в курсе информатики. Выделяются такие свойства алгоритма как дискретность, понятность, определенность, конечность и массовость. Рассматриваются следующие формы описания алгоритма: словесная, блок-схема и программная, а также связанные с алгоритмом такие понятия как исполнитель и система команд. Дается последовательность разработки программы, которая включает: постановку задачи, разработку алгоритма, запуск и отладку. Закрепляются понятия об основных алгоритмических конструкциях. На практических занятиях ученики составляют алгоритмы, используя блок–схемы.. Программная запись алгоритма изучается в среде программирования Паскаль. Ученики изучают основы языка и приемы работы в среде. На практических занятиях составляют алгоритмы и пишут программы решения небольших задач. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • понятие алгоритма и его свойства

  • формы описания алгоритма

  • последовательность разработки программы

  • основные алгоритмические конструкции

  • типы циклов и их назначение

  • понятие массива

  • виды сортировок

уметь:

  • разрабатывать алгоритмы и записывать их в виде блок-схем

  • программировать задачи с использованием с условных операторов, циклов, массивов, сортировок и т.д.



Модуль 8. Введение в объектно-ориентированное программирование

Основные понятия объектно-ориентированного подхода: объекты, классы, методы. Концепции объектно-ориентированного программирования — наследование, полиморфизм, инкапсуляция. Начальные сведения о Delphi. Оболочка Delphi. Визуальная модель Delphi. Основы языка Delphi. Процедурное программирование. Объектно-ориентированное программирование. Компонентная модель. Наследование, полиморфизм, инкапсуляция в Delphi.

^ Основная цель: введение в объектно-ориентированное программирование и изучение среды Delphi

Комментарии. В модуле рассматриваются вопросы, связанные с основными понятиями объектно-ориентированного подхода в программировании. Парадигма объектно-ориентированного программирования — это абстрактная модель, оперирующая объектами. Объект — некоторая сущность, обладающая определённым состоянием и поведением, имеет заданные значения свойств (атрибутов) и операций над ними (методов). Как правило, при рассмотрении объектов выделяется то, что объекты принадлежат одному или нескольким классам, которые в свою очередь определяют поведение (являются моделью) объекта. Под классом подразумевается некая сущность, которая задает некоторое общее поведение для объектов. Таким образом, любой объект может принадлежать или не принадлежать определенному классу, то есть обладать или не обладать поведением, которое данный класс подразумевает. Поведение объекта задается методами. Рассматриваются основные механизмы ООП наследование, инкапсуляция, полиморфизм. Наследование — позволяет описать новый класс на основе уже существующего (родительского), при этом свойства и функциональность родительского класса заимствуются новым классом. Инкапсуляция — свойство языка программирования, позволяющее объединить данные и код в объекте и скрыть реализацию объекта от пользователя. Полиморфизм — взаимозаменяемость объектов с одинаковым интерфейсом. Это позволяет обращаться с объектами класса-наследника точно так же, как с объектами базового класса. После изучения теоретических основ ООП на практических занятиях изучается среда Delphi и язык программирования Object Pascal.

11 КЛАСС

Модуль 9. Информационно-коммуникационные технологии

Общая характеристика прикладного программного обеспечения. Технология создания и обработки текстовой информации. Технология обработки табличной информации. Разработка презентации.

^ Основная цель: понимать назначения прикладного ПО и умение использовать технологии обработки и создания текстовой, табличной и мультимедийной информации.

Комментарии. В модуле рассматривается назначение и области применения прикладного программного обеспечения. На практических занятиях ученики приобретают умения и навыки по созданию и редактированию текстовых документов, учатся решать практические расчетные задачи в табличном процессоре, создавать презентационные мультимедийные материалы. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • назначение и области применения прикладного программного обеспечения

уметь:

  • создавать и редактировать текстовые документы

  • выполнять расчеты и решать практические задачи, используя табличный процессор

  • создавать мультимедийные информационные материалы, используя программные средства подготовки презентации



^ Модуль 10. Сетевые информационные технологии

Состав и структура компьютерной сети. Топология и технология локальной сети. Сетевое программное обеспечение. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Службы Интернета. Защита информации в сети. Криптография, шифрование, стеганография. Разработка и публикация web-сайта.

^ Основная цель: изучение принципов организации и функционирования компьютерных сетей

Комментарии. В модуле рассматриваются вопросы, связанные с сетевыми информационными технологиями. Дается понятие компьютерной сети и ее состав, а также схема передачи данных между компьютерами на основе модели взаимодействия открытых систем (ISO). Ученики знакомятся с физическими и логическими топологиями сети (шина, кольцо, звезда) и методами передачи данных (Ethernet, Token Ring, FDDI). Рассматривается назначение сетевого программного обеспечения, которое выполняет две функции: управление ресурсами отдельно взятого компьютера и всей сети в целом. Сетевая операционная система обеспечивает управление ресурсами сети и решает задачи администрирования сети. При рассмотрении глобальной компьютерной сети Интернет изучаются такие вопросы как адресация в сети, протокол, пакет, классы сетей, доменная система имен. На практических занятиях ученики получают навыки создания Web-страниц. Важным вопросом является организация защиты информации в сети, где рассматривается криптография, шифрование, стеганография. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • назначение и состав компьютерной сети

  • аппаратное обеспечение сети

  • назначение и уровни эталонной модели взаимодействия открытых систем

  • топологии и технологии локальных сетей

  • организацию адресации в сети Интернета

  • службы Интернета

  • способы защитны информации в сети (криптография, шифрование, стеганография)

уметь:

  • определять номер сети и номер хоста в IP- адресе

  • создавать web-страницы



Модуль 11. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Виды моделей. Процесс разработки компьютерных моделей. Динамическое моделирование. Моделирование физических процессов. Модели динамики популяций. Оптимизационное моделирование. Имитационные модели. Построение информационных моделей. Информационное взаимодействие в системе управления, обратная связь.

^ Основная цель: изучение основных понятий и принципов моделирования процессов

Комментарии. В модуле рассматривается моделирование как метод познания окружающего мира. В моделировании выделяют два пути — представление модели в натурном виде (копия объекта) и абстрактном. Различают следующие абстрактные модели: вербальные, математические, информационные. В зависимости от достигаемых целей выделяют дескриптивные, оптимизационные и прогностические модели. При рассмотрении процесса разработки и исследования моделей на компьютере выделяют четыре этапа: цели моделирования, огрубление исходного процесса, поиск описания, разработка алгоритма и составления программы для компьютера. На практических занятиях ученики выполняют моделирование физических процессов, строят модели поведения в биологических системах, решают задачи оптимизационного моделирования. Обзорно рассматривается назначение и использование имитационных моделей, и построение информационных моделей, а также понятие положительной и отрицательной обратной связи в системе управления. В результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • виды моделей и их назначение

  • основные этапы разработки компьютерных моделей

  • модели динамики популяций

  • основные этапы решения оптимизационных задач

  • особенности отрицательной и положительной связей в системах управления

уметь:

  • моделировать на компьютере физические процессы,

  • строить модели динамики популяций

  • решать оптимизационные задачи


Модуль 12. Базы данных и информационные системы

Назаначение и область применения баз данных. База данных. Информационная система. Специальные требования к базам данных. Модели данных. Классификация моделей. Графическая модель «сущность-связь». Основные понятия модели — сущность, атрибут, связь. Алгоритм построения модели «сущность-связь». Реляционная модель данных. Разработка базы данных в СУБД MS Access.

^ Основная цель: научиться проектировать модели данных и создавать базы данных

Комментарии. В модуле рассматриваются назначение и область применения баз данных. Ученики знакомятся с такими понятиями как база данных, предметная область, система управления базами данных, информационная система, база знаний. Выделяются специальные требования к базам данных: целостность, безопасность, надежность. При разработке баз данных обязательным этапом является моделирование предметной области, для этого используются модели данных. Ученики знакомятся с назначением моделей по уровню проектирования и структуре. Подробно рассматривается графическая модель «сущность-связь» и ее основные понятия (сущность, атрибут, ключ, связь), а также реляционная модель получившая наиболее широкое применение. Практические навыки в разработке баз данных ученики получают, изучая СУБД MS Access. При этом рассматриваются вопросы создания таблиц и схемы базы данных, создание различных типов запросов, форм и отчетов, а также создание макросов и приложения пользователя. в результате изучения данного модуля ученики должны

знать:

  • назначение и области применения баз данных

  • этапы разработки базы данных

  • основные положения реляционной модели

  • последовательность разработки модели «сущность-связь»

уметь

  • делать анализ предметной области и определять требования к базе данных

  • разрабатывать модель «сущность-связь» для заданной предметной области

  • реализовывать базу данных в СУБД



^ Примерное поурочное планирование. 10 класс



п/п

Тема урока

Осваиваемый материал

Учеб.

(стр)

Диск

1 полугодие (64 часа)

1

Правила поведения в компьютерном классе. Профилактика компьютерных заболеваний.

Правила поведения и меры безопасности в компьютерном классе.

Кн.1. 178-182

^ Тест. Компьютер и здоровье

Видеоурок. Профилактика заболеваний при работе с компьютером

Презентация. Комплекс упражнений

^ Модуль 1. Информатика и информация

2

Роль информатики в современном обществе.

Информация и ее свойства.

Информатика как наука и вид практической деятельности. Роль информатики. Свойства информации. Анализ информации и определение ее свойств.

Кн.1. 5-15

Тест. Информация и ее свойства


3

Определение свойств информации

На практических примерах определяются свойства информации, которая получена из различных источников (радио, телевидение, Интернет, книги и т.д.)

Кн.1.

15

Упражнение. Определение свойств информации

4

Измерение количества информации

Вероятностный подход к измерению количества информации. Целесообразность, полезность информации

Кн.1. 16-24

Тест. Измерение количества информации

5

Определение количества информации

Решение практических задач, связанных с определением количества информации

Кн.1. 23-24

Упражнение. Определение количества информации

6

Передача и кодирование информации

Сообщение, сигнал, данные. Системы передачи и приема информации.

Кн.1. 24-36

Тест. Передача и кодирование информации

7

Кодирование информации

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Кн.1. 30-31, 35-36

Упражнения. Кодирование информации

8

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю

Модуль 2. Информационные процессы и информационная деятельность человека

9

Информационные процессы и технологии

Задачи сбора, обмена, хранения и обработки информации. Восприятие информации человеком. Информационно-коммуникационные технологии

Кн.1. 36-38




10



Информационное общество

Информационные ресурсы общества. Основные предпосылки перехода к информационному обществу. Информационная культура.

Кн.1. 38-42

Тест. Информационные процессы и ресурсы

11

Правовая ответственность за компьютерные преступления

Документы, регламентирующие отношение к информации. Компьютерная этика.

Кн.1. 43-45




12

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю

Модуль 3. Аппаратное обеспечение компьютера

13

Архитектура компьютера

Типы ЭВМ. Основные принципы организации и построения компьютера. Команды и их форматы.

Кн.1. 46-52

^ Тест. Организация компьютерной системы.

Упражнение. Структура ЭВМ и типы команд

14

Устройство и состав персонального компьютера

Структура персонального компьютера. Периферийные устройства.

Кн.1. 53-98

Компьютерный практикум (стр. 61, 66,75,87,98)

15

Мультимедийный проект «Устройство и состав персонального компьютера»

Создание презентации в Power Point

*

*

16







17

^ Защита проекта

Модуль 4. Представление информации в компьютере

18

Системы счисления

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.

Кн.1. 98-101

Тест. Представление информации в ЭВМ

19

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Перевод целых чисел и дробей из десятичной системы в недесятичную. Перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

Кн.1. 102-105




20

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Правила выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления. Двоичная арифметика.

Кн.1. 105-109

Упражнение. Арифметические операции в различных системах счисления

21

Представления чисел в компьютере

Прямой , обратный и дополнительные коды. Использование модифицированного обратного и дополнительного кодов. Форма записи числа с фиксированной и с плавающей точкой.

Кн.1. 109-116




22

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю

Модуль 5. Логические основы работы ЭВМ

23

Основные понятия алгебры логики

Высказывания, суждения. Логические выражения, связки и таблицы истинности. Старшинство логических связок.

Кн.1. 119-140




24

Построение логических функций в Excel

Создание пользовательских логических функций

*




25

Законы алгебры логики. Упрощение логических функций.

Законы логики. Преобразование логических функцих.

Кн.1. 140-144

Тест. Упрощение логических выражений

26

Решение логических задач методами алгебры логики

Анализ логической задачи. План решения задачи.

Кн.1.

148-149

Упражнение. Графический анализ логических выражений и проверка законов

27

Логика предикатов. Кванторы.

Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторные операции.

Кн.1.

145-147





28

Запись математических предложений, определений в виде формул логики предикатов.

Запись математических предложений с помощью кванторов

*




29

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю

Модуль 6. Программное обеспечение компьютера

30

Системное программное обеспечение. Файловая система.

Классификация программного обеспечения компьютера. Состав системного ПО. Файловая система ОС.

Кн.1.

150-165

Справка. Краткий обзор современных операционных систем.

31

Работа в операционной системе

Настройка операционной системы. Установка и удаление программ. Утилиты. Проверка диска. Дефрагментация. Создание bat-файла.

*

^ Тест. Программное обеспечение компьютера.

Видеоуроки. Работа в операционной системе Windows

32

Контрольно-проверочное занятие по модулю

^ 2-е полугодие (72 часа)

Модуль 7. Алгоритмизация и программирование вычислительного процесса

33

Алгоритм и его свойства. Формы описания алгоритма.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Формы описания алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.

Кн.2.

98-112




34

Построение алгоритмов

Последовательность разработки программы. Запись алгоритма с помощью блок-схем.

Кн.2.

113-114





35

Структура программы на языке Паскаль

Назаначение и описание разделов программы. Типы данных. Выражения.

*





36

Основы работы в среде Турбо Паскаль

Оболочка Турбо Паскаль. Основные команды меню. Создание файла программы. Составление программы. Запуск программы на выполнение.

*




37

Операторы языка

Простые операторы. Составной оператор. Условный оператор. Операторы цикла.

*




38

Программирование задач с условным оператором

Типы задач с использованием условного оператор IF.

*




39

Программирование задач с использование циклов

Типы задач с использованием циклов.

*




40

Массивы

Объявление массива. Одномерный массив. Двумерный массив. Работа с элементами массива.

*




41

Программирование задач с использованием массивов

Создание массива. Работа с элементами массива (вставка, удаление, перестановка, поиск)

*




42

Алгоритмы сортировки информации

Сортировка методом простого выбора. Сортировка методом «пузырька»

Кн.2.

226-228




43

Программирование задач с использованием сортировок

Сортировка числовых последовательностей

*




44

Процедуры и функции в Pascal

Назначение процедур и функций. Описание процедуры и функции.

*




45

Программирование задач с использованием функций и процедур

Создание процедур и функций в программах

*




46

Работа с файлами

Описание файла в программе. Обработка файлов. Запись в файл. Чтение из файла. Текстовые файлы. Обработка текстовых файлов.

*




47

Программирование задач с использованием файлов

Создание файлов. Запись данных в файл. Обработка файла (вычисления, поиск, сортировка данных)

*




48

Тестирование и отладка программы

Основные задачи тестирования. Методы тестирования. Принципы тестирования: «черный ящик», «белый ящик». Составление тестов для программы. Отладка программы.

Кн.2.

270-272




49

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю

Модуль 8. Введение в объектно-ориентированное программирование (ООП)

50

Сущность объектно-ориентированного подхода

Понятие объекта. Класс. Метод. Свойства. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм.

Кн.2.

261-263




51

Введение в Object Pascal

Структура обработчика событий. Переменные и присваивание. Типы данных. Стандартные функции.

Кн.2.

114-133




52

Знакомство со средой Delphi

Создание простого проекта программы

*




53

Ветвление и циклы

Синтаксис оператора ветвления. Составной оператор. Типы циклов. Синтаксис операторов цикла

Кн.2.

134-151




54

Практикум

Кн.2.

151-158




55

Строки и массивы

Сортировка. Список. Работа с элементами списка. Стек и очередь. Рекурсия. Деревья.

Кн.2.

158-186




56

Практикум

Кн.2.

186-190




57

Процедуры и функции

Понятие процедуры и функции. Синтаксис.

Кн.2.

190-198




58

Практикум

Кн.2.

198-199




59

Исключения, записи и файлы

Понятие исключения. Объявление записи. Файлы в Object Pascal.

Кн.2.

199-221




60

Практикум

Кн.2.

221




61

Объектно-ориентированное программирование

Создание классов. Определение свойств. Определение методов.

Наследование. Инкапсуляция. Полиморфизм.

*




62

Разработка объектно-ориентированного приложения.

Системный анализ и постановка задачи

Кн.2.

259260




63

Проектирование приложения

Кн.2.

260-261




64

Кодирование программы







65

Кодирование программы







66

^ Контрольно-проверочное занятие по модулю




67

Основы функционального и логического программирования

Функциональный подход к программированию. Понятие о -исчислении. Основная идея логического программирования.


Кн.2.

263-266




68

Оценка сложности алгоритма

Понятие сложности алгоритма. Вычисление сложности алгоритма.

Кн.2.

221-223



  1   2   3




Похожие:

Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПояснительная записка в разработке Рабочей программы по информатике и икт 8-9 классов использованы «Программы для образовательных учреждений 2-11 классы Программа базового курса «Информатика и икт»
Икт 8-9 классов использованы «Программы для образовательных учреждений 2-11 классы (Программа базового курса «Информатика и икт»...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Информатика и икт» в 8 классе. Пояснительная записка
Преподавание курса «Информатика и икт» в 8 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и икт 8»...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Информатика и икт» в 9 классе. Пояснительная записка
Преподавание курса «Информатика и икт» в 8 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и икт 8»...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Информатика и икт» в 8 классе. Пояснительная записка
Преподавание курса «Информатика и икт» в 8 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и икт 8»...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Информатика и икт» в 10 классе Пояснительная записка
Преподавание курса «Информатика и икт» в 10 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и икт 10»...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на базовом уровне. Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне ориентировано...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Иинформатика и икт» в 11 классе Пояснительная записка
Преподавание курса «Информатика и икт» в 10 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и икт –...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПояснительная записка. Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова Пояснительная записка
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Программа курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка iconРабочая программа по информатике 10 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель информатики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Н. Д. (Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. — М.:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы