Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Дата конвертации02.11.2012
Размер313.05 Kb.
ТипИнструкция
источник


Проект

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года

(по новой форме)

по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2008 года


Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы


При ознакомлении с Демонстрационным вариантом  2008 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2008 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене  2008 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru .


Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.


^ Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме)

по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2008 года


Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий.

Часть 1 содержит 26 заданий (А1 – А26). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 5 заданий с кратким ответом (В1 – В5). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 5 заданий (С1 – С5), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.


^ Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А26) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

A1


Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?



1)

анатомия

2)

генетика

3)

ботаника

4)

экология


A2


Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в современном государстве?



1)

клеточная мембрана

2)

цитоплазма

3)

вакуоль

4)

ядро


A3


Между первым и вторым понятием в задании существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из четырех слов, приведенных ниже. Найдите это слово


Клетка : хлоропласт = растение : _______________



1)

почва

2)

митохондрия

3)

лист

4)

фотосинтез


A4


Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они


1)

размножаются спорами

2)

неподвижные гетеротрофы

3)

неспособны к фотосинтезу

4)

состоят из клеток, не имеющих ядер


A5


Представитель какого отдела царства Растений изображен на рисунке?






1)

Голосеменные

2)

Покрытосеменные

3)

Папоротниковидные

4)

Моховидные


A6


Что представляет собой клубень картофеля?


1)

корневище

2)

корнеплод

3)

сочный плод

4)

видоизмененный побег


A7


Какое животное имеет двустороннюю симметрию тела?


1)

пресноводная гидра

2)

медуза корнерот

3)

белая планария

4)

коралловый полип


A8


К какому типу относят животных, имеющих изображенную нервную систему?





1)

плоские черви

2)

членистоногие

3)

кишечнополостные

4)

позвоночные


A9


Борьба за существование наиболее остро протекает между


1)

соснами в сосновом лесу

2)

лисицей и волком

3)

акулой и рыбами прилипалами

4)

белым грибом и дубом


A10


Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?


1)

сформировались своды

2)

срослись кости предплюсны

3)

большой палец приобрел подвижность

4)

в большом пальце появились две фаланги


A11


Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?


1)

участвуют в образовании собственных витаминов

2)

усиливают движение кишечника во время переваривания

3)

увеличивают поверхность соприкосновения с веществами

4)

нейтрализуют поступающие с пищей яды


A12


При малокровии у человека уменьшается количество


1)

антител

2)

лейкоцитов

3)

фибриногена

4)

гемоглобина


A13


В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в капиллярах


1)

стенки левого предсердия и желудочка сердца

2)

оплетающих альвеолы легких

3)

полости носа

4)

почечных клубочков


A14


Человеку с признаками цинги вы бы порекомендовали добавлять в пищу


1)

зерновки злаков

2)

черную смородину

3)

печень трески

4)

яичный желток


A15


Чтобы доказать, что твердости кости придают неорганические вещества, следует


1)

определить в ней содержание воды

2)

изучить ее строение под микроскопом

3)

попробовать согнуть кость

4)

опустить ее в раствор соляной кислоты


A16


Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в


1)

двигательных нейронах

2)

нервных центрах

3)

рецепторах

4)

коре больших полушарий


A17


На рисунке изображена схема уха. Какой буквой на ней обозначена полость, в которой находятся слуховые косточки?





1)
А

2)

Б

3)

В

4)

Г


A18


Какая деятельность человека может быть отнесена к условно-рефлекторной?


1)

соблюдение привычного режима дня

2)

поворот головы на шорох

3)

публичное чтение стихов

4)

решение математической задачи


A19


Если человек при чтении постоянно располагает текст книги ближе 30 см, то это, как правило,


1)

не влияет на состояние органа зрения

2)

приводит к близорукости

3)

вызывает воспаление сетчатки

4)

нарушает цветное восприятие


A20


Какой характер носят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в водоеме?



1)

симбиоз

2)

хищник – жертва

3)

паразит – хозяин

4)

конкуренция


A21


Определите правильно составленную пищевую цепь.


1)

Мелкие певчие птицы – насекомые – полярные совы – растения

2)

Насекомые – растения – мелкие певчие птицы – полярные совы

3)

Полярные совы – мелкие певчие птицы – растения – насекомые

4)

Растения – насекомые – мелкие певчие птицы – полярные совы


A22


Какое простейшее на свету питается как автотроф, а в темноте – как гетеротроф?


1)

зеленая эвглена

2)

хлорелла

3)

хламидомонада

4)

инфузория-туфелька



A23


Хитиновый покров выполняет функцию скелета у


1)

моллюсков

2)

пресмыкающихся

3)

членистоногих

4)

кольчатых червей



A24


Какое вещество нельзя вводить непосредственно в кровеносный сосуд больного человека?



1)

физиологический раствор

2)

раствор антибиотика

3)

обезболивающее лекарство

4)

куриный бульон



A25


При ранении легких в первую очередь необходимо



1)

провести искусственное дыхание

2)

плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе

3)

провести непрямой массаж сердца

4)

положить пострадавшего на живот



A26


Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как


1)

они не дали начало более высокоорганизованным растениям

2)

от них произошли древние вымершие папоротники

3)

они не имеют корней и размножаются спорами

4)

они произошли от одноклеточных водорослей


^ Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В5) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.


В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1


Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных?

1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение
2) одинаковы у всех организмов данного вида
3) формируются в процессе индивидуального развития организма
4) не передаются организмами по наследству из поколения в поколение
5) являются врожденными
6) обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды обитания


Ответ: ________________________ .

В2


Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами
2) наличии листьев и стебля
3) оплодотворении, которое происходит в завязи пестика
4) автотрофном способе питания
5) перекрестном опылении насекомыми
6) преобладании у них древесных форм


Ответ: ________________________ .


При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

В3


Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.





^ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ




СПОСОБ

А)

Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

1)

Бесполое

Б)

Осуществляется при участии гамет

2)

Половое

В)

Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским







Г)

Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков







Д)

Новые организмы развиваются из зиготы







Е)

Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов










А

Б

В

Г

Д

Е





















При выполнении задания В4 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

В4


Установите последовательность ваших действий при вегетативном размножении комнатного растения, например, традесканции.


А) Накрыть черенок стеклянной банкой.
Б) Посадить черенки наклонно в увлажненный песок.

В) Нарезать стеблевые черенки с 3 – 4 листьями.
Г) При появлении придаточных корней пересадить растения в горшки.





















При выполнении задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) выпишите в указанном месте.

В5


Наследственность – это свойство организмов передавать признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственности – это ________________. Совокупность внешних признаков организма – это _________________. Передача признаков происходит в процессе размножения.


^ Перечень терминов:

1 – хромосома

2 – ген

3 – мутация

4 – фенотип

5 – норма реакции

6 – гибрид


Ответ: ________________________ .


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1 – С5) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1


Используя знания анатомии и физиологии, объясните следующее гигиеническое правило.

Комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения, – зарядку – следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

С2


Внимательно прочитайте предложенный текст «Нуклеиновые кислоты» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

^ НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами. 2. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты. 3. В состав нуклеиновых кислот входит четыре аминокислоты: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ. 5. ДНК обеспечивает хранение и передачу наследственной информации от материнской клетке к дочерней. 6. В 1953 году было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.


Прочитайте текст «Развитие иммунологии» и выполните задания С3 –С4.


^ РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии – науке об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже хворают схожей болезнью.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжелым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже наполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки, которые лопались во время дойки, так как доярки его интенсивно массировали. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в легкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин инфекционной болезни, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микробы. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

С3


Прочитайте текст «Развитие иммунологии». Заполните в таблице «Великие ученые» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.


^ Великие ученые

Признаки для сравнения

Э. Дженнер

^ Л. Пастер

Причины возникновения болезней

Ученому были неизвестны

1

Объект изучения, которым занимался исследователь

2

Домашняя курица

3

Против натуральной оспы

Против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней


С4


Пользуясь текстом «Развитие иммунологии» и собственными знаниями, предположите способ приготовления вакцины и процедуры вакцинации против натуральной оспы во времена англичанина Э. Дженнера.

С5


Выполните практическую работу «Жирность молока» и ответьте на вопросы.

На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса (средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42).

1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.

2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:

X – значение признака (жирность молока);

Y – частота встречаемости признака.

3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

^ Таблица №1.

Жирность коровьего молока в стаде коров

3,9

3.8

3,7

3,5

4,0

3,9

3,8

3,8

4,1

4,2

3,9

3,8

3,9

3,6

3,9

4,0

4,3

4,0

3,9

3,8

3,6

4,0

4,1

3,7

4,2

3.9

4,0

4.1

4,0

3,6

3.7

3.8

3,7

3.9

4,1

3,9



Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии


Часть 1

За верное выполнение заданий А1 – А26 выставляется 1 балл.


задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

4

А10

1

А19

2

А2

1

А11

3

А20

2

А3

3

А12

4

А21

4

А4

2

А13

2

А22

1

А5

1

А14

2

А23

3

А6

4

А15

4

А24

4

А7

3

А16

3

А25

2

А8

2

А17

3

А26

1

А9

1

А18

1








Часть 2

За верное выполнение заданий В1 – В5 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1 – В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для заданий В3, В4 и В6 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В5 ставится 1 балл в том случае, если последние две позиции ответа не соответствуют эталону, и 0 баллов во всех других случаях.


задания

Ответ

В1

346

В2

124

В3

121122

В4

ВБАГ

В5

24



Часть 3

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ


С1


Используя знания анатомии и физиологии, объясните следующее гигиеническое правило.

Комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения, – зарядку – следует начинать с малых нагрузок, затем понемногу их увеличивать.


Ответ:


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Постепенное наращивание нагрузки при выполнении зарядки связано с тем, что импульсы от головного мозга (двигательные центры коры) по волокнам соматической нервной системы поступают к мышцам и суставам. Одновременно от головного мозга (гипоталамус) по волокнам вегетативной нервной системы импульсы устремляются в дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма человека.

2) Быстрота действия вегетативных реакций продолжительнее, чем двигательных, поэтому доставка кислорода и глюкозы к мышцам происходит с задержкой, а значит, мышцы не способны в этот момент совершать большую нагрузку.




Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0
Максимальный балл

2



С2


Внимательно прочитайте предложенный текст «Нуклеиновые кислоты» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

^ НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами. 2. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты. 3. В состав нуклеиновых кислот входит четыре аминокислоты: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов ДНК и АТФ. 5. ДНК обеспечивает хранение и передачу наследственной информации от материнской клетке к дочерней. 6. В 1953 году было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.


Ответ:


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) 2 – Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

2) 3 – В состав нуклеиновых кислот входит пять нуклеотидов: аденин, гуанин, тимин, цитозин, урацил.

3) 4 – В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и РНК.




В ответе указаны и исправлены все три ошибки.

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них.

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена 1 из них.

1

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них.

0

Ответ неправильный или отсутствует

0
Максимальный балл

3



Прочитайте текст «Развитие иммунологии» и выполните задания С3 – С4.


^ РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии – науке об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже хворают схожей болезнью.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжелым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже наполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки, которые лопались во время дойки, так как доярки его интенсивно массировали. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в легкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин инфекционной болезни, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микробы. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.


^ С3. Прочитайте текст «Развитие иммунологии». Заполните в таблице «Великие ученые» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.


Великие ученые

Признаки для сравнения

Э. Дженнер

Л. Пастер

Причины возникновения болезней

Ученому были неизвестны

1

Объект изучения, которым занимался исследователь

2

Домашняя курица

3

Против натуральной оспы

Против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней


Ответ:


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Болезнетворные микробы

2) Доярки и корова

3) Вакцина(-ы)




Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0
Максимальный балл

3


С4. Пользуясь текстом «Развитие иммунологии» и собственными знаниями, предположите способ приготовления вакцины и процедуры вакцинации против натуральной оспы во времена англичанина Э. Дженнера.


Ответ:


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Вскрыть оспенные пузырьки на вымени коровы и собрать их содержимое

2) Сделать надрез кожи у человека

3) Втирать содержимое пузырьков в области надреза кожи




Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0
Максимальный балл

3


С5. Выполните практическую работу «Жирность молока» и ответьте на вопросы.

На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса (средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42).


1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.


2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:

X – значение признака (жирность молока);

Y – частота встречаемости признака.


3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

^ Таблица №1

Жирность коровьего молока в стаде коров

3,9

3.8

3,7

3,5

4,0

3,9

3,8

3,8

4,1

4,2

3,9

3,8

3,9

3,6

3,9

4,0

4,3

4,0

3,9

3,8

3,6

4,0

4,1

3,7

4,2

3.9

4,0

4.1

4,0

3,6

3.7

3.8

3,7

3.9

4,1

3,9



Ответ:


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в процентах будет иметь следующий вид:

3,5 – 3,6 – 3,7 – 3,8 – 3,9 – 4,0 – 4,1 – 4,3

или

4,3 – 4,1 – 4,0 – 3,9 – 3,8 – 3,7 – 3,6 – 3,5


2) График вариационной кривой имеет вид:

Х – значение признака (жирность молока)

Y – частота встречаемости признака




3) Средняя жирность молока в покупаемом стаде составляет 3,9, тогда как в хозяйстве она – 4.1. Следовательно, покупка нового стада коров с меньшей жирностью невыгодна, так как это приведет к снижению жирности молока в целом по хозяйству.




Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0
Максимальный балл

3






Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 36 заданий (А1 – А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы