Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. icon

Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т.



НазваниеМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т.
Т. В. Карасева
Дата конвертации03.10.2012
Размер244.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году


Автор-составитель: Т. В. Карасева – методист

кафедры естественнонаучного образования

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Введение

3

2.

Основные результаты экзамена 2009 года

3 - 4

3.

Характеристика экзаменационной работы

4

4.

Результаты выполнения заданий содержательного блока «ВЕЩЕСТВО»

4 - 6

5.

Результаты выполнения заданий содержательного блока «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»

6 - 8

6.

Результаты выполнения заданий содержательного блока «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ»

8 - 10

7.

Результаты выполнения заданий содержательного блока «МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

10 - 11

8.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ГИА 2009 года

11 - 16

9.

Литература

16 - 17

10

Приложение 1

18 - 20



Введение

Основной целью организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся в независимой форме является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут непосредственно учитываться при формировании профильных классов старшей школы и групп на III ступени общего образования, при зачислении в областные учреждения начального и среднего профессионального образования.

В 2009 году государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов общеобразовательных учреждений Саратовской области прошла с использованием контрольных измерительных материалов.

Принципиальные отличия новой формы проведения экзамена от традиционной состоят в процедуре проведения экзамена и особенностях обработки его результатов. Этот экзамен проводился в один день во всех территориальных образованиях области на базе пунктов проведения экзаменов (ППЭ), проверка осуществлялась региональной комиссией, статистические данные об участниках экзамена поступают в единую базу данных. По принципам организации, процедурам проведения и подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.

^ Основные результаты экзамена 2009 года

В государственной итоговой аттестации 2009 г. по химии приняли участие около 2500 обучающихся, что составляет 10,5% от всех выпускников основной школы в 2009 году. Распределение результатов по пятибалльной шкале оказалось следующим: отметку «2» получили 0,3% экзаменуемых; «3» - 22,1%; «4» - 54,1%; «5» - 22,1%.

Успеваемость обучающихся по предмету в среднем по области составляет 99,8%, качество знаний – 75,7%, средний балл по пятибалльной системе – 4.

Как видно из общих результатов, более 77% выпускников выполнили работу на «хорошо» и «отлично». Следует отметить и невысокий процент неудовлетворительных оценок. Средний балл, набранный обучающимися, равен 23, что соответствует выполнению всех заданий базового уровня и пяти правильно выполненных заданий повышенного уровня.

По-видимому, определенную роль в получении высоких результатов, сыграла хорошо продуманная работа педагогов по подготовке к экзамену, администрации общеобразовательных учреждений по разъяснению обучающимся целей новой формы итоговой аттестации и специфике этого экзамена по химии как экзамена по выбору.

^ Характеристика экзаменационной работы

Экзаменационная работа включает четыре содержательных блока курса химии основной школы: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических реакций». Каждый обучающийся должен был продемонстрировать усвоение совокупности элементов знаний, которые предусмотрены обязательным минимумом содержания основных образовательных программ и государственным стандартом основного общего образования по химии.

Однако в системе знаний, определяющей уровень подготовки выпускников, особенно важными являются элементы содержания блоков «Вещество» и «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах». По этой причине доля заданий по каждому из этих блоков составила соответственно 28% и 36% от общего числа всех заданий.

^ Результаты выполнения заданий содержательного блока

«ВЕЩЕСТВО»

Результаты выполнения заданий содержательного блока «Вещество» достаточно высок, он составляет в среднем 75 процентов.

Блок «Вещество» включает 6 вопросов первой части работы: А1; А2; А3; А4; А5; А17 и один вопрос второй части – В1.




п/п

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые элементы содержания


1

А1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

2

А2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

3

А3

Строение молекул. Химическая

связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

4

А4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

5

А5

Простые и сложные вещества.

Основные классы неорганических

веществ. Номенклатура неорганических соединений.

6

А17

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной

лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

7

В1

Периодический закон

Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.



Хорошие результаты выполнения заданий части А свидетельствуют о хорошем уровне усвоения тем курса химии основной школы: периодическая система и периодический закон, строение атома и вещества, типы химической связи, основные классы неорганических веществ на базовом уровне.

Успешное выполнение заданий этого блока можно считать закономерным, т.к. проверяет усвоение элементов содержания базового уровня и таким заданиям уделяется большое внимание на уроках химии основной школы. Второй причиной успешности выполнения данной части является то, что педагоги на уроках стали больше внимания уделять таким видам проверочных работ, как тестирование. Третьей причиной успешности выполнения этой части работы является также и то, что химия является экзаменом по выбору и сдают её наиболее подготовленные обучающиеся. В-четвертых, форма заданий и формулировки вопросов, проверяющих владение указанными элементами содержания, хорошо знакомы обучающимся, а следовательно, поиск правильного ответа не вызывает серьезных затруднений.

Более низкий процент выполнения обучающие продемонстрировали по заданию А17, контролирующему правила безопасного поведения в химической лаборатории и правила обращения с веществами. «Меловая» химия, которая наиболее часто присутствует на уроке по предмету, не позволяет сформировать практические навыки обучающихся по обращению с оборудованием и химическими веществами.

Первый вопрос части В входит в блок «Вещество» и контролирует знания обучающихся по периодической системе и периодическом законе на повышенном уровне сложности. Обучающемуся необходимо провести анализ вопроса, знать некоторые закономерности изменения свойств веществ и их соединений, сопоставить закономерности с предъявленным заданием и выбрать правильные ответы. Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос проходит через всю химию элементов, вопрос экзаменационной работы вызвал трудности у обучающихся. Очевидно потому, что в экзаменационной работе сравнивались элементы и их соединения, расположенные в разных группах или периодах. Как правило, педагоги более подробно рассматривают такие закономерности строго по одному периоду или группе. Такое задание анализировали и выполняли обучающиеся только с хорошим и отличным уровнем подготовки.

Анализ результатов экзамена показывает, что только 0,4% обучающихся не приступали к выполнению заданий этого блока, около 20% дали неверные результаты по вопросам этого блока.

^ Результаты выполнения заданий содержательного блока «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»

Следующий блок «Химическая реакция» включает 5 вопросов части А; А6, А7, А8, А9, А10 и один вопрос второй части – В3.



п/п

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые элементы содержания




А6

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических

реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.



А7

Классификация химических реакций по различным признакам:

числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.



А8

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы



А9

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).



А10

Реакции ионного обмена и условия их осуществления



В3

Окислительно-восстановительные

реакции. Окислитель и восстановитель.


Средний процент выполнения заданий этого блока составляет 67%, ниже, чем по блоку «Вещество». Такие результаты закономерны. Темы: химическая реакция, условия протекания химических реакций, классификация химических реакций по различным признакам, расстановка коэффициентов, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена являются для обучающих более сложными вопросами изучения химии, даже, несмотря на то, что отработка умений и навыков по этим темам сопровождает весь школьный курс основной школы.

Третий вопрос части В входит в блок «Химическая реакция», он контролирует знания обучающихся по теме окислительно-восстановительные реакции, процент выполнения этого задания составляет – 39%. Задание требует от обучающихся осуществления большого числа учебных действий – определение степени окисления химических элементов, записи электронного баланса, определение процессов окисления и восстановления, определение окислителей и восстановителей. Выполнение такого рода заданий требует серьезной отработки навыков обучающихся в течение всего учебного курса. Сложность изучения предмета, а, следовательно, и подготовки к итоговой аттестации заключается в том, что все темы изучаемого курса логично взаимосвязаны, недопонимание, пропуски уроков, слабая теоретическая подготовка не позволяет выполнять обучающимся подобные задания в полном объеме. Очевидно, педагогам следует уделить серьезное внимание отработкам навыков по этому типу реакций, используя задания различной сложности и типа, привлекать к подготовке не только часы учебных занятий, но также факультативов, спецкурсов, элективных курсов, консультаций.

1,2% обучающихся не приступали к выполнению заданий этой части и 24% обучающихся дали неверные ответы на вопросы этого блока.

^ Результаты выполнения заданий содержательного блока «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ»

Блок «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» содержит 6 вопросов части А – А11, А12, А13, А14, А15, А16, два вопроса второй части - В2 и В4 и один вопрос части С – С1, в которых контролируются знания по химическим свойствам основных классов неорганических веществ: оксидам, основаниям, кислотам, солям и пропедевтические знания по органической химии.



п/п

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые элементы содержания




А11

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов



А12

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.



А13

Химические свойства оснований.



А14

Химические свойства кислот.



А15

Химические свойства солей (средних).



А16

Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих

веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой).




В2

Химические свойства простых веществ и оксидов.



В4

Химические свойства кислот, оснований и солей (средних).



С1

Взаимосвязь различных классов

неорганических веществ.


Средний процент выполнения заданий блока – 60%. Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы о существовании определенных пробелов в знаниях обучающихся, связанных с усвоением учебного материала следующих разделов: «Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов», «Химические свойства основных классов неорганических веществ» и «Первоначальные сведения о классах органических веществ»

При выполнении заданий части А более низкие результаты обучающиеся показали по заданиям А12 – химические свойства оксидов и А16 – первоначальные сведения об органических веществах. В задании А12 экзаменационной работы этого года в основном контролировались знание амфотерных оксидов. Для обучающихся такое задание оказалось сложным т.к., этой темы в школьном курсе химии основной школы уделяется недостаточно времени и внимания. Это исходит из требований федерального компонента государственного стандарта химии основной школы, где указывается, что данный вопрос подлежит краткому изучению и не подлежит контролю. Поэтому многие педагоги не уделили должного внимания подготовке по таким вопросам.

Пропедевтический раздел по органический химии, преподаваемый в конце учебного года, сопровождается серьезными проблемами в обучении. Это и календарные сроки, и сложность изучаемого материала, и невозможность серьезной отработки на уроке из-за небольшого количества часов, выделяемых на изучение этой темы, что сказалось на результатах обучающихся. Затруднения, которые вызвали у обучающихся задания, проверяющие усвоение первоначальных сведений об органических веществах, можно объяснить еще и тем, что, необходимый объем знаний изучается в 9 классе в сокращенном варианте.

Второй и четвертый вопросы части В включены в блок «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», их выполнение проверяет знания обучающихся по химическим свойствам различных классов неорганических веществ на повышенном уровне. Средний процент выполнения составляет 39 и 65 процентов, однако более высокий процент выполнения имеет заданий В4. Очевидно, на положительный результат выполнения этого задания повлиял тип теста – тест на сопоставление данных двух позиций, где вещества записаны химическими формулами, а не химическими терминами, как в других заданиях части В. Это говорит о том, что обучающиеся в недостаточной мере владеют химическим языком и терминологией, иными словами мало говорят на уроках химии, обсуждают химические вопросы, дают полные и развернутые ответы.

Задание части С относятся к высокому уровню сложности, с ними справились наиболее подготовленные обучающиеся, которые обучаются на «4» и «5».

Задание части С включает задание на осуществление цепочки превращений, в которой необходимо записать три превращения и продемострировать взаимосвязь между классами неорганических веществ. При выполнении задания С1 особую трудность вызвало введение в задание неизвестного вещества Х, причем задания С1 второго дня экзамена были более сложными для обучающих, чем в первый день. Если в заданиях С1 первого дня обучающиеся должны были показать знания типичных свойств различных классов неорганических веществ, то для выполнения заданий второго дня требовались специфические знания по химии элементов азота. Такие задания ставят обучающихся в неравные условия.

1,6% обучающихся не смогли приступить к выполнению заданий этого блока, а до 25% дали неверные результаты.

^ Результаты выполнения заданий содержательного блока «МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Блок «Методы познания веществ и химических реакций» представлен двумя вопросами первой части: А18 и А19 и одним вопросом третьей части – С2.



п/п

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые элементы содержания




А18

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ.



А19

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.



С2

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества,

массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.


Средний процент выполнения составляет 61 процент. Невысокий результат обучающиеся показали в ответах части А на знание качественных реакций, что вновь указывает на недостаточный практический опыт обучающихся. Лучше справились обучающие с решением задачи на нахождение массовой доли химического элемента в составе вещества. Это первый тип задач, который вводится в школьный курс химии основной школы, он не требует написания химических реакций, сложных расчетов, и данный тип задач отрабатывается в течение всего курса химии. Что касается экзаменационной работы, то в первый день все варианты содержали задачи, в которых требовалось найти массу осадка, а во второй день – объем выделившегося газа. По мнению педагогов в экзаменационную работу одного дня экзамена желательно включать и тот, и другой тип задач.

4% обучающихся не приступали к выполнению заданий, до 25% дали неверные ответы на вопросы этой части.

^ Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ГИА 2009 года

Выявленные в ходе анализа результаты не могут со всей полнотой отражать особенности общеобразовательной подготовки обучающихся по химии во всех общеобразовательных учреждениях Саратовской области. Однако на основе полученных результатов можно составить общее представление о том, как обучающиеся усваивают материал курса химии, и высказать некоторые предложения по совершенствованию методики преподавания предмета.

Для успешного формирования важнейших теоретических понятий, перечисленных выше, в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях, привлекая при этом знания из других разделов курса.

На протяжении всего курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.

По результатам экзамена можно к успешно усвоенным элементам содержания отнести: строение атома; периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Однако и здесь следует расширять варианты проверочных заданий, включая для сравнения в тестовые задания химические элементы разных периодов и групп. Особое внимание уделить вопросам повышенного уровня сложности.

При выполнении заданий о свойствах веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения.

При формировании базовых знаний о окислительно-восстановительных реакциях необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции.

При записи уравнений химических реакций обращать внимание на химический язык, расстановку коэффициентов, типологию химических реакций, признаки химических реакций, условия их проведения.

Следует отметить невысокий уровень владения знаниями, получаемыми в ходе химического эксперимента. Педагогам следует стремиться к полному выполнению практической части курса, проводить лабораторные и практические работы в полном объеме. Выполнение практико-ориентированных заданий на уроке предполагает наличие у выпускников умений применять теоретические знания для выполнения реального эксперимента. Еще одной причиной невысокого уровня владения практико-ориентированными знаниями является отсутствие достаточного опыта в проведении химического эксперимента и навыков описания наблюдений.

Выполнение лабораторных опытов и практических работ происходит без опоры на теоретические знания, а в ходе химических экспериментов внимание обучающихся не в достаточной мере привлекается к изменениям, происходящим в реакционной смеси, технике выполнения эксперимента и используемому лабораторному оборудованию. Пробелы в знаниях, появляющиеся на начальном этапе изучения химии при усвоении первоначальных понятий, сохраняются и в дальнейшем, например, при формировании представлений о качественных реакциях на ионы и определении характера среды растворов кислот и щелочей. Обучающиеся нередко ошибаются с изменениями в окраске индикаторов и ионами, используемыми для проведения качественных реакций.

При изучении элементов содержания органической химии в 9 классе необходимо исходить из целей изучения данного раздела в курсе химии основной школы. На этом этапе главной целью обучения химии является знакомство учащихся с основными особенностями строения ограниченного круга органических веществ и их наиболее характерными свойствами. Изучение элементов содержания, относящихся к данному разделу, должно строиться на той же основе, что и изучение основных разделов курса неорганической химии. Актуализация знаний о строении атома, валентности, видах химической связи, проведение аналогий при изучении типов химических реакций, свойств некоторых неорганических и органических веществ позволит учащимся лишний раз убедиться в единой основе изучения веществ, предполагающей установление связи между составом, строением, и свойствами веществ.

На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые обучающимся задания должны включать обучающихся в различные виды деятельности (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), и иметь различные уровни сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные задания по форме и уровню сложности используются педагогом в ходе текущей проверки знаний, тем более уверенно себя чувствует обучающийся на итоговом контроле. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов решения заданий, аналогичных тем, что используются в рамках ГИА.

На заключительном этапе обучения химии (9 класс 2-е полугодие) особое внимание следует уделить повторению и обобщению наиболее значимых и одновременно трудных для обучающихся элементов содержания, что не исключает проведения повторения в течение всего учебного года. Для этого рекомендуется один раз в неделю проведение групповых занятий для выпускников, сдающих ГИА по химии. Повторение материала можно организовать по плану, в котором перечислены основные вопросы курса химии основной школы. Предложенный вариант повторения можно организовать по зачетной системе. Чтобы полученные результаты стали доступными как самим обучающимся, так и их родителям, можно порекомендовать на стенде подготовке к ГИА, помещать материалы в виде диагностической карты, где указаны контролируемые элементы знаний и умений, согласно кодификатору ГИА или плану повторения и результаты обучающихся по разным формам контроля.

Составление календарно-тематического планирования на год следует проводить с учетом результатов экзаменационной работы прошлого года, предусмотреть большее количество часов на изучений наиболее проблемных тем, выявленных на экзамене, за счет перераспределения часов между темами.

Педагогам в календарно-тематическом планировании рекомендуется предусмотреть отдельные колонки, в которых указать элементы содержания экзаменационной работы, требующие отработки при изучении каждой конкретной темы. Желательно создать банк тестовых заданий, содержащих задания по элементам содержания к каждой теме курса, тестовые задания должны быть разных типов, как предусмотрено в экзаменационной работе.

Можно предложить такой вариант оформления календарно-тематического планирования.

8 класс, тема «Простые вещества», на изучение данной темы отводится 7 часов (при 2-х часовой программе).

После того, как педагог распределит часы по отдельным урокам данной темы, предусматривается такое дополнение

Подготовка к ГИА



п/п

Элементы содержания

Задания

экзаменационной

работы

Темы урока

Примечание

1.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической

системы Д.И.Менделеева.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура

неорганических соединений.

А1;

А2;

А4;

А5;

В1

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.






С ведением ГИА в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений обучающихся. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем, целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ГИА и в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания. В частности, это задания, ориентированные на проверку умений описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса. Учитывая содержание контрольных измерительных материалов ГИА и принятую форму его проведения, целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Обучая выпускников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.

Для подготовки к итоговой аттестации можно использовать ресурсы элективных курсов, рекомендованных министерством образования Саратовской области для поддержания БУПа 2004 года.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку КИМ для ГИА по химии (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

При организации подготовки к ГИА педагог может создать свою предметную страничку на школьном сайте. (приложение 1)

Литература:

1. Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений Саратовской области в независимой форме в 2009 году: Сборник статистических материалов / Отв. редактор С.В. Горемыко. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2009. – 84 с.

2. Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях» (www.fipi.ru)

3. www.fipi.ru – Контрольные измерительные материалы


Приложение 1

Создание предметной странички учителя химии

на школьном сайте для подготовки к итоговой аттестации

за курс основной школы


В настоящее время почти все школы Саратовской области имеют школьные сайты, содержащие информацию об образовательном учреждении, педагогах, работающих в нем, программах обучения и воспитания, новостной форум, приказы образовательного учреждения и т. д. Для организации подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы, предлагаю на школьном сайте создать отдельную страничку «Подготовка к ГИА», в которой создать предметную страничку учителя химии. Данная страничка будет необходима не только обучающимся, но также и их родителям, которые смогут найти в ней документы, относящиеся к итоговой аттестации по химии, советы по подготовке к экзамену.

На школьном уровне, в разделе «Подготовка к ГИА» можно разместить нормативно-правовые документы, имеющие отношение к ГИА федерального и регионального уровня, или, разместить адреса, по которым обучающиеся и их родители смогут найти интересующую их информацию. Кроме того, разместить приказы школьного уровня по итоговой аттестации. Здесь же представить расписание экзаменов, консультаций, адреса пунктов проведения экзаменов, ФИО сопровождающих лиц.

В состав предметной странички учителя химии предлагаю ввести следующие блоки:

^ 1. Рекомендуемая литература для подготовки к ГИА.

Включить учебники, пособия ФИПИ, рекомендованные для подготовки выпускников за курс основной школы.

^ 2. Демонстрационные версии, спецификации, кодификаторы по предмету.

Данная информация представляет интерес не только обучающимся, но и родителям, контролирующим процесс подготовки к ГИА.

^ 3. Рекомендации к выполнению домашнего задания с учетом ГИА.

В данных рекомендациях особое внимание обратить на выполнение части С. Предлагаю представить типологию расчетных задач, согласно кодификатора и спецификации экзаменационной работы, показать алгоритм выполнения таких задач, примеры задач.

Кроме того, разместить задания на взаимосвязь между классами неорганических веществ и рекомендации по их выполнению, а также отдельные примеры таких заданий, которые обучающийся должен выполнить самостоятельно.

^ 4. Проверь себя.

В этом блоке разместить тестовые материалы. Такие материалы можно взять из демонстрационных версий, из пособий ФИПИ. Особое внимание следует уделить комментариям по выполнению каждого задания. Можно предложить такой вариант работы в этом блоке. Он носит название пошагового выполнения. Педагог выбирает задания, относящиеся к одному из разделов экзаменационной работы – например, «Вещество», и комментирует выполнение на одном примере, а затем предлагает другие варианты для самостоятельного рассмотрения материала. При таком способе подготовки выявляются те разделы химии, которые наиболее слабо усвоены обучающимися и требуют дополнительной подготовки к экзамену.

^ 5. Вопросы и ответы.

Каждый педагог проводит большую работу по подготовке обучающихся к экзамену в ходе урока, во внеурочное время. Однако этого времени бывает недостаточно, чтобы увидеть пробелы каждого, ответить на все вопросы. В этом случае неоценимую помощь может оказать раздел «Вопросы и ответы». В предлагаемом разделе каждый обучающийся может попросить помощи по теоретическим вопросам курса химии основной школы, попросить помощи при решении задач, при выполнении цепочек превращений. Здесь педагог может вместе с обучающимся выстроить индивидуальную траекторию подготовки к ГИА, исходя из уровня сформированности предметных компетентностей персонально этого обучающегося.

Данные разделы носят рекомендательный характер. В каждом образовательном учреждении методическое объединение учителей предметников естественнонаучного цикла может предложить педагогам МО другие варианты предметной странички.

Единственно, что хочется пожелать педагогам, чтобы работа велась регулярно, в течение всего учебного года. Информацию о наличии предметной странички школьного сайта следует довести до родителей на родительском собрании, обучающимся на классных часах.









Похожие:

Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году
Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании...
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании геометрии в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании алгебры в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Методические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в новой форме 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году Автор-составитель: Т. iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях
Данное письмо решает задачи, аналогичные задачам методических писем, создаваемых по итогам егэ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы