Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса icon

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса



НазваниеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса
Дата конвертации23.10.2012
Размер73.31 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник

Система оценки

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

учащихся 1-го класса

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

^ 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.


^ II. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

системы оценки результатов ФГОС

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.


2-е правило.^ КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?


3-е правило.^ СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.


4-е правило.^ ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

5-е правило.^ КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило.^ ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

^ Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

^ Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

^ Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д

7-е правило^ . КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

^ Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

^ III. ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

^ 1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника»).

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)




Похожие:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо представляет собой один из инструментов реализации Требований...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система оценки разработана на основе
Методических рекомендаций умк «Школа России» «Система оценки достижения образовательных результатов ооп ноо»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система оценки разработана на основе
Фгос, Примерной программы ноо, методических рекомендаций умк «Школа России» «Система оценки достижения образовательных результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconПроект Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащихся 1-го класса iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в мкоу сош с уиоп г. Нолинска Кировской области
Образовательной программы, ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы