Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 icon

Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1



НазваниеОбразовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1
Дата конвертации30.10.2013
Размер227.03 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

2.4. Образовательная программа и методическая

разработка раздела образовательной программы


2.4.1. Образовательная программа1 – это нормативный документ, определяющий уровень и направленность общего образования, излагающий цели, содержание и способы деятельности государственных органов власти и управления в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения по удовлетворению образовательных потребностей социальных заказчиков и в достижении более высоко уровня образования в целом.

Образовательная программа включает такие компоненты как: образовательную область (темы), цели, задачи освоения программы, принципы отбора содержания, субъекты образовательного процесса, ресурсно-структурированный план действий, инструментарий, источники финансирования, сроки реализации программы, ожидаемые результаты, средства диагностики, контроля и экспертизы.

^ Учебная программа. Учебная программа является основным носителем содержания и средством обучения. Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру: пояснительная записка, содержание курса, структура деятельности, контролирующие материалы, учебный план и учебно-тематическое планирование, дополнительная информация.

Пояснительная записка учебной программы содержит принципы отбора содержания, цели обучения и требования к уровню подготовленности обучаемых. Сформулировать принципы – это значит описать Ваш курс, так чтобы у выбирающих его и обучающихся по нему создалось о нем правильное представление. Принципы построения Вашего курса - это своеобразная реклама программы. Цели формулируются так, чтобы имелась возможность проверить их достижение, т.е. они должны быть диагностичными.

Требования к уровню подготовленности обучаемого содержат все три компонента содержания образования: знания, способы деятельности и эмоционально-ценностные аспекты, которые обычно представлены в виде трех или шести уровневой шкалы.

В содержание программы включается описание разделов и тем, которые связаны между собой на основе принципов или метода обучения. После каждой темы описывается конечный результат деятельности, система практикумов и семинаров с указанием использованной литературы. Содержание программы включает тематическое планирование и учебный план курсов. Структура деятельности обучаемого тесно связана с содержанием и включает современные формы деятельности по изучению данного предмета. Обычно – это новые модели подготовки школьников: уроки - мастерские, семинары, практикумы, конференции, круглые столы, студии, открытые уроки, формы деятельности в межсессионный период и другое.

Контролирующие материалы – то, чему должен научиться обучаемый и как это будет проверяться. Обычно выделяют формы текущего и итогового контроля: анкеты, опросники, контрольные срезы, конспект урока, контрольные вопросы, зачет, экзамен, проектные работы, тесты и другое.

Дополнительная информация включает рекомендуемую литературу, информацию о конкурсах, требования к рефератам, проведении конференций, в которых могут принять участие учащиеся и другое.

Компьютерная презентация раздела образовательной или учебной программы может представлять собой: 1) паспорт образовательной или учебной программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающие наиболее значимые темы или разделы авторской разработки; 2) образовательный проект как модуль образовательной программы.


2.4.2. Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы

  1. Пояснительная записка:

Представляются особенности (смыслы) образовательной или учебной программы, к которой составляется учителем методическая разработка

  1. Цели и задачи раздела

Могут быть представлены в виде триединой дидактической цели:

- познавательной: (знания и предметные умения)

- развивающей (способы деятельности, мыслительные операции)

- воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания)

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

– научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

– умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;

– коммуникативные и информационные умения;

– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

– способность к контролю и самоконтролю;

– способность к творческому решению учебных и практических задач.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

6. Система знаний и система деятельности:

Система знаний включает в себя

- общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);

- знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)

- фундаментальные знания из конкретной предметной области;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии. Данный тип знаний включает ориентировочный материал в дополнение к базовому. В программе эти знания могут быть представлены в нескольких вариантах с тем, чтобы учителю и ученикам было лучше выбрать для себя наиболее подходящий.

Система деятельности включает:

1. ^ Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.

2. ^ Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.

3. ^ Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. ^ Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

Оба рассмотренных компонента раздела программы прописываются по каждой теме разделу как в виде двух чередующихся модулей, так и в мешанном виде.

7. Поурочное планирование по разделу

8. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем. Его примерная структура:

• тема урока, класс, дата проведения;

• тип урока;

• цели урока;

• оборудование и материалы к уроку;

• фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников (понятия, теории, закономерности и т.п.);

• главная проблема урока;

• этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;

• задания ученикам на каждом этапе урока;

• предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата);

• рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, слайды;

• задание ученикам по рефлексии их деятельности;

• формы контроля и оценки результатов урока;

• задания на дом;

• рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, адреса в сети Интернет и т. п.)

8. Список литературы

^ Таблица 6

Критерии оценки методической разработки раздел

образовательной и учебной программы




Требования к программе

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1

Соответствие целей и задач методической разработки общему смыслу образовательной или учебной программы




2

Новизна представляемой методики




3

Полнота содержания учебного материала по разделу программы




4

Уровень теоретического осмысления и анализа существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы




5

Личностно-ориентированная направленность представляемых в разработке методов и методических приемов




6

Связность или систематичность содержания учебного материала в разработке




7

Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям




8

Соответствие методов обучения поставленным целям и возрастным особенностям учащихся




9

Контролируемость итоговых результатов освоения раздела программы




10

Реалистичность методической разработки с точки зрения времени, отведенного на изучение раздела






^ 2.4.3.Программы дополнительного образования детей2. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные образовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

^ Содержание дополнительных образовательных программ. В нормативных документах установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образова­тельных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке, согласно п. 3 ст. 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, вос­питания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

  • современным образовательным технологиям, отраженным, в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и твор­честву; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечес­твенной культур; целостность процесса психического и физического, ум­ственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

^ Структура программы дополнительного образования детей. Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса,

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

На титульном листе рекомендуется указывать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образователь­ная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной про­граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описание тем (теоретичес­ких и практических видов занятий).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Список использованной литературы.


2.4.4. Требования к написанию программ воспитания учащихся в ОУ. Программа представляет собой документ комплексного характера, отражающий единую модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий исходное состояние процесса, образ его желаемого будущего, а также состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. В рамках аттестации могут быть рассмотрены:

  • комплексные программы, отражающие целостный, многонаправленный процесс воспитания личности в образовательном учреждении (например, программа развития воспитания школьников);

  • целевые программы воспитания, отражающие одно из направлений воспитательной деятельности (например, программа патриотического воспитания учащихся)

Структура оформления программы содержит основные компоненты:

    1. ^ Пояснительную записку, где дается обоснование актуальности заявленной тематики, дается краткая характеристика особенностям образовательного учреждения.

    2. Аналитическое обоснование, где на основе диагностических данных образовательной среды учреждения выявляются противоречия, сильные и слабые стороны воспитательного процесса.

    3. Цель и задачи программы

    4. Концептуальные основы, содержащие ключевые теоретические положения программы, принципы и подходы педагогической деятельности.

    5. Нормативно- правовое обеспечение реализации программы, которая предполагает перечень основных нормативных документов, включая локальные акты образовательного учреждения, способствующие реализации базовых положений программы

    6. ^ Механизм реализации программы, где раскрывается поэтапная технология деятельности, указываются формы воспитательной работы, новообразования в педагогической практике, появление которых предусматривает содержание программы.

    7. ^ Изучение результатов деятельности в рамках реализации программы, которое содержит комплексную оценку деятельности педагогического коллектива на основе определенных критериев и показателей.

    8. Библиография.

    9. Приложения.



2.4.5. Требования к написанию социальных проектов. Под социальным проектом следует понимать краткосрочную программу действий, направленную на улучшение какой – либо ситуации социального пространства, непосредственно влияющего на формирование и развитие личности.

Структура написания социального проекта включает следующие компоненты:

Введение, где должна быть показана актуальность проблематики проекта для конкретного социально-педагогического сообщества.

Целеполагание, которое определяет ключевые итоговые ориентиры – образы (цель) и пути их достижения (задачи).

^ Структурно-функциональное обоснование, где рассматривается четкое распределение ролей и функций между участниками проекта.

Содержание и механизм реализации проекта, обозначающее ключевые аспекты планирования работы в рамках проекта, а также методы, формы и алгоритм проектной деятельности.

^ Оценка результативности, где рассматривается ожидаемый результат, его критерии, показатели и перспективность.

При успешном прохождении аттестации по итогам курсовой подготовки руководящих работников ОУ (заместителей директоров ОУ по воспитательной работе, заместителей директоров УДОД), претендующих на высшую квалификационную категорию, экзамен в форме компьютерного тестирования и защита программы засчитываются как первое направление аттестации – определение профессиональной компетентности.


^ 2.4.7. Презентация психолого-педагогической технологии как форма прохождения аттестации. Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова, технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

^ Психолого-педагогическая технология понимается как определенная система содержания, средств, и методов обучения и воспитания; система содержания, форм и методов работы психолога, направленных на решение психологических задач. (по Р.В. Овчаровой)3

Психолого-педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим принципам (критериям технологичности).

Концептуальность. Каждая психолого-педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения целей (профилактических; развивающих, психокоррекционных и т.п.)

Системность. Психолого-педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Психолого - педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса (психопрофилактического, коррекционно-развивающего и т.п.), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) психолого-педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их преодоление возможно, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности педагога- психолога с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачами конкретного случая.

^ Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

^ Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка.

^ Технология психопрофилактики - это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем.

^ Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Однако средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ. беседа, лекция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.)

^ Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов их решения.

^ Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических и психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

^ Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов. социального педагога, психолога и ребенка), которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

^ Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный целенаправленный процесс их возращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения, в результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.

^ Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных различными технологиями (например, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

^ Презентация психолого-педагогической технологии в настоящее время рассматривается как альтернативная форма оценки профессионализма педагога-психолога, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие высшей квалификационной категории, подтверждение первой и высшей категории.

^ Признаками психолого-педагогической технологии являются:

  • наличие цели;

  • наличие комплекса диагностических средств, позволяющих своевременно проводить оценку психического развития ребенка, отслеживать результативность деятельности и эффективность психолого-педагогического воздействия и др.;

  • закономерности структурирования взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства (детьми; подростками; педагогами; родителями; администрацией и т.д.), позволяющие проектировать процесс изменения (развития; психопрофилактики; социально-психологической адаптации; психокоррекции; психологического сопровождения; поддержки и т.д.);

  • система методов, средств и условий, гарантирующих достижение поставленных целей;

  • анализ процесса и результатов деятельности, свидетельствующие об эффективности работы.

Структура описания психолого-педагогической технологии включает в себя:

  • название технологии;

  • основные концептуальные положения (с указанием авторов);

  • основная цель;

  • особенности процессуальных характеристик (основные этапы работы; система применяемых методов и средств на каждом из этапов и т.д.)

  • наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать программы (профилактические; коррекционно-развивающие и т.д.), циклы занятий, дидактические материалы и др.);

  • анализ результативности деятельности по итогам психодиагностических обследований (сравнения результатов; мониторинга уровня развития обучающихся (воспитанников) и т.д.)

^ Таблица 6

Критерии оценки презентации психолого-педагогической

технологии


№п/п

Критерий

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1

Актуальность, целесообразность, обоснованность применения психолого-педагогической технологии.




2

Определение целей и задач психолого-педагогической технологии.




3

Наличие четко прослеживаемой системы психологической работы, поэтапность, взаимосвязь и взаимное дополнение ее направлений, видов и форм.




4

Единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности.




5

Наличие комплекса диагностических средств, позволяющих своевременно проводить оценку психического развития ребенка, отслеживать результативность деятельности и эффективность психолого-педагогического воздействия и др.




6

Эффективность психолого-педагогической технологии (количественно-качественные показатели), анализ за последние 3 года работы.




7

Соответствие применяемой педагогом-психологом технологии программе развития ОУ и контингенту обучающихся.




8

Аргументированный анализ итоговых результатов работы, самоанализ и перспективы деятельности в ОУ.




9

Ясность, логичность, последовательность изложения.




10

Умение представить полученные результаты на презентации, грамотность ее оформления.







1 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., Высшая школа, 2006. – 512 с. (стр. 82 – 84)


2 См. приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844. Нормативно-правовой аспект.


3 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.психол. фак. университетов 2-е изд., стер. – М.:Изд. центр «Академия», 2005.- С.7-8.




Похожие:

Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconОбразовательная программа I. Образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа ориентирована на выполнение обучающимися федерального государственного стандарта 2004 года 1 г класса и...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 р п. Степное Советского района Саратовской области
Она определяет условия построения и стратегию развития образовательной среды школы. Образовательная программа является логическим...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 р п. Степное Советского района Саратовской области
Она определяет условия построения и стратегию развития образовательной среды школы. Образовательная программа является логическим...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/1 пояснительная записка МБОУ СОШ ь9.docx
2....

Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ ь 34/Основная образовательная программа...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /Примерная основная образовательная программа ОУ/Базисный учебный план.pdf
2....

Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconКонанова Светлана Васильевна Директор филиала «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования оу» Модуль «основная образовательная программа
«Проектирование основной образовательной программы начального общего образования оу» Модуль «Основная образовательная программа начального...
Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1 iconДокументи
1. /Образовательная программа Школа 2100/Образовательная программа школа2100.docx
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы