Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта icon

Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта



НазваниеОтчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта
Дата конвертации03.10.2012
Размер87.82 Kb.
ТипОтчет
источник


Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта

1 этап – Подготовительный

Итак, получив задание практического тура, мы сразу же заинтересовались его исходом: получится ли? Так как нынешняя зима не баловала нас солнечной погодой (ушли куда – то искрящиеся белым снегом деньки, снега много, а солнца недостаточно), да и выполнение данной работы во время учебных занятий могло сорваться по некоторым причинам, было принято решение перенести практику на каникулы. Но на уроке географии, накануне каникул, мы разобрали все этапы предстоящей работы, получили подробный инструктаж от учителя, не забыв о технике безопасности. Вспомнили теорию, изученную по теме «Градусная сеть и географические координаты».




Мы заранее приготовили весь необходимый инвентарь, так как «боевая тревога» могла начаться в любой день. Шест, высотой чуть больше метра, так как лишние сантиметры нужно было погрузить в снег для устойчивости гномона; несколько колышков для отметок границы тени; рулетку; планшет с бумагой и карандашом; часы, установленные по Гринвичу ( использовали телефон); фотоаппарат, а так же заранее выбрали площадку для работы.



^ 2 этап – Практический

Наконец – то мы дождались каникул и солнечного дня. Валерия Владимировна подняла нас «по тревоге» 28 марта в 7ч.30 мин. по местному времени. Мы не опоздали не на минуту, и быстро собрались на месте.




Установили гномон по отвесу, и стали ждать. Чего ждать? Когда на циферблате телефона, установленного по Гринвичу, высветится 5.00ч. (а по местному времени – 8.00 ч.)




Наконец – то наступило долгожданное начало отсчета. Мы поставили первый колышек. Валерия Владимировна объяснила нам, как измерить расстояние от гномона до колышка.







Когда мы измерили расстояние до него, то обнаружили, что нам не хватает рулетки: до нашего «первенца» было более пяти метров! А если быть точнее, то 5 м. 82 см.




Все данные занесли в лист наблюдения. Процесс пошёл!




Следующее измерение мы произвели в 9.00 по местному времени, т.е в 6.00 по Гринвичу. Длина тени составляла 3 м. 2 см. Ух, вот это расстояние прошло Солнце за один час! Разница – 2м. 80 см. Это много. Отметки времени писали не на колышках, а прямо на снегу. Местные дворняги так заинтересовались нами, что не смогли устоять перед искушением, понюхать наши колышки, да так наследили! А Солнце поднималось все выше и выше!




Мы задумались и пришли к выводу, что делая замеры через час, мы слишком расширяем границы промеров для следующего дня, и поэтому было принято решение производить измерения через 30 минут.




Дальше, мы даже свой фотоаппарат настроили на гринвичское время, отбросив летнее время, так как в большинстве оборудования по умолчанию стоит зимнее время, чтобы было проще впоследствии делать отчет. И работа закипела!





Колышки все прибывали и прибывали, а мы все мерили и мерили.




В свободное между промерами время, Валерия Владимировна объяснила нам о применении гномона в качестве определения времени суток в древности.



К 12 часам дня по местному времени, мы уже сильно подустали и замерзли. Ветер нас не щадил. А тень все убавлялась и убавлялась наконец, между 13.00 и 13.30 мы заметили некоторое снижение разницы длины. Мы решили, что час «Ч» близок. И точно, в период между 13.00 и 13.30 солнце давало нам самую короткую тень – 1м.24 см. , т.к. уже при следующем измерении – в 14.00ч. длина тени начала расти, и составила 1.м.26 см., а в 14.30- 1м.28 см.



Итак, все наши измерения мы занесли в таблицу:



п.п.

Местное время

Время по Гринвичу

Длина тени

1.

8 часов 00 мин.

5 часов 00 минут

5метров 82 см.

2.

9 часов 00 минут

6 часов 00 минут

3 метра 02 см.

3.

9часов 30 минут

6 часов 30 минут

2 метра 43 см.

4.

10 часов 00 минут

7 часов 00 минут

2метра 12 см.

5.

10часов 30 минут

7 часов 30 минут

1 метр 84 см.

6.

11 часов 00 минут

8 часов 00 минут

1 метр 62 см.

7.

11 часов 30 минут

8 часов 30 минут

1метр 47 см.

8.

12 часов 00 минут

9 часов 00 минут

1 метр 34 см.

9.

12 часов 30 минут

9 часов 30 минут

1 метр 26 см.

10.

13 часов 00 минут

10 часов 00 минут

1 метр 24 см.

11.

13 часов 30 минут

10 часов 30 минут

1 метр 24-25 см.

12.

14 часов 00 минут

11 часов 00 минут

1 метр 26 см.

13.

^ 14 часов 30 минут

11часов 30 минут

1 метр 28 см.



Первый день работы подошёл к завершению. Следующий этап, т.е. контрольное измерение, было назначено на завтра, 29 марта к 12 часам 30 минутам, при условии, что Солнце нас не подведёт. И оно нас практически… подвело. С самого утра оно радовало нас и вселяло надежду на успешное разрешение поставленной перед нами задачи. До 11 часов оно то появлялось, то скрывалось за тучи. Нам удалось с большим трудом зафиксировать длину тени в самый ключевой момент, т.е в 13 часов. Больше Солнце из-за туч не вышло. И мы приняли решение остановиться на том, что у нас есть, и оставить длину САМОЙ КОРОТКОЙ ТЕНИ -1 МЕТР 24 САНТИМЕТРА, определив время истинного полдня за 13 часов по местному времени, и в 10 часов по Гринвичу. Если ошиблись – ну что же, против природы не пойдешь, мы не могли выманить Солнце еще несколько дней, а сроки нас поджимали…


^ 3 этап. Камеральная обработка данных.


На следующий день после второго дня измерений, 30 марта, мы собрались для соответствующих расчётов. Определение географической широты мы решили сделать вторым способом, т.е. решить прямоугольный треугольник по двум катетам: 100см и 124 см. соответственно. Так как мы ещё совсем «маленькие», всего лишь шестиклассники, то решали эту задачу самым простым способом, используя лишь измерительные приборы: линейку и транспортир. Нам не знакомы ещё ни синусы, ни косинусы, и тем более тангенсы и котангенсы:))). Мы начертили прямоугольный треугольник, уменьшив его стороны в 10 раз: катет высота гномона = 10 см, второй катет – длина самой короткой тени =12см 4мм.




Используя транспортир, измерили угол между катетами, который равен 40 °. Используя инструкцию по расчету географической широты и таблицу склонения Солнца в течение года, составили следующее уравнение:

h=2°45´+(90°- x), где h=40°, а 2°45´- склонение Солнца 28 марта

40°=2°45´ + (90° - х)

40° - 2°45´= 90°- х

37°55´=90°-х

Х=90°-37°55´

Х= 52°45´



Таким образом, мы определили, что географическая широта нашей местности составляет ≈ 52°45´с.ш.


Используя время истинного полдня, которое в нашей местности составляет около 13 часов 00 минут (а по Гринвичу в 10 часов 00 минут), учитывая разницу в 3 часа, мы рассчитали географическую долготу следующим способом:

  1. Окружность Земли составляет 360°.

  2. Весь земной шар разбит на 24 часовых пояса, соответственно, 360°: 24=15°

  3. За один час Земля поворачивается на 15°. На 1°за 4 минуты.

  4. Если взять во внимание разницу в 3 часа между местным и гринвичским временем, с вычетом разницы установленной самим человеком (летнее время), то можно подсчитать: 15°* 3=45°в.д, так как полдень в нашей местности наступил раньше, чем на Гринвичском меридиане. Для пояснения:  поясное время плюс один час; в отличие от летнего времени, такое превышение постоянно существует в течение всего года. Д.в. введено постановлением СНК СССР от 16 июня 1930 г. с целью более рационального использования светлой части суток (отменено в феврале 1991 г. и вновь принято в октябре 1991 г). Таким образом, время данного часового пояса в России отличается от всемирного времени на номер часового пояса (в часах) плюс один час (в летний период - дополнительно еще час). Таким образом, когда летом передают по радио: "Московское время -14.00", географическое время в Москве составляет 12.00. То есть, когда наши часы показывали 13. 00 – в Лондоне – 10.00.



Мы не стали очень сильно углубляться в более сложные математические расчеты, так как мы совсем юные. Конечно же, могли при помощи Валерии Владимировны, но тогда мы мало что поняли бы до конца. Поправки, погрешности и другие нюансы запутали бы нас. Ведь даже таким простым способом мы дошли до истины. Но, когда мы сравнили полученный результат с источниками, предоставленными современным оборудованием,




и с сайта http://www.astrotime.ru/sunrise.html т.е. спутниками, сопоставив с координатами нашей школы, которые мы представляли в конкурсе приветствий – МЫ БЫЛИ ПРИЯТНО УДИВЛЕНЫ- МЫ ПРАКТИЧЕСКИ ПОПАЛИ В ЦЕЛЬ! Координаты нашего села, а если точнее – школы составляют 52°21´ с.ш. и 44°31´в.д. а по нашим расчётам - 52°45´с.ш. и 45´в.д. Погрешность к сожалению есть, но если бы мы были постарше, наверное рассчитали бы ещё точнее. А в целом – результатом очень довольны!


^ 3 Впечатления участников команды «Непоседы»

Евушкина Катя – капитан команды: Такое впечатление, что мы сделали новое открытие! Это просто здорово! Работать было с одной стороны сложно – требовалась дисциплина, пунктуальность, а с другой стороны – легко, потому что нам нравилось то, что мы делаем! Никто до нас такую работу в нашей школе ещё не проделывал. Мы очень рады, что Олимпиада нам предоставила такую возможность!

Валерия Владимировна: Мне, как руководителю команды, данная работа очень понравилась, я сама почувствовала себя ученицей! Команда показала себя собранной, дисциплинированной. Ребята самостоятельно подобрали инвентарь для работы, предлагали варианты местности для наблюдения. Очень переживали за второй день измерений, так как главной проблемой в работе, были погодные условия. Мы просто молили о Солнце! Мои юные исследователи очень радовались своим малым открытиям: поняли на практике значение слова меридиан –«полуденная линия», принцип «Работы» Солнечных часов. Ребята не растерялись, а предложили свои находки - вместо обычных часов взять телефон с переведённым временем, даже перевели в последствии время в фотоаппарате на Гринвич. Когда перешли к обработке данных, они сами приложили использовать лишь чертёжные материалы, не прибегая к более сложным вычислениям. Фраза «Все гениальное - просто!» подтвердилась. К нашему удивлению и восхищению – все получилось очень здорово!




Похожие:

Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconПрактическая работа №1 Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам
Цели работы: Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географи­ческой карте местоположение...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconТематическое планирование курса "География. Землеведение". 6класс
Земли вокруг Солнца. Тропики, полярные круги. Полярный день и полярная ночь, день осеннего и весеннего равноденствия. Определение...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconНазвание события
Каргала на 1926 год было: сельский совет, школа, лавка, число хозяйств- 190, населения: мужчин-590, женщин- 592, общего пола- 1182,...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconУрок по теме:"Географическая карта" Цель урока
Цель урока: повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин,...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconНазвание населенного пункта

Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconНазвание населенного пункта

Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconЗаключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Свирицкое сельское поселение применительно к территории населенного пункта п. Свирица
Правила землепользования и застройки муниципального образования Свирицкое сельское поселение применительно к территории населенного...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconПубличный отчет о деятельности
Возле школы расположен стадион. Село находится в 20 километрах от райцентра. Его пересекает с востока на запад, деля на две части,...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconПубличный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности оу
Возле школы расположен стадион. Село находится в 20 километрах от райцентра. Его пересекает с востока на запад, деля на две части,...
Отчёт о выполнении практического занятия по определению географических координат своего населённого пункта iconПубличный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности оу
Возле школы расположен стадион. Село находится в 20 километрах от райцентра. Его пересекает с востока на запад, деля на две части,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы