Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» icon

Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»



НазваниеКонкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
Дата конвертации03.10.2012
Размер80.39 Kb.
ТипКонкурс
источник

Конкурс методических разработок по программе

«Разговор о правильном питании»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»


Возрастная категория – 11 лет


Третья часть программы «Разговор о правильном питании» -

«Формула правильного питания»


Методическая разработка занятия по теме

«Столовый этикет»


Разработала:

Шабаева Татьяна Михайловна,

учитель географии и экологии

МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Адрес школы: 413440,

Саратовская область, р.п. Дергачи,

ул. Набережная, д.1.

Телефон: (84563) 21058.

Стаж работы в программе

«Разговор о правильном питании» - нет.


Дергачи

2010




Тема занятия: «Столовый» этикет


Цель: показать медицинскую обоснованность правил этикета, взаимосвязь культуры поведения и безопасности за столом, прививать навыки правильного поведения за столом; способствовать укреплению связи семьи и школы, лучшему взаимопониманию взрослых и детей.

Оборудование: яблоко, банан, апельсин, нож, тарелки, салфетки, карточки с правилами поведения за столом и их медицинским обоснованием, карточки с напечатанными правилами поведения за столом, на обратной стороне которых буквы, складывающиеся в слово «этикет», магнитная доска, телевизор и DVD – плеер, запись мультфильма «Вини-пух и все, все, все».

Предварительная подготовка: дети получают задание вместе с родителями продумать сервировку стола к семейному завтраку, обеду или ужину, к праздничному обеду, к полднику и т.д. (на выбор). На занятие приглашаются родители, они вместе с детьми должны сервировать стол и объяснить, почему стол сервирован именно так.

Ход мероприятия.

1.Вступление.

На экране телевизора – отрывок из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все…», серия, в которой Вини-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. После просмотра мультфильма учитель задает детям вопросы:

-Правильно ли вел себя Вини-Пух в гостях?

-Что бы вы посоветовали Кролику в данной ситуации?

-Как нужно вести себя в гостях?

Далее учитель объявляет тему занятия, и дети вспоминают понятие «этикет», о котором говорили на занятиях второй части Программы.




^ 2. Этикет: история и современность.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть описание званого обеда в честь именин двух Наталий – графини Ростовой и ее младшей дочери. Двенадцатилетняя Наташа, сидящая вместе с другими детьми за общим столом, хочет спросить, что будет на третье и не решается.

«- А вот не спросишь, - говорил маленький брат Наташе, - а вот не спросишь!

- Спрошу, – отвечала Наташа.

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери.

- Мама! – прозвучал по всему столу ее детски-грудной голос.

- Что тебе? – спросила графиня испуганно…

Разговор притих.

- Мама! Какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.

…Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.

- Вот я тебя! – сказала графиня.

- Мама! Что, пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно-весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.

Соня и толстый Петя прятались от смеха.

- Вот и спросила, - прошептала Наташа…»

А дальше описана реакция гостей на поступок Наташи: все смеялись, удивляясь непостижимой смелости и ловкости этой девчонки. Но в чем тут смелость? Согласно дворянскому этикету допущенные к столу дети должны вести себя чинно и тихо, не задавать вопросов, не позволять никаких реплик. Наташа нарушила эти правила, поэтому ее шалость и расценивают как дерзость. А если вспомнить описание обеда в книге М. Горького «Детство». Маленький Алеша Пешков получил ложкой по лбу только за то, что полез в миску со щами раньше деда. В доме мещанина Каширина были иные представления относительно поведения старших и младших во время обеда.

Действительно, понятия о правилах поведения за столом были не похожи не только в разные времена и у разных социальных классов общества, но даже у разных народов. И сейчас они далеко не одинаковы у всех народов. Представления о культуре поведения за столом в цивилизованном обществе на протяжении десятилетий постоянно менялись в сторону упрощения, становились более рациональными.

Вот отрывок из литературного произведения начала 18 века «Показание к житейскому обхождению»:

«Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси…

Пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его.

Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил.

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом».

Время, эпоха, развитие культуры общества постепенно сформировали новые представления о «столовом» этикете. Правила поведения за столом стали более обоснованными, простыми и рациональными.

И сама обстановка, и поведение окружающих во время еды совсем не безразличны для каждого сидящего за столом, для того настроения, аппетита, для всего процесса усвоения пищи. Вся обстановка приема пищи должна быть спокойной и возможно более эстетичной.

Очень большое значение имеет и оформление блюд. В Японии, например, существует даже обычай оформлять блюда в соответствии с временами года. Писатель В. Овчинников в рассказе «Ветка сакуры» рассказывает о том, что была осень, за окном пламенели листья клена, и ему подали бульон, в котором плавали тонко нарезанные в виде кленовых листьев кусочки моркови…

^ 3. Игра «Для чего нужны правила?».

Детям предлагаются карточки с правилами этикета и карточки с медицинским обоснованием правил этикета. Нужно соединить карточки по смыслу.

Правила этикета

Медицинское обоснование

  1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков

Это затруднит пережевывание пищи

  1. Не прихлебывай громко

В пищеварительную систему может попасть воздух

  1. Не ешь с ножа

Можно поранить губы и язык

  1. Нож держи в правой руке, а вилку в левой

Правая рука более умелая

  1. Не перебирай продукты в общем блюде

На коже рук могут быть микробы

  1. Во время еды старайся не разговаривать

Пища может попасть в дыхательное горло

  1. Сидеть за столом нужно свободно и прямо

Чтобы пища легко проходила по пищеварительному тракту

  1. Хлеб из общего блюда берут рукой

Это народная традиция


^ 4. Игра «Задай программу роботу».

Учащиеся делятся на три группы. Учитель дает задание группам: подробно рассказать, как правильно съесть банан, апельсин, яблоко. В конкурсе детям помогают родители. Учитель оценивает работу групп, напоминает детям, как нужно обращаться с ножом, затем дети демонстрируют правильную последовательность еды на настоящих продуктах.

Ответы:

Банан берут левой рукой за низ и надрезают верх ножом так, чтобы было удобно снять с него кожуру. Так как длинный банан без кожуры может сломаться, его очищают сначала только до половины. Едят банан, держа его рукой. Кожуру банана складывают на тарелку.

Апельсины и мандарины едят, надрезав кожуру и разделив мякоть на 5-6 частей, из которых потом отделяют по дольке.

Яблоко и грушу разрезают фруктовым ножом на тарелке вдоль на четыре или восемь частей. Затем их чистят и удаляют сердцевину. Эти куски больше не режут, а откусывают от них.

^ 5. Конкурс «Знатоки».

Объясните смысл пословицы «Воспитанный человек - не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделают другие».

^ 6. Конкурс «Кто больше».

Учащимся дается задание: записать в столбик как можно больше известных им правил поведения за столом. Выигрывает тот, кто последним закончит перечисление правил.

^ 7. Семейный конкурс «Пословицы».

Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о культуре питания, культуре поведения в гостях, гостеприимстве.

Например:

От хлеба-соли не отказываются.

В застолье скажешь, что знаешь.

За обедом соловей, а после обеда воробей.

Станут подносить – умей речь заносить.

Красному гостю – красное местечко.

Хозяева и с перстов насытятся.

Хозяин весел, и гости радостны.

  1. Практикум «Сервировка стола» (вместе с родителями).

Учащимся и родителям предлагается сервировать стол, используя для этого принесенную из дома посуду, скатерти, приборы. Каждой семье было дано домашнее задание: продумать сервировку стола к ужину, обеду, завтраку, к празднику. Затем дети объясняют, почему стол сервирован именно так и рассказывают о семейных традициях совместного приема пищи.

  1. ^ Итог занятия.

Учитель просит учащихся выбрать из имеющихся на магнитной доске правил поведения за столом те, которые в настоящее время устарели. Перевернутые карточки должны образовать слово «этикет».

Мойте руки перед едой

^ Зубов ножом не чисти

(Э)

Хлеб отламывать маленькими кусочками

За столом нельзя ни о чем расспрашивать взрослых

(Т)

^ Нельзя начинать есть без позволения старших

(И)

Нож нужно держать в правой руке, а вилку - в левой

Во время еды не чавкай

^ Более почетные гости должны сидеть на более высоких стульях

(К)

Детям нельзя вставать из-за стола без разрешения взрослых

(И)

Локти на стол не клади

^ Перед едой обязательно нужно помолиться

(Т)

Во время еды нужно сидеть прямо





Используемая литература:

  1. Елкина С.И. Азбука питания и воспитания. М., «Знание». 1977.

  2. Здоровье на тарелке/сост. Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Мн.: Красико-Принт, 2005.

  3. Михайлов В.С. и др. Культура питания и здоровье семьи/В.С. Михайлов, Л.А. Трушкина, Н.П. Могильный. – М.: Профиздат, 1987.

  4. Пословицы русского народа: сборник В.И. Даля. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007.





Похожие:

Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconКонкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
«Разговор о правильном питании» и соответствует теме «Кулинарная история». Реализация данной программы происходит на классных часах...
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconПоложение о муниципальном конкурсе семейной фотографии «Семейные традиции здорового питания» по программе «Разговор о правильном питании» Цели и задачи конкурса
«Семейные традиции здорового питания» по программе «Разговор о правильном питании»
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ртищево Саратовской области»
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый...
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconКонкурса "Разговор о правильном питании"
Моу «Ульяновская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconМастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной» Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»
Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании» с учетом исследовательской...
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» icon«Утверждаю» начальник управления образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Дергачи» Саратовской области (мкоу...
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconПубличный доклад директора моу «сош №2 р. П. Дергачи» Общая характеристика учреждения
Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconПриказ №73 «Об итогах муниципального дистанционного конкурса иллюстраций для книжки творческих работ участников 2-ой муниципальной Интернет-викторины «Разговор о правильном питании»
«Разговор о правильном питании» для учащихся 1-6 классов. В оргкомитет поступило и было рассмотрено 120 работ юных авторов из 8 образовательных...
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconКонкурса "Разговор о правильном питании"
Моу «Правдинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» iconТезисы Как известно, информатизация образования одно из направлений государственной политики России в области образования. Благодаря этому современная школа оснащается компьютерной техникой, имеется доступ в интернет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» (моу «сош №2 р п. Дергачи»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы