Пояснительная записка
Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата конвертации03.10.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4



Пояснительная записка

Данная программа в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющийся обязательным для изучения в 8 классе общеобразовательной школы. Программа составлена на основе Примерной программы по географии для основного (общего) образования с учетом требований государственного стандарта.

Концептуальные основы программы. Программа построена на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

^ Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».

^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе в 8 классе — 70 часов, из расчета 2-х часов в неделю.

^ Цели и задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Данная программа рассчитана на один учебный год.

Материал отбирается учителем согласно стандартам основного (общего) образования на основе учебника. Темы уроков запланированы согласно учебнику. Планируемые практические работы соответствуют примерной программе по географии и учитывают особенности оснащения кабинета географии и условиям нашей местности.

Программа реализует межпредметные связи с историей, экологией.

Учебный процесс построен традиционно: основной материал программы изучается на уроках, дополнительный материал – по желанию учащихся в виде дополнительных сообщений, рефератов, докладов, презентаций, буклетов. Режим занятий определяется общешкольным расписанием уроков. Дополнительные занятия по данному курсу не предусмотрены. Методы и формы обучения выбираются учителем в зависимости от уровня подготовки учащихся класса, конкретных педагогических условий. Формы контроля прописаны в содержании программы по каждому уроку.

^ Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования по карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности

Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, а также в процессе административных контрольных работ в конце каждого полугодия. Оценки выводятся по окончании полугодия. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов, в том числе онлайн тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с планируемыми образовательными компетенциями.

В программе применяются сокращения: гп – географическое положение, ГО – географическая оболочка, пгп – политико-географическое положение, ПТК – природно-территориальный комплекс. Жирным курсивом в программе выделены практические работы, которые подлежат обязательной оценке.

Программа состоит из следующих блоков: пояснительная записка, учебно-тематический календарный план, содержание курса, требования к уровню подготовки выпускников, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.


^ Учебно-тематический план

по географии

Классы: 8а и 8б.

Учитель: Шабаева Т.М.

Количество часов:

Всего – 70; в неделю – 2 час.

Плановых контрольных уроков – 4.

Административных контрольных уроков –

Практических работ – 27, из них оценочных - 8 .

Планирование составлено на основе Примерной программы по географии для основного (общего) образования.

Учебник: География России: учеб. для 8-9кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.И. Алексеева: в 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. – М.: Дрофа, 2008.

УМК:

  1. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8-9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Дронов В.П. Рабочая тетрадь / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.

Учебно-тематический план

№№

уроков

Наименование разделов и тем

Количество часов

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Фак.

^ Введение (1 час)

1

Что изучает география России

1




Записи в тетрадях







^ Раздел 1. Пространства России (6 часов)

2

Россия на карте мира

1

П.р. № 1. Сравнение географического положения России и Канады.

Выявление особенностей географического положения района своего проживания.



П.1







3

Границы России

1

Обозначение на контурных картах пограничных государств

П.2







4

Россия на карте часовых поясов

1

П.р. № 2. Решение задач на определение поясного времени.

П.3







5

Формирование территории России

1




П.4







6

Географическое изучение территории России

1

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

П.5







7

Тематический контроль по разделу "Пространства России"

1













8

Обобщение и коррекция знаний по разделу "Пространства России"

1













^ Раздел 2 Природа и человек (38 часов)

Тема 1. Рельеф и недра – 4 часа

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России

1




П.6







10

Особенности рельефа России

1

П.р. № 3. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики). Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).

П.7







11

Современное развитие рельефа

1




П.8







12

Использование недр

1

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

П.9







^ Тема 2. Климат - 5 часов

13

Общая характеристика климата России



1




П.10







14

Закономерности циркуляции воздушных масс

1




П.11







15

Распределение температур и осадков

1




П.12







16

Типы климата нашей страны

1

П.р. № 4. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

П.13







17

Климат и человек

1

П.р. № 5. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).

П.14







^ Тема 3. Богатство внутренних вод России-3 часа

18

Реки



1

П.р. № 6. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования

П.15







19

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1




П.16







20

Человек и вода




Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

П.17







^ Тема 4. Почвы - национальное достояние страны - 4 часа

21

. Почвы - "особое природное тело"

1




П.18







22

География почв России

1

Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования.

П.19







23

Почвы и урожай

1




П.20







24

Рациональное использование и охрана почв

1




П.21







^ Тема 5. Живая природа - 5 часов

25

Лесные богатства страны. География лесов России

1




П.22







26

Лес и окружающая среда

1




П.23







27

Безлесные пространства России - луга, тундра и степи

1




П.24*-25







28

Болота

1




П.26







29

Животный мир1







П.27*







^ Тема 6. В природе все взаимосвязано - 5 часов

30

Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК)

1




П.28







31

Свойства природных территориальных комплексов (ПТК)

1




П.29







32

Человек в ландшафте



1




П.30







33

Контроль знаний по изученным темам раздела "Природа и человек"



1













34

Обобщение знаний по изученным темам раздела "Природа и человек"



1













^ Тема 7. Природно-хозяйственные зоны - 8 часов

35

Учение о природных зонах

1




П.31







36

Безмолвная Арктика и чуткая субарктика

1

П.р. № 7. Описание природно-хозяйственных зон

П.32-33







37

Таежная зона

1

Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей

П.34







38

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

1

Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах (на территории своего края)

П.35







39

Лесостепи и степи

1

Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

П.36







40

Полупустыни, пустыни, субтропики



1




П.37







41

Многоэтажность природы гор

1




П.38







42

Человек и горы

1




П.39







^ Тема 8. Природопользование и охрана природы - 4 часа 

43

Основные принципы рационального использования природных ресурсов

1




П.40-41







44

Охрана природы и охраняемые территории

1




П.42







45

Тематический контроль по темам "Природно-хозяйственвые зоны" и "Природопользование и охрана природы"

1













46

Обобщение и коррекция знаний по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"

1













^ Раздел III.
"Население России" - 16 часов


47

Численность населения

1

Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

П.43







48

Изменение численности населения России

1




П.43







49

Половозрастной состав населения

1

Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации

П.44-45







50

Миграции населения

1

Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

П.47-48*







51

Территориальная подвижность населения

1




П.49*







52

География рынка труда

1

Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения

П.50







53

Этнический состав населения

1

Изучение таблицы приложения "Народы России" и схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам)

П.51







54

Этническая мозаика России

1

П.р. № 8. Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.

П.52







55

География русского языка

1




Записи в тетрадях







56

Религии народов России

1

Изучение на основе карты особенностей географии религий страны

П.53







57

Плотность населения

1

Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны

П.54







58

Расселение и урбанизация

1

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории

П.55







59

Города России

1

Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

П.56







60

Сельская Россия

1




П.56







61

Тематический контроль по разделу "Население России"

1













62

Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"

1













Контроль знаний – 4 часа

Резерв времени – 4 часа
  1   2   3   4




Похожие:

Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка к ооп ноо раскрывает
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Хорошенской средней общеобразовательной...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 7 > Учебный план 8
Пояснительная записка 4
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка iconДокументи
1. /География/Пояснительная записк10 класс.doc
2. /География/Пояснительная...

Пояснительная записка iconПрограмма «Муравей». Пояснительная записка стр
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка iconДокументи
1. /отчёт/otchet_klassnogo_rukovoditelya2/Пояснительная записка.doc
2. /отчёт/Цифровой...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №19» на 2011 2012 учебный год Общие положения
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №19»
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы