Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год icon

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год



НазваниеКонспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год
Дата конвертации03.10.2012
Размер73.29 Kb.
ТипКонспект
источник



Конспект

фрагмента урока по географии 11 класс

(социально- экономический профиль)

Учитель Кулушева Т.С.

МОУ « СОШ с. Алтата»


2011-2012 учебный год


Тема урока: Экономическая структура города


Цели урока: подвести к формированию понятие

« сектор городской экономики»; сформировать представление о модели Лоури, отражающей взаимосвязь секторов городской экономики и их влияние на рост людности города; сформировать умение рассчитывать индекс базовой занятости и индекс локализации, а так же предполагаемую численность населения города при известном росте базового сектора.

– развивать навыки расчета экономически показателей с помощью схемы; развивать навыки географического мышления


^ Тип урока: открытие новых знаний


Оборудования: компьютеры с выходом в Интернет


Новые понятия:


Базовый сектор

Обслуживающий сектор

Сектор домашнего хозяйства

Неформальный сектор

Индекс локализации

Городской мультипликатор

Зональный ограничитель

Пороговый ограничитель


^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Организация рабочих мест

Вводное слово и постановка учебных задач

При изучении предыдущей темы вы познакомились с закономерностями размещения городов и территорий. А закономерности существуют и в формировании структуры городской экономики, расположении жилых кварталов, магазинов, предприятий.

^ Главная задача данного урока - выяснить, что такое сектор городской экономики. И выяснить взаимосвязь всех секторов.


II. 1. Актуализация знаний

А) «Исторически происхождение городов связано с необходимостью сконцентрировать в одном месте функции, имеющие отношение к более широкой территории, нежели деревня…» исследователь Д.Гроу

- В чем основная причина стремления людей переехать в город?


- Какие основные функции имеют города?

2. по информации из Интернета определить какие крупнейшие промышленные предприятия и заводы имеются в городе Саратове.

^ Индустриальный портал МЕТАРROM.RU

3.- таким образом мы видим , что базовым сектором в экономике любого города являются промышленность , наука.

Базовый сектор обладает градообразующей ролью. Его предприятия производят товары и услуги, которые вывозятся (экспортируются) за пределы города. Доходы от их вывоза используются для закупки продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана динамика численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города в районе, стране, мире. К базовому сектору городской экономики относятся такие отрасли, как промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.

Слайд №4 – что составляет базовый сектор экономики города?

- Давайте обратимся к нашим консультантам у компьютеров и узнаем, какие вакансии ожидают нас в городе Саратове, при случае поиска работы.

- эти вакансии в основном представляют обслуживающий сектор экономики города слайд № 5

В состав обслуживающего сектора входят предприятия, обеспечивающие как базовый сектор (ремонтные мастерские, исследовательские организации), так и жизнь людей: химчистки, прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр.

- и естественно у трудоспособного населения занятого в базовом секторе экономики есть семья, которая состоит из ….

Сектор домашнего хозяйства — это неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Слайд №6

- таким образом делаем вывод, что экономика города состоит из трех секторов: базового сектора, обслуживающего сектора и сектора домашнего хозяйства.

^ 4. Практическая работа№1 «Определение секторов экономики нашего районного поселка Дергачи.»

( заполнение таблицы)

-, В городах менее развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор. В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты, не имеющие постоянной работы. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, газет, сувениров, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, т. е. работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим сектором.

^ 5. Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации, рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.



^ Модель Лоури
Слайд № 9-10

Городской мультипликатор: модель Лоури. Модель Лоури отражает взаимосвязь секторов городской экономики и их взаимное влияние на рост людности города. Развитие базовых производств ведет к расширению обслуживающих производств и росту занятости как в них самих, так и в секторе домашнего хозяйства.

Рассмотрим взаимозависимость секторов городской экономики на примере небольшого города, базовый сектор и базовая занятость в котором связаны с разработкой расположенного в окрестностях месторождения железной руды. Вывоз руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей и оборудование для функционирования базового сектора. Добыча руды ведет к развитию технологически связанных с ней производств: обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. На первых этапах рост занятости в базовом секторе происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Предположим, что для работы на руднике в город приехало 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие секторы городской экономики? Если семья каждого шахтера состоит из четырех человек (глава семьи — работник базового сектора, неработающая жена и двое детей), то численность населения города в целом увеличится на 400 чел. (в том числе базовый сектор — на 100, а сектор домашнего хозяйства — на 300 чел.). Таким образом, базовый мультипликатор равен 4. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это неизбежно приведет к росту занятости в обслуживающем секторе.

Как правило, рост сектора домашнего хозяйства на 10 чел. ведет к увеличению занятости в обслуживающем секторе на одно место. Таким образом, мультипликатор обслуживающего сектора равен 1/10. Очевидно, что каждый занятый в обслуживающем секторе имеет семью, члены которой, в свою очередь, должны иметь доступ к обслуживающему сектору, т. е. расширение обслуживающего сектора ведет к расширению сектора домашнего хозяйства и самого обслуживающего сектора. Так круги расширения численности населения города увеличиваются. Когда вырастут и выучатся дети шахтеров, они, вероятно, пойдут работать на предприятия базового и обслуживающего секторов, т. е. начнется новый круг роста всех секторов городской экономики.

При реальных подсчетах по модели Лоури используются такие понятия, как «зональный ограничитель» (предполагается, что жилищное строительство не может бесконечно расширяться и занимать земли, предназначенные для промышленных предприятий) и «пороговый ограничитель» (существуют пороговые значения численности людей, при которых создание предприятий обслуживающего сектора может считаться экономически оправданным — например, при росте населения на 1000 чел. возникает необходимость в строительстве поликлиники, а на 5000 чел. — больницы).

Предлагаем вашему вниманию формулу, по которой можно рассчитать предполагаемую численность населения города при известном росте базового сектора:

Слайд №11



где h — мультипликатор сектора домашнего хозяйства;

s — мультипликатор обслуживающего сектора.

Таким образом, при росте базового сектора на 100 чел. в первом круге расширения общая численность населения города вырастет до 667 человек:




^ 6. Практическая работа №2 « Определение численности населения

при росте базового сектора в первом круге расширения, во втором круге расширения

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовом и обслуживающем секторах будет сокращаться. Если власти не будут предпринимать меры — проводить региональную политику, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия властями решения о поддержке городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых производств, развитию соответствующей инфраструктуры, переквалификации кадров. Если же из за географического положения города (суровых природных условий, удаленности от экономических центров страны), специфических хозяйственных навыков и уровня образования населения новые отрасли «отказываются» мигрировать, горожанам может быть предложено переехать в более перспективные районы.


7. Закрепление

http://yandex.ru/schoolsearch?text=

cor.edu.27.rudlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-…

практик- тесты


8. Итог урока (Оценка работы обучающихся по умению добывать информацию для открытия новых знаниях


Новые термины

Базовый сектор

Обслуживающий сектор

Сектор домашнего хозяйства

Неформальный сектор

Индекс локализации

Городской мультипликатор

Зональный ограничитель

Пороговый ограничитель




Похожие:

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconСправка по результатам профильного анкетирования учащихся 9-х классов моу «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района рт» за 2010-2011 учебный год
Б класс-уч. 16 чел из них выбрали: физико- математический профиль-6 чел., естественно математический профиль-5 чел., социально- экономический...
Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconКонспект урока географии по теме «Рациональное использование природных ресурсов» Класс: 8 Учитель
Учитель: Нургалиева Роза Темуртасовна, учитель географии и экономики моу «Верхнебузанская сош»
Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconУчебный план 10 класса на 2008-2009 учебный год социально-экономический профиль

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconУчебный план 11-б класса на 2008-2009 учебный год социально-экономический профиль

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconКонспект открытого урока географии в 8 классе по теме «Климат России. Обобщение знаний»
Я, Ильина Наталья Евгеньевна, учитель моу сош №3 р п. Кузоватово, прибыла в ваш умный класс, с целью дать урок географии. Я рада...
Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2011/2012 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2011
Разработано государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический...
Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconНа 2012 – 2013 учебный год 10 социально экономический класс

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconУчебный план для обучающихся 10 а класса проект (социально-экономический профиль)

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconРасписание занятий сетевого ресурсного центра профильного обучения 10 класс (социально-экономический профиль)

Конспект фрагмента урока по географии 11 класс (социально- экономический профиль) Учитель Кулушева Т. С. Моу «сош с. Алтата» 2011-2012 учебный год iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2012/2013 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2012
Разработано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы