Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» icon

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие»



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие»
Дата конвертации24.10.2012
Размер309.05 Kb.
ТипОтчет
источник






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОЗВУЧИЕ»

Г. ГОРНОЗАВОДСКА

Юр.адрес: ул. Гипроцемента, д.31, г. Горнозаводск, 618820

Тел. (34269) 4-13-04, факс (34269) 4-21-11

Факт. адрес: ул. 30 лет Победы, д. 14, г. Горнозаводск, 618820

Тел./факс (34269) 4-49-09

ОКПО 98069733, ОГРН 1065921025499


^ ИНН/КПП 5921021349/592101001

20.06.2011 01-24/ 67

На № __ от _______





┌ ┐

Начальнику Управления образования

администрации Горнозаводского муниципального района


Ф.И.Попович




┌ ┐

Муниципальное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвучие» г.Горнозаводска


Отчет о работе МОУ ЦППМСП «Созвучие» за 2010-2011 учебный год


Согласно Устава деятельность муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвучие» г. Горнозаводска, в 2010-2011 учебном году была направлена на педагогическую и медико-психологическую реабилитацию, социально-психологическую адаптацию детей и подростков в возрасте до 18 лет, имеющих трудности в обучении, воспитании и развитии.

Работа осуществлялась согласно плана МОУ ЦППМСП «Созвучие», с учетом заявок образовательных учреждений.

На базе центра функционировали структурные подразделения:

- Психолого-медико-педагогическая комиссия;

- Муниципальная служба примирения;

- Психологическая служба «Телефон доверия».

На протяжении всего отчетного периода информация о работе ежемесячно отражалась в плане-отчете Управления образования администрации Горнозаводского муниципального района, недельной циклограмме учреждения.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями по заключению психолого-медико-педагогической комиссии МОУ ЦППМСП «Созвучие» в 2010-2011 учебном году осуществлялось в специальных (коррекционных) классах по программам 7 и 8 видов.

На 01.09.2010 года в 4 школах Горнозаводского района функционировали 5 специальных (коррекционных) классов, в которых обучалось 40 учащихся (по образовательным учреждениям изданы приказы о функционировании классов в 2010-2011 учебном году).


п/п
^

Образовательные учреждения

Программа


Классы

Количество детей

1.

МОУ СОШ №1 г.Горнозаводска
^

С(К)ОУ 7 вида


1 класс (2 – 4)

2 класс – 6 человек

4 класс – 6 человек

2.

МОУ СОШ №1г.Горнозаводска

С(К)ОУ 8 вида 2 ступень обучения

2 класса (6 класс)

(7 – 9)

6 класс – 7 чел.

7-9 класс – 7 чел.

3.

МОУ СОШ №3 г.Горнозаводска

С(К)ОУ 8 вида 1 ступень обучения

1 класс (1 – 5)

7 учащихся

4.

МОУ СОШ

п.Теплая Гора

С(К)ОУ 8 вида

1 класс (3 – 9)

7 учащихся



Согласно спискам образовательных учреждений, индивидуально, в школе (по заключению ПМПК) и на дому (по заключению лечебного учреждения) в образовательных учреждениях обучалось 58 человек, индивидуально в форме приходящего в школу – 40 человек, индивидуально на дому – 18 человек

Из 58 школьников индивидуально по программе С(К)ОУ 8 вида обучалось 13 человек, по программе С(К)ОУ 7 вида - 12 человек, по программе «Особый ребенок» - 9 человек, по общеобразовательной программе – 24 человека.

В образовательных учреждениях учится 44 ребенка-инвалида, 24 человека учатся индивидуально.

Дети с особыми образовательными потребностями (83 человека) обучаются по программам С(К)ОУ 7 и 8 вида. Учебную программу они осваивают, занимаясь в классах по индивидуальным программам.

Школы своевременно направляли заявки на обследование детей ПМПК в МОУ ЦППМСП «Созвучие».

В 2010 – 2011 учебном году психолого-медико-педагогическая комиссия работала в соответствии с планом работы и заявками образовательных учреждений и родителей. Обследованы дети, имеющие сложности в обучении и проблемы в развитии.

Комиссионно обследовано 192 ребенка. Из них проконсультировано 97 человек. Определена программа С(К)ОУ 7 вида -73 детям, С(К)ОУ 8 вида - 18 детям. Определена программа «Особый ребенок» – 4 детям. По ряду причин (нарушение поведения (с приложением докладных), медленный темп усвоения программного материала) 27 учащимся даны рекомендации по индивидуальному обучению в форме приходящих в школу, Снята программа С(К)ОУ 7 вида 17 детям.

В период с 01 по 05 марта 2011 года специалистами МОУ ЦППМСП «Созвучие» г.Горнозаводска в МОУ СОШ №1 г.Горнозаводска, МОУ СОШ №3 г.Горнозаводска, МОУ СОШ п.Теплая Гора проводилась проверка соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в коррекционных классах (на основании Протокола заседания КДНиЗП Администрации Горнозаводского муниципального района от 18.01.2011 №1).

В ходе проверки было выявлено, что в образовательных учреждениях для обучения детей с ОВЗ созданы коррекционные классы:

1. МОУ СОШ №1 г.Горнозаводска

- С(К) класс 7 вида (класс комплект 2,4 кл.) – 12 чел.

- С(К) класс 8 вида (класс комплект 7-9 кл.) – 7 чел.

- С(К) класс 8 вида (6 класс) – 7 чел.

2. МОУ СОШ №3 г.Горнозаводска

- С(К) класс 8 вида (класс комплект) – 10 чел.

3. ^ МОУ СОШ п.Теплая Гора

- С(К) класс 8 вида (класс комплект) – 6 чел.


Зачисление детей в специальные (коррекционные) классы производится на общих основаниях по заключению психолого-медико-педагогической комиссии МОУ ЦППМСП «Созвучие» г.Горнозаводска или по медицинским показаниям и личного согласия родителей.

В Уставе школ прописаны формы обучения детей по программам С(К)ОУ 7 и 8 вида, порядок зачисления в классы, условия организации обучения.

Деятельность специальных (коррекционных) классов 7,8 вида регламентируют Положения об организации обучения детей школьного возраста в С(К) по образовательной программе школ 7, 8 вида. Положения утверждены решением педсовета. В 2010 -2011 учебном году классы функционируют на основании Приказов Управления образования и Приказов по образовательным учреждениям.

В расписание уроков коррекционных классов включены все базовые предметы учебного плана. В МОУ СОШ №3 в учебном плане отражены занятия психолога, логопеда, занятия по СБО, ЛФК, ритмике и ИЗО.

В МОУ СОШ №1 с учениками коррекционных классов занимается психолог, в МОУ СОШ №3 г.Горнозаводска учитель – дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. В МОУ СОШ п.Теплая Гора социальный педагог. Организация образовательного процесса в классах происходит в соответствии с особенностями психофизического развития детей с ОВЗ. У специалистов есть планы индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Результаты и мониторинг обучения детей обсуждаются на педсоветах учреждений по результатам четверти, вносятся коррективы, проводятся консультации родителей. Данная деятельность отражена в протоколах педсоветов и ПМПк(консилиумов).

Все образовательные учреждения взаимодействуют с социальным окружением. Взаимодействие осуществляется через оказание консультативной помощи специалистов ПМПК, МУЗ ЦРБ, Управления образования. Консультативно-правовую помощь по функционированию классов регулярно оказывает юрист Управления образования.

В МОУ СОШ №3 г.Горнозаводска обучается 6 воспитанников детского дома. С ГКОУ «Детский дом» г.Горнозаводска составлен двухсторонний договор от 15.09.2010 года о совместной деятельности. Согласно которому, обе стороны организуют совместную деятельность для достижения оптимальных результатов в сфере организационной и воспитательно-образовательной деятельности.

МОУ ЦППМСП «Созвучие» по заявке образовательных учреждений проводит семинары для учителей, обучающих детей с ОВЗ по теме «Основы специальной педагогики и методик преподавания дисциплин в С(К)ОУ (классах) 8 вида». По окончании обучения всем педагогам были выданы сертификаты. Обучено 54 педагога, проведено 9 семинаров.

В МОУ СОШ №3 специалисты, работающие с классом (учитель логопед, учитель – дефектолог), прошли курсовую подготовку по обучению детей с ОВЗ в г.Перми.

Большое внимание при планировании и организации работы уделяется работе с родителями С(К) класса 8 вида. Для родителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, организуются тематические мероприятия. Узкими специалистами осуществляется коррекционная работа с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ.

Информация по результатам проверки каждого образовательного учреждения представлена в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Классные руководители С(К) классов с целью повышения психолого-педагогической грамотности родителей в течение учебного года приглашали специалистов Центра на заседания круглых столов по проблеме обучения детей и родительские собрания.

С учащимися класса С(К)ОУ VIII вида МОУ СОШ №1 педагогом-психологом МОУ ЦППМСП «Созвучие» проводились занятия на повышение мотивации к обучению, сплочение коллектива, профилактики употребления психоактивных веществ. Результаты проведенной работы позволили развить у подростков способность к самопознанию и повысить уверенность в себе, классному руководителю наметить план коррекционно-развивающей работы с учащимися.

С учащимся МОУ СОШ п.Кусье-Александровский, обучающимся на индивидуальном обучении по программе «Особый ребенок» в 3 классе проводились индивидуальные занятия. На начальном этапе работы выяснилось, что уровень усвоения учебной программы не соответствуют критериям оценки. Словарный запас ребенка соответствует уровню дошкольника, он не знает алфавит, не может перевести печатный текст в письменный и наоборот, путается в математических представлениях, т.е. уровень актуального развития не соответствует психическому. Работа с этим ребенком будет продолжена в следующем учебном году.

Проблема в предоставлении права на образовании актуальна на сегодняшний день. Специалисты ПМПК рекомендуют обследовать родителям своих детей узкими специалистами. Отследить и проконтролировать этот момент сложно, вся ответственность лежит на самих родителях и администрации школы. Родители учащегося 1 класса МОУ СОШ п.Медведка из-за отсутствия финансовых средств не смогли свозить его на обследование в краевую психиатрическую больницу. Диагноз ребенку не определен. По решению педсовета ребенок оставлен на повторный год обучения и в данный момент нуждается в медикаментозном лечении.

При анализе документов, предоставляемых ОУ на ПМПК, было выявлено, что они не всегда соответствуют требованиям. Характеристики не отражают проблем ученика, носят субъективную оценку педагогом семьи ребенка, а не его лично. В характеристике не отслеживается динамика развития учащегося.

По мнению специалистов, в работе с учащимися данной категории психологическое сопровождение является неотъемлемой частью учебного процесса. Но из-за нехватки узких специалистов в ОУ оказать своевременную и качественную помощь детям с отклонениями в развитии не всегда предоставляется возможным.

Специалисты МОУ ЦППМСП «Созвучие» г.Горнозаводска выступили организаторами проведения конкурса сочинений, посвященного международному Дню матери «Моя мама самая лучшая». На конкурс поступило 22 сочинения из 7 образовательных учреждений. Все дети были отмечены грамотами, благодарственными письмами и подарками. Лучшие сочинения опубликованы в районной газете «Новости».

Проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста посещающих дошкольные учреждения. Для этого использовалась методика Н. и М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»

^ Цель обследования - определение уровня развития предпосылок к учебной деятельности у детей подготовительной группы: умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции; умение самостоятельно проанализировать образец и действовать по нему; наличие навыков пересчета в пределах 9, определять понятия «больше - меньше», соотносить цифры и количество изображенных фигур; умение разбивать материал, подаваемый на слух, на звуковой и звукобуквенный состав; развитие перцептивно - моторных навыков, сформированность зрительно-пространственного восприятия, умение произвольно переключать и распределять внимание и сформированность графической деятельности.

Было обследовано 233 чел. (223 детей из 13 учреждений и 10 неорганизованных дошкольников):

  • МДОУ "Детский сад №1" г.Горнозаводск – 22 чел.

  • МДОУ " Детский сад №3" г.Горнозаводск –20чел.

  • МДОУ " Детский сад №5" г.Горнозаводск –34чел.

  • МДОУ « Детский сад №6» г.Горнозаводск – 14 чел.

  • МДОУ " Детский сад № 8" п.Пашия –37чел.

  • МДОУ " Детский сад №10" г.Горнозаводск –28чел.

  • МДОУ " Детский сад № 19" п.Кусье-Александровский –10 чел.

  • МДОУ « Детский сад №26» гп.Сараны – 8 чел.

  • МДОУ « Детский сад №29» п.Старый Бисер – 5 чел.

  • МДОУ « Детский сад №32» п. Теплая Гора -18 чел.

  • МДОУ « Детский сад №37» п.Теплая Гора – 20 чел.

  • МОУ СОШ п. Средняя Усьва - 7 чел.

  • Неорганизованные дети, проживающие в п. Кусье-Александровский, п.Медведка и п.Пашия - 10 чел.

По итогам выполнения заданий, согласно методике, все работы были разделены на 4 уровня:

1 уровень – готовность к началу регулярного обучения в школе.

2 уровень – условная готовность к началу обучения.

3 уровень – условная неготовность к началу регулярного обучения.

4 уровень – неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.

Наибольшей сложностью в диагностическом обследовании во всех садах для детей остается звукобуквенный анализ. Вторая по распространенности проблема для ряда детей – это зрительно-моторная координация движений.


^ Мониторинг готовности детей к обучению в школе

^ Детский сад

Кол-во

1 уровень


2 уровень


3 уровень


4 уровень





детей

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

Д/с №1

22

86,4%

19

9%

2

4,6%

1

0%

0

Д/с №3

20

80%

16

0%

0

5%

1

15%

3

Д/с №5

34

57%

19

12%

4

12%

4

19%

6

Д/с №8

37

89,5%

33

5,3%

2

2,6%

1

2,6%

1

Д/с №10

28

65%

18

7 %

2

7 %

2

21%

7

Д/с №19

10

40%

4

20%

2

40%

4

0%

0

Д/С№32

18

94,4

17

5,6%

1

0%

0

0%

0

Д/С№37

20

65%

13

25%

5

5%

1

5%

1

Д/С№29

5

40%

2

40%

2

20%

1

0%

0

Д/С№26

8

25%

2

50%

4

12,5%

1

12,5%

1

Д/С№6

14

78,6%

11

14,3%

2

7,1%

1

0%

0

^ МОУ СОШ п.Ср.Усьва

7

14%

1

72%

5

14%

1

0%

0

^ Неорганизованные п.Медведка

3

33%

1

0

0

0

0

67%

2

^ Неорганизованные дети п.Кусья, , п.Пашия

7

0%

0

14%

1

0%




86%

6




233




156




32




18




27


Одной из причин слабой подготовки детей к школе в п. Кусье-Александровский и п.Средняя Усьва являются обучение детей в разновозрастной группе, в следствии чего воспитатель в силу объективных обстоятельств не может уделить нужное внимание подготовке детей.

Из мониторинга видно, что наиболее высокие показатели готовности к школе показали дети, посещающие МДОУ «Детский сад № 1, 3, 8, 32».

Детям третьего и четвертого уровня было предложено пройти углубленное обследования у специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения образовательного маршрута. Педагоги-психологи провели родительские собрания и познакомили с результатами диагностики родителей. Воспитателям и родителям даны рекомендации по подготовке детей к школе на родительских собраниях.

С 7 детьми, (МДОУ «Детский сад №19», п. Кусье-Александровский) проводились развивающие психологические занятия по программе «Скоро в школу» на базе дошкольного учреждения

Большое внимание при организации работы МОУ ЦППМСП «Созвучие» уделялось проведению мероприятий по реализации краевых проектов: «Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

С целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних функционирует Муниципальная служба примирения. Деятельность службы осуществляется согласно комплексного плана работы на полугодие, согласованного с председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Корректировка и уточнение плана проводится постоянно, огромное внимание уделяется анализу эффективности его исполнения.

Кнаус Ю.А.руководитель МСП систематически принимает участие в заседаниях КДНиЗП, краевых совещаниях руководителей МСП в Министерстве социального развития Пермского края.

Мауль Р.З. является членом МЛРГ, отвечает за реализацию восстановительных технологий с семьями, состоящими в СОП.

Ведущие МСП ведут тесное сотрудничество со специалистами службы социальной реабилитации, Профессиональным училищем №35, Государственным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа «Теплогорская специальная общеобразовательная школа закрытого типа.

Специалисты МСП курируют деятельность школьных служб примирения. В образовательных учреждениях района действует 8 школьных служб примирения. В феврале-марте 2011 года проведена экспертная оценка работы ШСП МОУ СОШ п.Сараны и МОУ СОШ п.Старый Бисер. В процессе проверки были отмечены позитивные результаты, а также выявлены недостатки в работе Служб. Специалистам даны рекомендации, оказана методическая и практическая помощь.

Школьными службами примирения за отчетный период реализовано 47 программ, все программы завершились примирением сторон.

С целью повышения компетентности специалистов и руководителей школьных служб примирения проведен семинар–совещание по проблеме внедрения восстановительных технологий в деятельность школьных служб примирения. Руководителей ШСП познакомили с изменениями в нормативно-правовой базе, с методическими материалами и информацией с краевых курсов, семинаров и конференций. Участники отметили практическую направленность мероприятия и его значимость для ШСП.

В районной газете «Новости» № 180-181 (6764)от 20.11.2010 года специалисты МСП опубликовали статью «Альтернатива есть!...», в которой рассказали о работе МСП.

Впервые в рамках летней оздоровительной кампании (летом 2010 года) специалисты осуществляли работу с несовершеннолетними, отдыхающими в ДООЛ им.С.Чекалина. Мероприятия, были направлены, на проведение PR-кампании школьных и муниципальной служб примирения в подростковой среде, обучение детей навыкам позитивного общения. Ведущий МСП Р.З.Мауль проводила обучение прямо в лагере.

Осеню (каникулярное время) проведено обучение 64 детей основам конструктивного общения в лагере дневного пребывания, созданного на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» г,Горнозаводска

В течение отчетного периода специалисты МСП провели обучение педагогов и специалистов системы профилактики основам проведения ВТ. 15 человек повысили компетентность в разрешении конфликтных ситуаций и получили сертификаты, дающие право работы Ведущим восстановительных технологий. Благодаря личной заинтересованности директора МОУ СОШ №1 г.Горнозаводска обучение прошли 8 педагогов этой школы. Всего за 2009-2011 год ведущими обучено 15 учителей МОУ СОШ №1.

На сегодняшний день, обученные специалисты применяют восстановительные технологии в работе семьями, находящимися в СОП, в подростковой среде, в ситуациях, где конфликт не мог разрешиться длительное время.

В этом году специалисты МСП приняли участие в краевой межведомственной конференции «Применение восстановительных технологий в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае», опубликовали опыт работы с учащимися МОУ «ВСОШ» г.Горнозаводска.

Ю.А.Кнаус представила опыт работы по теме «Организация и система работы муниципальной и школьных служб примирения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Горнозаводском муниципальном районе» на ежегодной августовской педагогической конференции работников образования Горнозаводского района.

02 июня 2010 года подписано Соглашение о взаимодействии КДНиЗП, МСП и Горнозаводского районного суда по реализации восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление. Проведено 8 программ примирения с 5 несовершеннолетними, из которых 7 закончились примирением сторон. Все несовершеннолетние получили срок в виде лишения свободы от года до двух без штрафа и ограничения свободы (условное наказание).

Большое внимание в работе специалистов муниципальной службы примирения уделяется проведению восстановительных программ. За 10 месяцев 2010 года специалистами МСП проведено 45 программ, в том числе 17 по заявкам КДНиЗП, суда, по заявке ОДН ОВД.

95 % отработанных случаев закончились примирением сторон, в 6 случаях – ситуация разрешилась без примирительной встречи. В 1 случае ситуация не изменилась.

Постоянное повышение квалификации, участие в краевых совещаниях для руководителей МСП, конференциях, супервизиях - необходимое условие эффективной работы ведущего.

В 2010 году руководитель МСП Ю.А.Кнаус закончила курсы «Баллитовские группы и супервизия в профессиональном усовершенствовании специалистов помогающих профессий» (ведущий – Винокур В.А. г.Санкт-Питербург) на базе КМЦ.

В 2011 году ведущие прошли обучение у В.Винокура доктора медицинских наук Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования по теме «Анализ и формирование эффективных коммуникаций в психологическом консультировании», 24 часа.

Кнаус Ю.А. стала призером Конкурса профессионального мастерства для специалистов в сфере восстановительных (ювенальных) технологий в системе образования, социального развития, органов внутренних дел, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в номинации «Лучший специалист муниципальной службы примирения в сфере восстановительных технологий» ) (2010 год, 2 место)

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что за отчетный период деятельность работы специалистов Службы осуществлена в полном объеме: оказывалась методическая поддержка ведущих ВТ, реализовывались восстановительные программы, мониторинг работы и отчетно-аналитическая деятельность проводились качественно и систематически.

В зоне постоянного внимания педагога-психолога Р.З.Мауль находились неблагополучные семьи, трудные подростки, дети группы риска. Психолог входит в состав комиссии МЛРГ, проводит работу с детьми и семьями, находящимися в СОП. Реализует восстановительные технологии по предотвращению повторных правонарушений и восстановления семейных ценностей. Основные проблемы, с которыми обращались к психологу родители и педагоги: отсутствие у несовершеннолетних навыков саморегуляции и самоконтроля собственного поведения, эмоциональных реакций; двигательная расторможенность; низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность. В ходе работы выяснены причины возникших проблем: недостаточное просвещение родителей в области воспитания и понимания возрастных особенностей детей, отсутствие взаимопонимания в семье, несформированность у детей мотивации к учебной деятельности, проявление агрессивных реакций в поведении детей, семейные конфликты, а также проблемы в отношении со сверстниками и противоположным полом.


Активное воздействие педагогов-психологов в рамках проектов на развитие личности ребенка осуществляется в различных формах. В текущем учебном году психологи участвовали в реализации проекта премии Грант с учащимися МОУ СОШ п.Теплая Гора, проводили тренинговую работу с подростками на сплочение коллектива, оказывали помощь учащимся в их профессиональном и личностном самоопределении.

Обеспечение психологического сопровождения развития личности в образовательном процессе проводится на разных возрастных этапах.

При подготовке детей к школе летом 2010г. реализовывалась программа «Скоро в школу». В ряду мероприятий - диагностирование у дошкольников комплекса когнитивных компонентов и психологической готовности к обучению в школе по стандартизированным методикам (Керн-Йерасик, Е.Екжанова, Стребелева Е.В., Замбицявичене Э.Ф.).

Уровень развития познавательных процессов и степень готовности к обучению в школе первоклассников определялся через отслеживание результатов мониторинга, проводимого на начальном этапе обучения. 85% детей, посещающих занятия психолога смогли успешно адаптироваться к учебному процессу и избежать ряд трудностей в усвоении учебной программы.

С учащимися первого класса МОУ СОШ п. Кусье-Александровский реализована программа «Я – первоклассник!», цель которой создание оптимальных психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школе. На первом этапе был сделан предварительный диагностический срез, направленный на анализ эмоционального состояния детей в школе, отношения к учебным предметам, к сверстникам, уровня принятия в детском коллективе, а также уровня развития психических процессов, как одного из причин дезадаптации в школе. Для этой цели были использованы методики: социометрия, цветовая дорожка, методики «10 слов», «память на числа и образы», «корректурная проба».

По результатам данного среза дети достаточно подготовлены к обучению в школе, имеют положительный эмоциональный настой к процессу обучения в школе, к предметам и сверстникам. Из класса выделились всего несколько человек испытывающих трудности: неподготовленность руки (не развита мелкая моторика), нарушение поведенческих реакций (постоянный беспричинный плач) и медлительность. После реализации адаптационной программы с родителями данной группы детей и их классным руководителем были проведены консультации и даны рекомендации для дальнейшей самостоятельной коррекции и устранения выявленных проблем.

Мониторинг сформированности мотивации к обучению у первоклассников на начале реализации программы (октябрь):

  • 30 % - имеют учебную мотивацию;

  • 24 % - мотивацию оценки;

  • 18,7 % - социальную мотивацию;

  • 18, 3 % - позиционную мотивацию;

  • 9% - игровую мотивацию.

Для повышения уровня социализации, адаптации, развития познавательной и мотивационной сфер были использованы подвижные игры, беседы – рассуждения, эксперименты и рисуночные методы.

За время реализации программы учащиеся проявили себя активными, заинтересованными, сплоченными. На занятии по развитию учебной мотивации учащиеся во время эксперимента со статистическим электричеством, помимо предложенных испробовали свои подручные материалы, что говорит о их высокой любознательности. На конец декабря классный учитель отметил сплоченность и высокую любознательность класса, готовность и желание работать как в учебном плане, так и общественно-коллективном. Дети отзывчивы, доброжелательны, уравновешены, интеллектуально, психически и мотивационно развиты.

Проведенная заключительная диагностика показала существенные изменения в мотивационной сфере детей. Дети знают для чего они ходят в школу: не стало категории ребят, не определившихся с ответом. Увеличилось процентное отношение детей с высокой учебной мотивацией.

У детей появились свои «самые любимые предметы», хотя «не любимых» практически не выявлено: эмоциональное отношение к учебе положительное.

Процентное отношение сформированной мотивации посещения школы п. Кусье-Александровский у первоклассников после реализации программы:

  • 59 % - имеют учебную мотивацию;

  • 7 % - игровую мотивацию;

  • 16,7 % - мотивацию оценки;

  • 10,1 % - социальную мотивацию;

  • 7,2 % - позиционную мотивацию.

После завершения цикла занятий проведены родительские собрания по результатам диагностического обследования и мероприятия, направленные на безболезненное вхождение первоклассников в школьную среду, а также родителям даны рекомендации «Как помочь детям легче адаптироваться к обучению в школе».

Программа по развитию психических процессов младших школьников «Будь внимателен» реализовывалась во втором классе МОУ СОШ п. Кусье- Александровский. Целью данной программы являлось развитие концентрации, распределения, переключения внимания и наблюдательности у детей.

На предварительной диагностике был выявлен не только низкий уровень внимания детей, но и других психических процессов, таких как память (зрительная, вербальная), логическое и ассоциативное мышление. Со слов классного руководителя в начале реализации развивающей программы, проблем, которые выходят за рамки программы в данном классе достаточно много. Поскольку в классе в основном учатся мальчики, то у них часто возникают драки, а также прослеживается своя достаточно жесткая иерархия. Со слов учителя, у большинства детей в классе достаточно сложная обстановка в семье: пьющие родители, сокращенные, семьи без отца. Все это напряжение и агрессию дети несут в школу и негласно вымещают все друг на друге.

За время реализации программы можно отметить, что дети хорошо шли на взаимодействие как при предложении активных подвижных игр, так и требующих выдержки и сосредоточенности. Педагогом отмечены позитивные изменения в поведении детей после реализации программы.

Программа «Иной взгляд» реализована в МОУ ДОД «Школа искусств», была направлена на развитие творческого потенциала учащихся первой ступени обучения (12-14 лет) За период реализации программы в были проведены диагностические срезы с целью определения уровня креативности и психических процессов у учащихся



Учащимся было предложено большое количество разнообразных способов развития творческого мышления, памяти, наблюдательности и внимания. Дети на практике могли отработать данные методы, что вызвало «огромную гордость» за свой творческий результат деятельности, так и большой интерес к деятельности своих сверстников. Преподаватель отметил хорошую динамику в обучении детей, разнообразие подходов к предлагаемым заданиям на уроке.

Таким образом, можно говорить, что данная программа действенна и выполняет поставленную цель в полном объеме.


С целью выявления актуального уровня профессиональной направленности учащихся старших классов на протяжении учебного года велась профориентационная работа, включающая: диагностику типа индивидуальных личностных особенностей, анкетирование по выявлению интересов, склонностей, способностей и типа будущей профессии. По устранению противоречий между выбором профессии, а также ориентации на профессиональную деятельность по интересам и склонностям проводились тематические классные часы с использованием игровых техник, а также индивидуальные консультации. Данной деятельностью было задействовано 54 учащихся восьмых-десятых классов ОУ района.

По запросу администрации СОШ №1 психолог провела скрининговую диагностику уровня школьной мотивации учащихся 5-6 классов с целью определения характерологических особенностей и условий комфортного пребывания детей в классе. Были определены причины их негативного отношения к школе. Учителя, классные руководители: Юркова С.К., Михейчик И.А., Макадрай О.В. получили необходимую информацию и рекомендации по организации коррекционной работы в классе с учетом причин школьной дезадаптации учащихся.

В трех классах школы №1 проведены занятия на сплочение коллектива и развития у детей коммуникативных навыков. В процессе работы в классах определились подростки дезаптируещего поведения. 7 детей, имеющие проблемы в поведении и склонности к правонарушениям, были обследованы на ПМПК, из которых - 2 ребенка переведены на индивидуальное обучение, родители 3 учащихся получили консультацию врачей КПБ г. Перми, 2 учащихся посещали индивидуальные занятия специалистов Центра.

Ученики 3 класса (классный руководитель- Григорьева Ю.И.) в течение I полугодия посещали групповые занятия по программе «Пять шагов к успеху». Родители и педагог отметили позитивные изменения в классе в целом. Диагностические методики, позволили детям выявить склонности и интересы в определении кружков и секций доп.образования в плане личностного роста.

На базе МОУ СОШ №1 г.Горнозаводска и МОУ СОШ п. Кусье - Александровский был проведен цикл занятий на сплочение и личностный рост учащихся второй ступени обучения, а также тренинги для старших классов по развитию толерантности. В обеих школах от учителей было предложено продолжить занятия на следующий учебный год с детским коллективом, но по разным причинам. В Кусье – Александровской школе дети сами были заинтересованы в работе, активны, отзывчивы. По их отзывам, необходимо больше таких занятий, где они могли бы лучше узнавать себя и своих одноклассников.

У детей первой школы Горнозаводска эффект от проведенных занятий был обратно пропорциональный учащимся поселковой школы. Учащиеся городской школы не были настроены на работу, «пришли на занятие по принуждению». По результатам предварительной диагностики контингент в городской школе достаточно сложный: более пятидесяти процентов опрошенных показали вдвое превышающие баллы по шкале лжи; более 10 процентов детей с авантюрным или агрессивным типом личности, с элементами демонстративности в поведении.

Занятия в МОУ СОШ №1 не имели своей строгой последовательности во временных рамках, что приводило к большим перерывам и снижению результативности. Заключительной диагностики проведено не было по причине тех же больших интервалов во времени проведения занятий и большой загруженности детей.


Совместная деятельность психолога и педагогов ОУ позволяет улучшить психологический климат в коллективе, повысить его сплоченность. С учителями начальной школы МОУ СОШ №1 проведен психологический практикум, направленный на формирование стрессоустойчивости и профилактики эмоционального сгорания педагогов.


С целью реализации краевого проекта «Профилактика суицидального и аддиктивного поведения, других форм авитальной активности детей и подростков в территориях Пермского края» на базе МОУ ЦППМСП «Созвучие» педагоги-психологи вели консультирование родителей и педагогов по проблемам обучения, развития детей, их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способствовали разрешению и предупреждению конфликтов в семье.

Консультирование родителей проводилось на базе Центра, в образовательных учреждениях и по Телефону доверия. Среди рассматриваемых вопросов были детско-родительские отношения, особенности поведения детей в трудных жизненных ситуациях, перспективы развития взаимоотношений родителей с подрастающими детьми. Сами подростки зачастую обращаются за психологической помощью по телефону доверия.

Деятельность психологической службы «Телефон доверия» была направлена на оказание помощи детям и подросткам, переживающим кризисные состояния, профилактику и предупреждение девиантного, делинквентного и суицидального поведения.

За период с августа по июнь на Телефон доверия с общероссийским номером поступило 277 обращений. Мониторинги обращений в службы психологической помощи «Телефон доверия» с единым общероссийским номером ежеквартально предоставлялись в Краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Все педагоги-психологи прошли обучение на курсах повышения квалификации в ПГПУ г.Пермь по теме ««Технологии телефонного консультирования детей и подростков», 72 часа.

Педагог-психолог Митракова Е.Н. прошла первый этап курсов для будущих супервизоров телефона доверия.

За индивидуальной консультацией специалистов центра обратилось 387 человек.

Проведено 10 групповых консультации, 154 родителями и педагогами по проблемам воспитания и обучения детей, с целью оптимизации внутрисемейных отношений.

Специалисты центра выступили на 62 родительских собраниях в классах и общешкольных (охвачено 920 человек), раскрыли такие темы как:

«Позитивное воспитание детей в семье», «Мой ребенок ждет ребенка», «Формирование чувства ответственности», «Адаптация к обучению в 1, 5 классе», «Жестокое обращение в семье», «Как привить детям желание учиться» и др.

Благодаря тесному сотрудничеству с отделением социальной реабилитации (ООО «ЦВТ-Верхнекамье») специалисты МОУ ЦППМСП «Созвучие» имели возможность ежемесячно выезжать в образовательные учреждения района и оказывать психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В 2011-2012 учебном году планируется дополнительное внимание уделить решению следующих задач:

  • расширение связей с образовательными учреждениями по оказанию консультативной и практической помощи всем участникам образовательного процесса;

  • повышение качества взаимодействия ПМПК и ПМП консилиумов ОУ;

  • повышение эффективности взаимодействия муниципальной службы примирения и школьных служб примирения;

  • проведение работы по профилактике суицидального и аддиктивного поведения, других форм авитальной активности несовершеннолетних;

  • проведение психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, находящихся в СОП, с привлечением специалистов заинтересованных служб и ведомств (выполнение бюджетных заданий по предупреждению социально опасных явлений среди учащихся);

  • аттестация педагогов МОУ ЦППМСП «Созвучие» на высшую квалификационную категорию.



И.о.директора МОУ ЦППМСП «Созвучие» Ю.А.Кнаус




Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconМуниципальное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвучие» г. Горнозаводска Отчет о работе моу цппмсп «Созвучие» за 2009-2010 учебный год
Муниципальное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconПсихолого-медико-педагогическая комиссия
Муниципальное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconМуниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвучие» г. Горнозаводска

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconI. Общие положения
Настоящий Устав регулирует деятельность муниципального общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconСокращенное наименование: мбоу цпмсс
Полное наименование: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconКоллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования моу цппмсп «Созвучие»
Моу для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconИнформация для родителей первоклассников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconГбоу для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Шенталинский центр психолого-медико-социального сопровождения

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconЦентральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга Информационный лист
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики...
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «созвучие» iconГ. Челябинска (мбоу цпмсс) Публичный доклад о деятельности мбоу цпмсс за 2012/2013 учебный год Директор мобу цпмсс
Полное наименование в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы