Модели и моделирование Модели деятельности
Модели и моделирование Модели деятельности icon

Модели и моделирование Модели деятельности



НазваниеМодели и моделирование Модели деятельности
Дата конвертации21.09.2012
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


Модели и моделирование


Модели деятельности

  • Модели:

  • Цели

  • Планы

  • Представления

  • Моделирование - неотъемлемая часть всякой (активной, пассивной) целенаправленной деятельности



Мир моделей субъекта

  • Модели:

  • Врожденные

  • Приобретенные



Модель - заменитель оригинала

  • Подобный оригиналу в конечном числе отношений

  • Более удобный в использовании, чем оригинал

  • Модель - форма существования знаний

  • Модель - системное отражение оригинала

  • Модель - специальный вид систем



Аналитический подход к описанию моделей



Абстрактные и реальные модели

  • Реальные модели создаются из реальных объектов

  • Абстрактные модели создаются средствами мышления и языка



Абстрактные модели

  • Мыслительные модели

  • Языковые модели

  • Иерархия языков:

    • Разговорный
    • Профессиональный
    • …….
    • Математический


Классификация как элементарная абстрактная модель

  • Классификация видов Линнея

  • Таблица химических Au, Pb, H, C, Cu, Cl элементов Менделеева

  • Буквы алфавита A a A a A a

  • Части речи существительное, глагол

  • Поколения людей пожилые, молодые

  • УДК 519.2.35

  • Почтовый индекс 634050



Классификация

  • Классы не пересекаются и покрывают все множество объектов

  • Различиями внутри классов пренебрегают, различия между классами абсолютизируются

  • Классы обозначаются (имя, номер, символ)

  • Идентификация объекта - выяснение, к какому классу он относится



Классификация

  • Набор характеристик объектов

  • Мера «различия» между объектами

  • Требование к степени «различия» объектов из разных классов



Классификация

  • Свобода определения:



Естественная классификация

  • Учитывает природные группировки объектов (кластеры)



Искусственная классификация

  • Произвольная, но целевая



Классификация ^ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ



Классификация РАСПЛЫВЧАТЫХ ОБЪЕКТОВ



Реальные модели

  • Свойства модели подобны

  • свойствам объекта за счет:

  • прямое подобие

  • косвенное подобие

  • условное подобие



Прямое подобие

  • Достигается за счет результатов физического взаимодействия или цепочки взаимодействий модели и оригинала

  • Фотография

  • Отпечаток

  • Макет



Косвенное подобие

  • Достигается за счет совпадения свойств абстрактных моделей (модели - аналоги)

  • Историческая аналогия

  • Электромеханическая аналогия



Условное подобие

  • Достигается за счет договоренности, условленности.

  • Деньги

  • Буквы

  • Слова

  • Знаки



Синтетический подход к описанию моделей



Метасистема моделирования



Модель - конечное отображение оригинала

  • Модель - не сам объект

  • Ресурсы моделирования ограничены

  • Происходит отбор свойств

  • Модель подобна оригиналу лишь в конечном числе отношений



Модель - упрощенное отображение оригинала

  • Упрощения необходимы и допустимы:

  • Упрощение - сильное средство выявления главной закономерности

  • Снижение затрат на моделирование

  • Природа не злонамеренна и проста



Модель - приближенное отображение оригинала

  • Модели подобны оригиналу в разной степени приближенности

  • Возможность увеличивать степень приближенности к оригиналу



Модель - целевое отображение оригинала

  • Для модели отбираются только те свойства, которые отвечают цели моделирования

  • Могут быть разные и даже противоречивые модели для одного объекта



Истинное и ложное в модели

  • I Отсутствует в модели

  • II Истинное

  • III Ложное



Истинное и ложное в модели

  • I Отсутствует в модели:

    • Неизвестно
    • Известно, но несущественно
    • Известно и существенно, но не включено по ошибке
  • II Истинное

    • Известно точно (достоверно)
    • Известно с некоторой неопределенностью
    • Достоверно при выполнении условий
  • III Безусловно ложное

    • Существенно не влияет на результат
    • Порождает ошибки моделирования


Истинное и ложное в модели

  • Модель имеет как безусловно истинное, так и условно истинное и безусловно ложное содержание



Истинное и ложное в модели

  • ИСТИННОСТЬ

  • Сама модель не может быть истинной или ложной

  • Степень истинности выявляется при соотнесении с реальностью

  • Важны условия соотнесения !



Модель - целевое отображение

  • Познавательные модели (пассивная деятельность)

  • Прагматические модели (активная деятельность)



Модель - целевое отображение

  • Статические модели

  • Динамические модели



Ингерентность моделей

  • Модель может выполнять свои функции только в зависимости от обстоятельств

  • Окружающая среда для модели - культура (мир других моделей)

  • Интерфейс моделей (обучение, инфраструктура)



Адекватность модели

  • Модель, с помощью которой успешно достигается поставленная цель, называется адекватной

  • НЕ полнота, точность, правильность

  • Для познавательных моделей: истинность = адекватность

  • Для прагматических моделей: адекватной может быть ложная модель

  • Могут быть разные адекватные модели



Динамика моделей

  • Жизненный цикл моделей:

  • Возникают, изменяются, взаимодействуют, уступают место другим моделям

  • Могут жить дольше субъекта



Динамика моделей

  • Моделирование - перевод модели из одного состояния в другое

  • Этапы моделирования (отличаются целями и средствами)

    • формирование целей моделирования
    • построение абстрактной модели
    • создание имитационной модели
    • исследование имитационной модели
    • обработка, интерпретация результатов
    • внедрение результатов


Трудности моделирования

  • Модель в разной культуре

  • Противоречивость требований

  • Цели могут меняться

  • Построение модели - всегда сложно

  • Стихийность моделирования



Итоговое определение

  • Модель есть целевое отображение оригинала:

  • абстрактное или реальное;

  • познавательное или прагматическое;

  • статическое или динамическое;

  • конечное, упрощенное, приближенное;

  • имеющее наряду с безусловно истинным, условно истинное и безусловно ложное содержание,

  • ингерентное;

  • адекватное;

  • появляющееся и развивающееся в процессе практического использования.



Подведем итог






Похожие:

Модели и моделирование Модели деятельности iconТесты по информатике тест по теме «модели. Моделирование»
Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?
Модели и моделирование Модели деятельности iconБилет 20 Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования. Моделирование
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила...
Модели и моделирование Модели деятельности iconФормализация Информационные модели
Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков. В настоящее...
Модели и моделирование Модели деятельности iconПрезентация модели гражданского образования моу «сош №11». Тип модели гражданского образования институциональный
Сущность модели гражданского образования заключается в том, что в образовательном процессе одновременно реализуются три линии
Модели и моделирование Модели деятельности iconМодели профилактической работы
В работе с подростками и молодежью широко используются разнообразные профилактические модели
Модели и моделирование Модели деятельности iconПротокол №4 заседания Управляющего Совета
Л. Ф. Бондарец. Она говорила о школьной форме, показывала модели школьной формы. Эти модели предложила инициативная группа учащиеся...
Модели и моделирование Модели деятельности iconПротокол №4 заседания Управляющего Совета
Л. Ф. Бондарец. Она говорила о школьной форме, показывала модели школьной формы. Эти модели предложила инициативная группа учащиеся...
Модели и моделирование Модели деятельности iconТема: Типы информационных моделей
Понятие моделирование. Модель. Приведите модели объектов с которыми вы сталкиваетесь на уроках в школе
Модели и моделирование Модели деятельности icon1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели...
Модели и моделирование Модели деятельности iconКонтрольная работа по теме: «Моделирование»
Привести примеры моделей объекта «город» и назвать, для каких целей эти модели были созданы?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы