Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу icon

Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу



НазваниеИспользование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу
Дата конвертации21.10.2012
Размер64.96 Kb.
ТипДокументы
источник

Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ


Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профuлактические;

  • физкультурно-оздоровительные;

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

  • организация профилактических мероприятий в детском саду;

  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;

  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

  • закаливание,

  • дыхательная гимнастика,

  • массаж и самомассаж,

  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

  • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг - не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Организовывает руководитель физического воспитания

Ритмопластика - не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Организует руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Организуют воспитатели.

Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Организует воспитатель, руководитель физического воспитания.

Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Организуют воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог.

Технологии эстетической направленности- реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Организуют все педагоги ДОУ.

Гимнастика пальчиковая- с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Организуют воспитатели, логопед.

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Организуют все педагоги.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Орган заторы все педагоги.

Гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Организаторы – воспитатели.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Организуют воспитатели, руководитель физического воспитания.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Воспитатели, руководитель физического воспитания.

Большая роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Зимние забавы», «Семейный фестиваль здоровья».


Литература:

1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».

2. Э.М. Казин «Основы индивидуального здоровья человека».

3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».








Похожие:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconКонспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе по теме : «Дорога к доброму здоровью» Цель
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий и игровых приёмов в воспитательно-образовательном процессе. Формировать у детей понимание...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconПрименение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе д/с «Солнышко»

Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconПлан работы комитета по образованию и делам молодёжи на апрель 2013года
...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconПаспорт Наименование
...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconПаспорт Наименование
...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconТема: «Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»
Активизация познавательной деятельности на основе укоренения образовательных технологий в учебный процесс
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу icon«Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математики». Замалетдинова Алсу Мансуровна учитель математики I категории, моу «Убеевская средняя школа Дрожжановского муниципального района рт»
«Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математики»
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы