Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей
Дата конвертации03.10.2012
Размер367.83 Kb.
ТипПрограмма
источник


Утверждаю

Директор школы: Маляр Н.И.

01.09.2011 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»


Программа работы с семьей

«Содружество»


Целевые группы:

обучающиеся МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»,

родители обучающихся,

педагогический коллектив.

Срок реализации программы: 2012 – 2016 гг.

Автор: Шабаева Татьяна Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе


Р.п. Дергачи

2011 г.


Содержание

Пояснительная записка

3

Концептуальная часть программы

9

Система программных мероприятий

19

Критерии оценки и диагностический инструментарий

30

Литература

34




^ Пояснительная записка

Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади)

Главная задача школы – воспитание достойного гражданина нашей страны. С этой целью педагоги использует весь арсенал педагогических приемов и методов. Но без сотрудничества с родителями воспитание не может быть успешным.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве: положительные или отрицательные, какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.

К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Эти тенденции характерны для всей страны в целом, и для нашей школы в частности. Есть у нас семьи, находящиеся в социально-опасном положении, по сравнению с прошлым годом выросло количество неполных семей, число родителей, уклоняющихся от воспитания детей, выросло количество опекаемых детей, многодетных и малообеспеченных семей. Понятно, что в таких семьях не все благополучно. Часто дети из таких семей сами становятся «трудными».

Динамика изменения социального статуса семей в МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Статус учащихся

2008/2009

уч. год

всего 314 обучающихся

2009/2010

уч.год

всего 304 обучающихся

2010/2011

уч.год

Всего 300 обучающихся

2011/2012 уч.год

Всего 300 обучающихся

обучающиеся, состоящие на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних

4/3



4/6/4/



3/1/3/


3

обучающиеся, состоящие на внутришкольном учете

6/5

2/3

4/2

5

обучающиеся, часто пропускающие занятия по неуважительной причине

1


2/1


2/1


-

обучающиеся, склонные к употреблению ПАВ

1


1


0

0

Семьи, находящиеся в социально опасном положении

6/2

2/1

5/3

2

Дети из неполных семей

58

71

63

68

Дети, родители которых уклоняются от воспитания

2

2


1

2

Опекаемые дети

9/10

7

7

10

Дети из многодетных семей

54

51

39

46

Дети – инвалиды

2

3

3

2

Дети из малообеспеченных семей

128+25

122/140

123 (267)

171

Родители из неблагополучных семей чаще всего не хотят сотрудничать со школой в воспитании своего ребенка, не посещают родительские собрания, отказываются выполнять требования школы. Этим они показывают своим детям пример безответственности и безнаказанности. Кроме того, не обеспечивают ребенка самым необходимым: горячим питанием в школе, школьной формой, учебниками, школьными принадлежностями. И даже во внешне благополучных семьях часто случается так, что родители просто не знают, как воспитать в ребенке нравственно и физически здоровую личность.

В результате процесс обучения и воспитания затрудняется, школа не может в полном объеме выполнять свою образовательную и воспитательную функцию. Возникла необходимость пересмотреть формы взаимодействия с семьями обучающихся. Вопросы сотрудничества с семьей неоднократно рассматривались на педсоветах, семинарах, заседаниях МО классных руководителей. Педагоги пришли к выводу, что привлекать родителей к совместной работе необходимо, убедив их в пользе такого сотрудничества для ребенка. Родители должны поверить, что школа работает, прежде всего, в интересах детей. Родители должны сами захотеть придти в школу и привести за собой других, чтобы помочь педколлективу решать проблемы, возникающие в воспитании того или иного ученика.

Отличие программы «Содружество» от других программ по работе с родителями в том, что она предполагает равноправное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей. Активное участие в разработке основных мероприятий по реализации программы принял Управляющий совет школы. В своей реализации программа предусматривает пропаганду семейных ценностей, гармоничных семейных отношений, обоснование  родительского авторитета, сохранение и возрождение  отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, формировании в семье культуры здорового образа жизни. Программа предполагает сочетание традиционных и инновационных форм работы с родителями, причем предпочтение отдается интерактивным формам взаимодействия: анкетирование, диагностика, круглые столы, форумы на сайте школы по актуальным проблемам воспитания и т.д. В связи с тем, что родители заняты на производстве и не могут часто приходить в школу, предполагается шире использовать возможности Интернета для информирования, диагностирования, просвещения родителей.

Программа работы с семьей "Содружество" рассчитана на следующие целевые группы:

  • Обучающиеся МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»,

  • Родители обучающихся,

  • Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи».


Программа рассчитана на пять лет и будет реализована в четыре этапа:

  • организационно-подготовительный (2011 год), на котором будут подготовлены и обсуждены в коллективе и с родительской общественностью основные положения программы «Содружество», будут внесены коррективы в программу, затем программа будет утверждена директором школы;

  • практический (2012-2014 г.г.), на данном этапе будут реализованы основные мероприятия в рамках программы;

  • аналитический (2015 год), на данном этапе будет проводиться оценка эффективности проведенных мероприятий по предложенным ниже критериям и показателям, при необходимости в программу будут внесены изменения;

  • внедренческий (2016 год), на данном этапе будет продолжена реализация основных мероприятий программы, с учетом результатов оценки эффективности и внесенных изменений.

^ Концептуальная часть

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион.

Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.  

Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от   окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.

Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Содружество»,  которая позволяет скоординировать усилия  классных руководителей, администрации школы, учителей-предметников, социального педагога, психолога, других работников школы в работе с родителями.

В настоящее время педагогической наукой и педагогами-практиками изобретено много методов и технологий, усиливающих эффективность взаимодействия с семьей ученика. И придумать что-то новое довольно сложно. Инновационные подходы к содержанию программы заключаются в привлечении самих родителей к работе с родителями. Наиболее активные и сознательные родители обучающихся создают органы самоуправления, и целенаправленно и планомерно воздействуют на тех родителей, которые считаются «проблемными». Кроме того, меняются формы работы с родителями: чаще используются возможности интернета, социальных сетей. В школе вводятся электронные дневники, и родители имеют возможность оперативно знакомиться с оценками своих детей. На школьном сайте есть страничка для информирования родителей о деятельности образовательного учреждения. Ученики школы создали в социальной сети «Одноклассники» страничку, посвященную родной школе, и размещают фотографии учителей, сценки из школьной жизни и т.д. В то же время, сохраняются и традиционные, проверенные временем, формы работы с родителями:

    • Родительский лекторий

    • Нетрадиционные родительские собрания

    • Презентации семей, опыта родительского воспитания

    • День открытых дверей

    • Семейные праздники

    • Конкурсы, соревнования

    • Экскурсии, походы выходного дня

    • Выставка работ детского и родительского творчества

    • Дежурство родителей на дискотеках

    • Помощь в ремонте и оформлении кабинетов

    • Благоустройство и озеленение класса, школьной территории.

Цель программы: создание инновационной модели взаимодействия семьи и школы; максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определённую гражданскую позицию.

^ Задачи программы:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, его результатами (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы, электронные дневники);

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников, онлайн-тестирование родителей и детей, использование Интернета для быстрого и доступного общения с родителями);

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);

4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (привлечение родительской общественности для организации помощи семьям, испытывающим проблемы в воспитании детей, организация обмена опытом семейного воспитания через форумы, электронную почту, социальные сети);

5. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).

Для достижения поставленных целей в школе имеются необходимое кадровое, ресурсное, методическое обеспечение.

Кадровое обеспечение: в школе работает в настоящее время 29 педагогов, из них 23 педагога-предметника, социальный педагог, педагог дополнительного образования, психолог, старшая вожатая, администрация школы в лице директора и заместителей по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Кроме того, непосредственной работой с детьми занимаются школьный библиотекарь и медицинская сестра. Из педагогов школы 1 имеет звание «Заслуженный учитель РФ», 6 – знак «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования», 4 – победители конкурсного отбора в рамках ПНПО, 10 – имеют высшую квалификационную категорию, 11 – первую квалификационную категорию, 23 педагога имеют высшее образование, 2 – учатся заочно в вузах, 5 – средне-специальное образование.

Ресурсное обеспечение: в школе имеется 24 учебных кабинета, 16 из них оснащены компьютерами (рабочее место педагога), 7 кабинетов оснащены интерактивными комплексами. Есть компьютерный класс с интернетом и локальной сетью, кроме того, еще три кабинета подсоединены к локальной сети. Имеются 2 спортивных зала, спортивная площадка, тропа здоровья, актовый зал с музыкальным оборудованием, лицензированный медицинский кабинет, 2 музея, библиотека с медиатекой. Работает кабинет социально-психологической поддержки. В школе постоянно действует пресс-центр для родителей. Такое ресурсное обеспечение стало возможным, во многом, благодаря победе в 2006 году в конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО.

Методическое обеспечение: в школе разработана программа развития школы. Главной целью этой программы является создание условий для повышения подготовки человеческих ресурсов с учетом  образовательных потребностей населения.

Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности:

  • Создание условий для  улучшения здоровья обучающихся.

  • Обеспечение предоставления качественного общего образования в соответствии с социальным запросом населения.

  • Совершенствование системы воспитания, способствующей успешной социализации выпускников школы, повышению их гражданского самосознания.

  • Повышение эффективности управления качеством образования.

  • Создание условий для  обеспечения безопасности обучающихся и работников школы

На основе Программы развития школы создана концепция воспитательной системы школы, которая в 2005 году заняла 3 место во 2 областном конкурсе воспитательных систем общеобразовательных учреждений. Воспитательная система направлена на разностороннее развитие личности школьников, в том числе, и с помощью родительской общественности. В рамках концепции воспитательной системы разработаны целевые программы воспитания: «Здоровье и безопасность», «Семья», «Одаренные дети», «Профилактика правонарушений», «Профориентация», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Дополнительное образование детей». В 2010 году в связи с внедрением ФГОС НОО разработана программа внеурочной занятости обучающихся начальной школы.

В школе разработан комплекс локальных актов, регламентирующих воспитательную работу. По вопросам работы с семьей разработаны положение о родительском комитете, положение об Управляющем совете, положение о школьном конкурсе «Семья года», положение о кабинете психолого-педагогической поддержки, положение о родительском собрании, Программа родительского всеобуча.

Разработанная в 2008 году целевая программа «Семья» главной задачей ставила объединение усилий школы и семьи для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей. Основные мероприятия этой программы в настоящее время выполнены, многие мероприятия стали традиционными для школы и остаются актуальными и для программы «Содружество». Организован родительский всеобуч, задачей которого стало информирование родителей о трудностях школы в вопросах обучения и воспитания. В положении о родительском собрании главной целью родительских собраний прописаны информирование, инструктирование родителей о жизнедеятельности школы, о достижениях ребенка. Создана система социально-психологической поддержки семьи. В кабинете социально-психологической поддержки работает постоянный информационный стенд для родителей, психолог и социальный педагог постоянно приглашаются на собрания для консультации и психологической помощи. Психологом школы два раза в год проводится социометрическое исследование классных коллективов, которое показывает, какие дети являются изолированными в коллективах в деловом и досуговом общении. Результаты социометрии позволяют скорректировать индивидуальную работу классного руководителя с ребенком и его семьей.

Результаты социометрических исследований классных коллективов

МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Год

Общее количество обучающихся

Количество обучающихся, имеющие низкий рейтинг в классном коллективе

2008-2009

314

14/7

2009-2010

304

20/9

2010-2011

300

12/5

Сформирован пакет методик изучения семьи. Психодиагностическое изучение семьи и детей проводится школьным психологом совместно с классными руководителями с письменного согласия родителей. Особое внимание уделяется проблемным семьям: малообеспеченным семьям, семьям с низким уровнем воспитательных возможностей, семьям с дефектами воспитания (гипперопека, гиппоопека и т.д.), семьям, имеющим детей-инвалидов и другим категориям семей.

Психолог школы в своей работе с отдельными категориями семей использует следующие методики:

  • Диагностика семейной адаптации и сплоченности  - тест Олсона (FASES–3)

  • Опросник Басса-Дарки относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку
  • ^

    Опросник А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»

  • «Стратегии семейного воспитания» Сергея Степанова и др.


Для плановой диагностики используются тест Люшера (мониторинг школьной тревожности), социометрическое исследование классного коллектива, исследование уровня удовлетворенности родителей и обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева, исследование уровня воспитанности Н.П. Капустиной, исследование уровня развитости самоуправления в классном коллективе (М.И.Рожкова), изучение уровня социализированности личности обучающегося (М.И. Рожкова)

Результаты мониторинга удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы в «МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» (по методике А.А. Андреева)

Год

Коэффициент удовлетворенности

Степень удовлетворенности

2006-2007

2.7

средняя

2007-2008

3.0

Высокая

2008-2009

3.2

Высокая

2009-2010

3.2

Высокая

2010-2011

3.0

Высокая

Результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся школьной жизнью в «МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» (по методике А.А. Андреева)

Год

Коэффициент удовлетворенности

Степень удовлетворенности

2006-2007

2.7

средняя

2007-2008

2.8

средняя

2008-2009

3.0

Высокая

2009-2010

3.0

Высокая

2010-2011

2.9

Средняя

Результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся

МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» (по методике Н.П. Капустиной)

Год

Средний балл по школе

Степень удовлетворенности




Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2006-2007

4.2

4.4.

Хор

хор

2007-2008

4.2

4.4

Хор

хор

2008-2009

4.1

4.2

Хор

хор

2009-2010

4.1

4.3

Хор

хор

2010-2011

4.1

4.3

Хор

Хор

Создан Управляющий совет школы, куда вошли представители родительской общественности. Работает родительский комитет школы. Создана картотека методических материалов в помощь классному руководителю. Однако проблемы во взаимоотношениях семьи и школы остаются (обозначены в пояснительной записке).

Нормативная база для разработки Программы «Содружество»:

1.Конвенция ООН о правах ребёнка (1990 г.)

2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

3.Федеральный закон «Об образовании» (2005 г.)

7 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

8 Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.

9 Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи» на 2009-2011 учебный год

10 Школьная целевая программа «Семья» на 2009-2011 гг.


^ Угрозы и риски:

Недопонимание родительской общественностью актуальности проблем, решаемых Программой «Содружество».

Занятость родителей на производстве, вследствие этого - уклонение от активной школьной жизни.

Уклонение от воспитания детей в проблемных семьях.

^ Ожидаемые результаты:

  1. Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей.

  2. Постоянное функционирование психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

  3. Формирование культуры здорового образа жизни.

  4. Привлечение родителей к организации внеурочной занятости детей.

  5. Организация системы работы по формированию у обучающихся осознанного отношения к будущему, повышение степени удовлетворённости родителей и детей результатами работы школы и классного руководителя;

  6. Повышение уровня компетентности педагогов школы по вопросам работы с семьями обучающихся.

^ Мероприятия по осуществлению программы (практический этап)

№№

Мероприятия

Ответственные

Сроки

^ Диагностика семьи, изучение ребенка

1

Составление банка данных малообеспеченных, многодетных, опекаемых семей, семей, находящихся в социально-опасном положении для дальнейшей профилактической и коррекционной работы

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

2

Педагогическое наблюдение семей: группировка семей по уровню выявленных педагогических проблем

Психолог и классные руководители

В начале года

3

Проведение плановых диагностик детей: социометрическое исследование коллективов, мониторинг школьной тревожности, информирование родителей о результатах диагностики

Психолог и классные руководители

Два раза в год

4

Проведение диагностики семей по сформированному пакету методик

Психолог и классные руководители

По мере необходимости

5

Изучение и анализ уровня удовлетворенности родителей и детей жизнедеятельностью школы и работой классного руководителя

Заместитель директора по воспитательной работе

Один раз в год

6

Выявление уровня воспитанности обучающихся

Классные руководители

Два раза в год

7

Мониторинг школьной тревожности

Психолог

Дважды в год

8

Мониторинг уровня социализированности обучающихся

Заместитель директора по ВР

В конце года

9

Мониторинг развитости самоуправления в классном коллективе

Заместитель директора по ВР

В конце года

^ Учебный процесс

1

Проведение консультаций для родителей о методике организации помощи детям в освоении материала по предметам в индивидуальном порядке и на родительских собраниях

Учителя-предметники

По мере необходимости

2

Подготовка памятки для родителей по оказанию помощи детям в учебе в условиях модернизации учебного процесса

Психолог

2011 год

3

Составление программы деятельности для родителей детей, обучающихся на дому

Классный руководитель совместно с психологом

2011 год

4

Проведение открытых уроков, индивидуальных занятий для родителей с целью раскрытия особенностей учебной деятельности ребенка и демонстрации методики его обучения

Учителя-предметники

Ежегодно

5

Проведение Дня открытых дверей.

    1. Открытые уроки для родителей 1, 5, 10 классов.

    2. День науки для родителей детей, занимающихся исследовательской деятельностью

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе

Ноябрь

Март

6

Привлечение родителей к проведению учебных занятий и экскурсий: выступление с сообщением, рассказ о профессии, выполнение совместных заданий с ребенком, демонстрация наглядных материалов, подготовленных родителями, оценка знаний и умений детей

Учителя-предметники, классные руководители

Регулярно

7

Постоянное и своевременное информирование родителей о текущей и итоговой успеваемости, особенностях учебно-воспитательного процесса, изменениях в режиме школы и т.д. через: дневник, электронную почту, возможности школьного сайта, школьный пресс-центр, Уголка для родителей в классных уголках

Учителя-предметники, классные руководители

Постоянно

^ Внеучебная воспитательная работа

1

Привлечение родителей к совместной внеучебной деятельности в летний период: ремонт класса, благоустройство и озеленение школьного двора

Классные руководители

Летом

2

Проведение семейных клубов, посвященных Дню матери, Международному женскому дню

Классные руководители, члены родительских троек

Два раза в год

3

Привлечение родителей к проведению Дней здоровья: осенней спартакиады, Масленицы, Всемирного дня здоровья

Классные руководители, члены родительских троек

Три раза в год

4

Организация профориентационной работы: очное или заочное путешествие на предприятие, где работают родители, встречи с представителями разных профессий.

Классные руководители, родители

Регулярно

5

Организация и проведение классного конкурса «Самая классная семья»

Классные руководители, родители

Ноябрь

6

Организация и проведение школьного конкурса «Семья года»

Заместитель директор по воспитательной работе, родительский комитет

Декабрь-март

7

Приглашение родителей на творческие отчеты кружков

Руководители кружков, заместитель директора по воспитательной работе

Раз в год

8

Проведение открытых занятий кружков с привлечением родителей

Руководители кружков, родители

Регулярно

9

Привлечение родителей к организации работы кружков и секций, особенно в рамках внедрения ФГОС

Администрация школы

Ежегодно

10

Проведение фестиваля совместного творчества «Семья – источник вдохновенья», посвященного Дню семьи

Заместитель директора по воспитательной работе, родительский комитет,

Классные руководители

Раз в год

11

Привлечение родителей к организации и проведению конкурсов на лучшее новогоднее оформление класса, «Лучший уголок класса», «Самый зеленый кабинет», «Класс – образец для подражания»

Заместитель директора по воспитательной работе, родительский комитет

Ежегодно

12

Привлечение родителей к разработке локальных актов, касающихся воспитательной работы с детьми

Заместитель директора по воспитательной работе, родительский комитет

Регулярно

13

Организация для родителей встреч с психологом, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов на родительских собраниях

Классные руководители

По мере необходимости

^ Социально-психологическая поддержка семьи

1

Представление родителям подробной характеристики на ребенка, включающей информацию психолога, медика, учителей-предметников, классных руководителей

Классный руководитель

По мере необходимости

2

Формирование доверительных отношений между родителями и педагогами: совместное решение проблемных ситуаций, обсуждение программы развития ребенка, участие родителей в педконсилиумах, совместное решение всех проблем ребенка.

Классный руководитель

Постоянно

3

Знакомство родителей с возможностями профессионального выбора их ребенком

Классные руководители

По мере необходимости

4

Привлечение родителей к профориентационной работе с детьми: выявление и развитие способностей у ребенка; определение возможностей для получения профессии; участие родителей в уроке; знакомство с результатами труда ребенка.

Классные руководители

Постоянно

5

Показ достижений, динамики развития ребенка: выставки поделок, открытые отчетные уроки и занятия развивающего характера

Классные руководители

Постоянно

6

Помощь в организации летнего отдыха детей

Классные руководители

Ежегодно

7

Организация лектория для родителей по различным проблемам воспитания (при непосредственном общении, через электронную почту, блоги, форумы в Интернете)

Классные руководители, социально-психологическая служба школы

Регулярно

8

Проведение педконсилиумов по работе с проблемными семьями и детьми, составление плана работы с каждой такой семьей и ребенком

Социальный педагог, классные руководители.

Ежегодно

9

Консультации психолога для родителей

Психолог

По мере необходимости

10

Награждение на общешкольной линейке 1 сентября родителей, активно проявивших себя в течение года

Администрация школы

Ежегодно

11

Работа школьного уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

Администрация школы

Постоянно

^ Научно-методическая работа

1

Педагогические советы по проблемам взаимодействия семьи и школы:

  1. Организация взаимодействия с родителями обучающихся в условиях современной школы.

  2. Педсовет-тренинг «Как организовать и провести родительское собрание»

  3. Совместный с родителями педсовет «Точки соприкосновения семьи и школы: как найти их и использовать?»



Заместитель директора по УВР


Заместитель директора по ВР


Психолог



2010 год

2013 год

2014 год

2

Семинары и консультации для классных руководителей по вопросам взаимодействия с семьей

Заместитель директора по воспитательной работе

Ежегодно

3

Консультации для родителей по вопросам взаимоотношения со школой: оформление блога для родителей, организация работы форума для родителей по актуальным вопросам взаимодействия школы и семьи

Заместитель директора по воспитательной работе

По мере необходимости

4

Изучение и обобщение опыта работы педагогов с семьями: круглый стол по обмену опытом, проведение открытых мероприятий с родителями, оформление методических материалов из опыта работы педагогов школы, разработки нетрадиционных форм проведения собраний с родителями и т.д.

ШМО классных руководителей

2013 год

5

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя А.И. Григорьевой

ШМО классных руководителей

2011год

2014 год

5

Обновление картотеки публикаций и методической литературы по проблеме сотрудничества семьи и школы

Библиотекарь

Постоянно

^ Привлечение родительской общественности к соуправлению учебно-воспитательным процессом

1

Организация работы управляющего совета школы

Директор школы

Ежегодно

2

Организация работы родительского комитета

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Ежегодно

3

Участие членов родительского комитета в рейдах по проверке организации горячего питания, по сохранности школьного имущества, выполнению обучающимися Устава школы

Заместитель директора по воспитательной работе

Регулярно

4

Участие родителей- членов Управляющего совета в принятии решений, касающихся планирования учебно-воспитательного процесса, режима работы школы, других управленческих решений

Директор школы

Ежегодно

^ Организация взаимодействия родителей

1

Проведение благотворительной акции «Семья помогает семье»

Родительский комитет

Ежегодно

2

Организации обмена опытом воспитания в семье на классных родительских собраниях, на форуме.

Члены классных родительских троек

Регулярно

3

Организация психологической помощи проблемным семьям

Члены классных родительских троек

По мере необходимости

4

Профилактические беседы, рейды в проблемные семьи с целью профилактики асоциального поведения детей

Члены классных родительских троек

По мере необходимости

5

Организация общения родителей посредством форума на школьном сайте для обсуждения проблем

Заместитель директора по ИКТ, родительский комитет

Регулярно

6

Совместное участие в ремонте школы и благоустройстве школьного двора

Члены классных родительских троек

Ежегодно



^ Критерии оценки и диагностический инструментарий

Основными критериями и показателями эффективности реализации программы «Содружество» являются:

Критерии

Показатели

Как оценивать

Уровень просветительской работы с родителями

Наличие в школе программы просветительской работы с родителями.

Наличие утвержденной программы родительского всеобуча, разработанной по принятым нормам; наличие подтверждающих документов по проведению родительского всеобуча.

Уровень включения в просветительскую работу всех участников образовательного процесса.

Наличие в школе утвержденного графика проведения родительского всеобуча, охватывающего всех участников образовательного процесса

Включенность родителей в деятельность образовательного учреждения

Включение родителей в деятельность школы закреплено Уставом, локальными актами.

Наличие положения о родительском комитете, наличие положения об Управляющем совете образовательного учреждения, наличие планов работы органов школьного самоуправления.

Количество родителей, принимающих участие в деятельности школы (в %).

Количество родителей – членов родительского комитета и количество родителей – членов управляющего совета (в % от общего числа родителей школы)

Участие родителей в принятии управленческих решений

Участие родителей в принятии управленческих решений имеет место и оно поддерживается документально.

Протоколы заседаний родительского комитета и Управляющего совета

Информированность родителей о результатах образовательного процесса

Уровень информированности родителей о результатах образовательного процесса

Наличие электронного журнала и электронного дневника, смс-дневника; постоянное обновление школьного сайта (еженедельно); наличие блога или форума для родителей на школьном сайте.

Качество обратной связи («родители» - «образовательное учреждение»)

Наличие обратной связи родителей с образовательным учреждением прослеживается в аналитических документах, приказах, планах.

Справки по итогам проверок дневников обучающихся, копии протоколов классных родительских собраний.

Удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом в школе

Высокая степень удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя и деятельностью образовательного учреждения

Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения А.А.Андреева (часть 2)

Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью школы

Высокая степень удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью в школе.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А.Андреева

Развитость самоуправления в классном коллективе

1) включенность обучающихся в самоуправленческую дея­тельность;

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И. Рожкова

2) организованность классного коллектива;

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела;

Уровень социализированности личности ребенка

Повышение уровня социализированности личности ребенка

Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности,

нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову) (Утверждена приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 г. № 21)

Стиль педагогического руководства и сотрудничества с обучающимися

Оценка педагогического руководства классного руководителями обучающимися класса

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой

Уровень компетентности педагогов школы в вопросах взаимодействия с родителями

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах работы с родителями в процентном соотношении правильных и неправильных ответов на вопросы анкеты

Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя А.И.Григорьевой



Литература

1. Галкина Т.И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6 классах. Ростов н./Д: феникс, 2008.-313с.

2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.-368с.

3. Дерклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007.-302с.

4. Диагностика развития психики школьников/ Под ред.И.А. Чурикова. Чебоксары: Йошкар-Ола, 1998.

5. Михайлова Н.В. Формы работы с родителями //Справочник классного руководителя. 2007. №2.

6. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988.

7. Чанилова Н.Г. , Полякова Н.А. Контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга эффективности деятельности классных руководителей. Учебно-методическое пособие. – Саратов: СарИПКиПРО.- 2007. –16 с.






Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей icon«Утверждаю» начальник управления образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Дергачи» Саратовской области (мкоу...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconПубличный доклад директора моу «сош №2 р. П. Дергачи» Общая характеристика учреждения
Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 Г. Химки
План работы с семьей и родителями составлен в соответствии и для реализации школьной Программы по работе с семьей и родителями, утвержденной...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» График работы досуговой площадки в летний период 2012 года

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconТезисы Как известно, информатизация образования одно из направлений государственной политики России в области образования. Благодаря этому современная школа оснащается компьютерной техникой, имеется доступ в интернет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» (моу «сош №2 р п. Дергачи»)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconАналитическая справка по результатам работы моу «Школа №14» за 2008-2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» (с 01. 09. 2009г. «Основная общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 Р. П. Дергачи»
Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
Рейд родительского комитета совместно с ученическим самоуправлением «Внешний вид учащихся»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» (далее Учреждение) является
Саратова как муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5». Приказом отдела образования администрации Заводского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Степнокучукская средняя общеобразовательная школа» в школе функционируют следующие структурные подразделения
Постановления Администрации Родинского района Алтайского края №770 от 21. 11. 2011 года переименовать муниципальное образовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы