Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г icon

Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г



НазваниеУтвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г
страница1/10
Дата конвертации23.10.2012
Размер1.54 Mb.
ТипЗакон
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

У Т В Е Р Ж Д А Ю:



Директор школы _________

Шалагинова Р.З.

01 сентября 2011 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательное УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОСЕЛКА САРАНЫ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Сараны 2011г.


Раздел 1

Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Сараны разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.)

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года)

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Сараны

  • Правила внутреннего распорядка


на основе анализа деятельности образовательного учреждения, а также социального заказа родителей младших школьников.


Образовательная программа начального общего образования представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.


Образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы начального общего образования;

  • учебный план начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.


Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.



Целью реализации образовательной программы является:

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  и на основе УМК «Школа 2100».

  • Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.


^ Задачи реализации образовательной программы:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МОУ СОШ поселка Сараны и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества

и проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, села) для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ СОШ поселка Сараны, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом гимназии.


^ Информационная справка (Характеристика школы)

Название учреждения по Уставу

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сараны; МОУ СОШ п. Сараны.

^ Тип и вид учреждения, организационно-правовая форма:

муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) образования.

Учредитель: Администрация Горнозаводского муниципального района Пермского края в лице Управления образования.

^ Год основания: 1955.

Юридический адрес: 618850, Пермский край, Горнозаводский район,

п. Сараны, ул. Кирова 20.

Телефон: 834-269-3-31-5

Адрес электронной почты: gornshsar@ ocpi.ru

E-mail: schoolsarany@mail.ru

Ф.И.О. руководителя: Шалагинова Рамзия Замильевна

Лицензия: А № 193516 от 30.05.2009 г. выдана Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края

Свидетельство о государственной аккредитации: ОП 003427 регистрационный номер № 268 выдан 17.02. 2010 г. Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

^ Реализуемые программы:

-общеобразовательные (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;

-дополнительного образования;

-специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида.

Условия осуществления образовательного процесса.

Школа представляет собой двухэтажное здание. В ней оборудовано 6 предметных кабинетов, 2 лаборантские, компьютерный класс, есть столовая на 50 посадочных мест, библиотека, спортивная площадка.

Режим работы учреждения:

  • начало учебного года: 1 сентября;

  • конец учебного года: 30 мая – учащиеся 1 – 8,10 классов;

20 июня – учащиеся 9, 11 классов;

  • каникулы: осенние, зимние, весенние (всего 30 календарных дней);

для учащихся 1 класса дополнительные каникулы – последняя неделя февраля.

  • пятидневная учебная неделя;

  • средняя наполняемость классов – 13;

  • продолжительность урока – 45 минут;

для учащихся 1 класса – 35 минут в первой четверти;

  • продолжительность перемен – 10 минут;

  • длительность обеденного перерыва – две перемены по 20 минут;

  • двухсменное обучение: 1 смена начало занятий – 8-00

2 смена начало занятий – 13-30;

Кружковая работа в системе дополнительного образования учащихся проводится в вечернее время по особому расписанию.

^ Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Коллектив школы стабильный и творчески работающий.

Общее количество работников – 19

Из них административный состав – 2

Обслуживающий персонал – 5

Общее количество педагогических работников – 14

Возрастной состав педагогов:

до 30 лет - 1

до 40 лет - 3

до 55 лет - 5

старше 55 лет – 5

Образовательный уровень педагогов: высшее – 9 (64, 3%); среднее специальное – 5 (35,7%)

Квалификационные характеристики:

первая категория – 11 (78,6 %)

вторая категория – 1 (21,4 %)

Количество педагогов, окончивших данную школу – 6 (42,8 %)

Школа работает над темой «Развитие и совершенствование дифференцированного подхода в обучении и воспитании как условие повышения качества образования». Доминирующими функциями в педагогическом процессе школы были обучение, воспитание и развитие личности школьника. Коллектив трудился над решением задач, поставленных в начале учебного года:

1. Внедрение эффективных методов обучения для повышения качества знаний и умений учащихся, формирование мотивации учебных достижений обучающихся

2. Повышение методической компетенции учителя, необходимой для эффективной организации образовательного процесса.

3. Совершенствование работы по отслеживанию качества знаний

с целью своевременного устранения пробелов в знаниях учащихся, осуществление планомерной подготовки учащихся к мониторинговым обследованиям и ГИА.

4. Создание условий, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на основной и старшей ступенях обучения для работы с одаренными детьми.

5. Проведение на высоком уровне предметных недель,

олимпиад, творческих конкурсов и стимулировать участие в них

учащихся и педагогов.

6. Формирование понимания значимости здоровья как путь к успешности обучающегося.

7. Активизация участия родителей в жизни школы, привлечение их к проведению общественных смотров знаний, творческих конкурсов.

Раздел 2

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования

Компетентному человеку присущ творческий подход к решению любых встающих перед ним задач, при котором он может быть независимым от ожиданий своего окружения, контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни. Определенный уровень компетентности может быть достигнут в условиях соответствующего обучения уже к концу младшего школьного возраста.

^

Компетентное поведение предполагает:

автономное (независимое, самостоятельное, инициативное, ответственное) действие,

гибкое использование орудий (включая язык и понятия), согласно их

^

предназначению, функционирование в социально гетерогенных группах.

К концу начального образования в соответствии с данной ООП НОО младший школьник сможет быть социально компетентен (иметь социальный опыт):

  • в ориентировке в окружающем пространстве (выборе цели передвижения, планировании маршрута и др.) и времени (определении времени по часам в часах и минутах, определении времени события, последовательности событий);

  • в проведении и организации культурного семейного досуга (досуга с друзьями, в разновозрастных группах) — спортивных и других игр, совместного музицирования, коллективного чтения и постановки театрализованных представлений, посещения художественных выставок, оценки произведений искусства (выражения собственного мнения), организации семейных и школьных праздников и пр.);

  • в проведении индивидуального культурного досуга (подборе художественной литературы для чтения, чтении и понимании художественного текста; подборе музыкальных произведений для прослушивания; самостоятельном сочинении несложных литературных и музыкальных произведений, создании несложных выразительных художественных произведений (графических, скульптурных, поделочных и пр.);

  • в получении ответов на возникающие у него вопросы об окружающем мире — определении подходящего способа получения ответа (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках), осуществления своей цели;

  • в осуществлении простейших трудовых (бытовых) дел — уборке территории, квартиры; несложном ремонте изделий; изготовлении несложных конструкций из разных материалов для решения собственных задач (в том числе, оценивать величину предметов «на глаз»; пользоваться инструментами; использовать образцы, схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; решении расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др., в том числе, с применением технических средств);

  • в осуществлении ухода за своим телом по мере необходимости — осуществлении поддерживающих гигиенических мероприятий, закаливающих процедур, умения почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни (в том числе, обращении за помощью к взрослому в нужный момент), осуществлении простейшей саморегуляции, самообслуживания;

  • ^

    в культурном и безопасном поведении в окружающем мире (доме, жилой местности, на природе); ведении культурного диалога в условиях бытового общения;

  • в осуществлении учебной работы в школе (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельной учебной работы (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т.д.).

Для приобретения социального опыта особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:

^

1. В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

  • умение отличать известное от неизвестного;

  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • ^

    умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

  • находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).

^

2. В отношении содержательной коммуникации (коммуникативная компетентность):

  • владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

  • ^

    умение презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

  • умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);

  • ^

    умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

  • способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);

  • ^

    способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

3. В отношении владения информацией (информационная компетентность):

  • правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

  • ^

    классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

  • ^

    представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

  • читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

  • ^

    читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

  • находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

  • ^

    следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

  • ^

    работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.

4. В отношении саморазвития (учебная (образовательная) компетентность:

  • ^

    способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

  • способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

  • ^

    определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

  • обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

  • уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

  • ^

    предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

  • определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;

  • ^

    сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей);

  • ^

    осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

Предметное содержание учебных дисциплин, заложенное в учебных курсах (дисциплинах), образовательных модулях оценивается через основные предметные грамотности (компетентности) в виде установления уровня освоения младшими школьниками культурных (т.е. исторически сложившихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях общего образования.


Основными предметными грамотностями (предметными компетенциями), обеспечивающими начальное общее образование, а также ключевые компетентности представлены в таблице 1. Уровень грамотности младшего школьника определяется степенью овладения учащимися учебными действиями и умениями. Основные группы действий, обеспечивающие предметные грамотности, а также ключевые компетентности приведены в таблице 1.

В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных и ключевых компетентностей происходит становление личности младшего школьника. Личностные результаты освоения ООП начального общего образования должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла умения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



^ Таблица 1

Образовательные результаты младших школьников после первого года обучения



I.Сквозные образовательные результаты как основа для сохранения преемственности между ступенями образования


^ Образовательная инициатива

Образовательная самостоятельность

Образовательная ответственность

^ Творческая инициатива в игровой деятельности, литературном, художественном, техническом творчестве – учащийся комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история; предметном – макет; сюжетный рисунок);

^ Инициатива как целеполагание и волевое усилие в продуктивной деятельности – обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы, фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества, возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца;

^ Коммуникативная инициатива в игровой, продуктивной и учебной деятельности – в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами;

^ Познавательная инициатива в продуктивной и учебной деятельности - задает «умные» вопросы; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо)

уметь выполнить без взрослого определенное учебное задание (задания): определить его объем, темп и время выполнения.

возможность самому учащемуся предъявить на оценку взрослому (сверстнику) свою работу, предложить ее на публичную «доску достижений»

II. Предметные результаты как основа для учебно-предметных компетентностей


1. Математическая грамотность

1.1. Построение и измерение величин

^ 1.2. Числа и вычисления

1.3. Зависимости между величинами

1.4. Геометрический материал

  • выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнения предметов (различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);

  • устанавливать отношение между числом, величиной и единицей (отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной мерки и описывать эти действия с помощью схем и формул);

  • производить прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта);

  • описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формулы.




  • сравнивать числа, находить их сумму и разность с помощью числовой прямой;

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне навыка.




  • устанавливать отношения между однородными величинами (равенство, неравенство «целого и частей»);

  • решать текстовые задачи на сложение и вычитание в одно действие (анализ текста задачи с помощью чертежа);

  • описывать зависимость между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами).




  • распознавать геометрические фигуры (прямая, отрезок, замкнутые и незамкнутные фигуры);

  • устанавливать взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между)




^ 2. Естественнонаучная грамотность

2.1. Материальный объект как система признаков и свойств

2.2. Процессы и их условия

  • использовать схему наблюдения объекта при описании свойств объектов;

  • выявлять наблюдаемые признаки объектов и фиксировать в графико-знаковой форме;

  • сравнивать объекты по выраженности признака (свойства);

  • осуществлять деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям), т.е строить простейшие классификации объектов;

  • относить объект к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям).

  • читать и составлять схему процесса (изменения состояний объекта под действием условий);

  • описывать состояния разных объектов;

  • строить ряды объектов по указанному свойству;

  • производить целенаправленное наблюдение за процессами происходящие вокруг нас в повседневной жизни.




^ 3. Языковая грамотность

3.1. Отношение «звук-буква» - орфографическое действие

3.2. Слово, его значение, звучание и написание

3.3. Высказывание и его оформление в письменной речи

  • определять звуковой состав слов, используя звуковые модели;

  • устанавливать отношения «звук-буква», определяя две функции букв, используя звуко – буквенные модели;

  • обозначать мягкость согласных на письме (с помощью гласных букв и мягкого знака; гласные после согласных, непарных по мягкости-твердости жи-ши, ча-ща, чу-щу), звук Й перед гласным (буквами е,е, ю,я) и не перед гласным (буквой й);

  • определять и соотносить звуковой и буквенный состав типа коньки, язык и вьюга.




  • определять «ошибкоопасные места» (места орфограммы в слове);

  • использовать правила написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения);

  • писать правильно слова, написание которых не расходится с произношением;

  • использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять два-три рядом стоящие в слове буквы.




  • членить речь на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) и уметь их оформлять на письме;

  • преобразовывать высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры;

  • строить модель простого предложения;

  • писать под диктовку небольшие предложения (3-5 слов) без пропусков и искажений букв (25-30 слов);

  • записывать текст под диктовку со скоростью 15-20 буквенных знаков в минуту;

  • контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку по заданному взрослым образцу.




^ 4. Грамотность чтения

4.1. Практическое освоение работы в позиции «читателя»

4.2. Практическое освоение работы в позиции «чтеца»

  • читать текст «про себя» и понимать прочитанное;

  • находить в тексте слова и словосочетания, необходимых для подтверждения собственного понимания и оценки;

  • определять настроение (тональность) художественного произведения;

  • слушать сложные произведения в исполнении учителя.




  • читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы);

  • читать выразительно вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения 30-40 слов в минуту);

  • читать текст по ролям народных и авторских произведений;

  • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения текста.




^ 5. Художественная и технологическая грамотность

5.1. Практическое освоение работы в позиции «автора-технолога»

^ 5.2. Практическое освоение работы в позиции «автора-художника»

5.3. Практическое освоение работы в позиции «художника-критика»

  • освоить простые операции разрезания и надрезов; склеивания и наклеивания; сгибания и скругления, сшивания и вышивания, прочного крепления разных материалов;

  • освоить действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях – двух крайних и средней.




освоить действие по созданию, восприятию и непосредственному практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы.

устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями, соединять их по содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки, оценивая их по критерию «кто это?» (узнаваемость) и «что делает, чувствует изображенный субъект и какой он?» (выразительность).

^ 6. Грамотность собственного здоровья, безопасности и благополучия

6.1. Здоровье и его укрепление

6.2. Легкая атлетика

6.3. Гимнастика

6.4. Лыжная подготовка

^ 6.5. Спортивные игры

  • выполнять комплекс утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;

  • выполнять упражнения для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

  • вести наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

  • использовать средства ИКТ для фиксации динамики физических качеств обучающегося.




продемонстрировать такие физические качества как быстрота, ловкость и выносливость через освоение народной игры «Лапта»

продемонстрировать такие физические качества как сила, гибкость, равновесие средствами народных игр

продемонстрировать такие физические качества как координация, выносливость и волевых качеств – занятия в определенном температурном режиме средствами народных игр.

освоить некоторые правила игры в мини-баскетбол (элементарные умения в ловле, бросках, ведении и передачах мяча).


III. Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевых компетентностей


^ Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:

Социальный опыт

^ Учебная (образовательная)

компетентность

Компетентность взаимодействия (коммуникации)

Информационная компетентность

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;

  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);

  • различать оценку личности от оценки действия;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;

  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);

  • задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;

  • отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;

  • указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.




  • использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;

  • инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;

  • различать оценку действия и оценку личности;

  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.




  • формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;

  • проводить самостоятельные наблюдения;

  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

  • находить в сообщении информацию в явном виде;

  • использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации и установления коммуникации с другими субъектами образовательного процесса;

  • определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения.




  • владеть развитыми формами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации); удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы;

  • организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разных видов деятельности первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.);

  • руководствоваться выработанными правилами жизни в классе;

  • определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;

  • управлять проявлениями своих эмоций.





IV. Итоговые оценочные процедуры


^ Итоговые оценочные процедуры

Межпредметная (предметная) проектная задача

Публичная презентация

личных достижений

Трехуровневые задачи на ведущие предметные способы/средства действия выявляют освоение учащимися базовых способов/средств действия отдельно на каждом из трех уровней.

В итоговую проверочную работу включаются специально разработанные предметные задачи, с помощью которых можно оценить не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.


Позволяет экспертно оценить, прежде всего, компетентность учебного взаимодействия (коммуникации).

Кроме того, оценивается способность учащихся переносить известные им предметные способы/средства действия в квазиреальную ситуацию.

Оценивается отбор материала и умение учащихся его оформить, публично представить и защитить.



Учебная грамотность как одна из ключевых компетентностей общего образования


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

^ Учебная грамотность как ключевая компетентность формируется на протяжении двух ступеней образования. Такая компетентность (грамотность) может быть сформирована только к окончанию основной школы. Основным результатом (проявлением) этой компетентности к окончанию основной школы является учащийся, сформированный как индивидуальный субъект учебной деятельности, т.е. человек способный сам перед собой поставить новую учебную задачу и решить ее. С помощью этого нового способа сам учащийся сможет решать большой круг частных задач. При возникающих сложностях и проблемах, понимая их природу возникновения, такой учащийся может обратиться к любому другому субъекту за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, Интернет т т.п.) В ходе решения подобной задачи учащийся свободно использует такие учебные действия как моделирование, контроль и оценку. Умение учиться является одним из центральных новообразований учебной грамотности (ядром), но учебная грамотность не сводится только к умению учиться.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта «грань» учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решения специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах ( малой группе, классе).


  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;

  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);

  • различать оценку личности от оценки действия;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;

  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);

  • задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;

  • отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;

  • указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.




  • проводить рефлексивный контроль

за выполнением способа

действия/средства;

  • определять критерии для оценки результатов деятельности и производить оценку;

  • определять «дефицит» в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя;

  • осуществлять отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планировать их выполнения, определяя темп и сроки;

  • определять границы собственного знания/незнания и осуществлять запрос на недостающую информацию (инициирование учебного взаимодействия со взрослым);

  • определять возможные ошибки при выполнении конкретного способа действия и вносить коррективы;

  • сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения;

  • иметь собственную точку зрения и аргументировано ее отстаивать;

  • определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.




  • самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

  • самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный «дефицит» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия (т.е. только после выполненного задания);

  • определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

  • перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий;

  • высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать прииск и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств.




  • на основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета может построить индивидуальный план (маршрут) по преодолению своих «дефицитов»;

  • может определить сам к чему есть больший познавательный интерес и подобрать себе индивидуальные задания для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»)

  • может сам «регулировать» процесс учения без помощи взрослого; обращается для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку;

  • может вступать в письменный диалог с другим человеком обсуждаю свои проблемы и достижения в учебе, делать необходимый запрос на необходимую помощь;

  • индивидуально распознать новую задачу;

  • оформить и предъявить на внешнюю оценку свои достижения, обосновать эти достижения, а также сформулировать дальнейшие шаги по работе над остающимися проблемами и трудностями.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconУтвержда ю директор школы Кондратьев А. П. П л а н
Провести во всех классах вводный инструктаж по правилам тб при работе с компьютером
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconЕ. И. Сидорова «1» сентября 2011г. Утверждаю директор школы: М. В. Степанова Приказ №46 «1» сентября 2011г. Должностная инструкция
Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconУтвержда ю директор гбоу сош с. Орловка Куштыль В. А. Распорядок дня

Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconПротокол №3 от 06 сентября 2011г от 05 сентября 2011г. Директор школы: /М. В. Степанова
Образовательная программа основной школы формировалась исходя из положений Закона Российской федерации «Об образовании»
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconПротокол №4 от 15 сентября 2010 года Согласовано: Директор школы П. С. Резниченко 20 сентября 2010 года
«создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика школы»
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconУтверждаю директор школы Е. И. Мовчан сентября 2010 года акт приёмки кабинета химии на готовность к новому учебному году от августа 2010 года
Комиссия, назначенная приказом директора школы от сентября 2010 года № в составе
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconПротокол №1 директор школы­­­­­­­­­­­­ /Зобов А. В. / от 31 августа 2011года 1 сентября 2011 года
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconПредседатель Управляющего Директор моу «сош №5» совета моу «сош №5» г. Балаково г. Балаково сентября 2011 г сентября 2011 г публичный доклад
Приоритетные цели и задачи развития моу «сош №5», деятельность по их решению за 2010-2011 учебный год
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconГ. Александров 2012 год Общая характеристика школы характеристика школы
Устава мбоу сош №1 с углубленным изучением английского языка зарегистрированного межрайонной уфнс россии №9 по Владимирской области...
Утвержда ю: Директор школы Шалагинова Р. З. 01 сентября 2011 г iconПротокол №10 от 18. 03. 11 г. Заседания Управляющего Совета школы
Федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе. Директор школы отметила, что с 1 сентября 2011 года будущие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы