Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе icon

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе



НазваниеМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
Дата конвертации19.10.2012
Размер112.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Методические рекомендации

по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе


Методические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе


в 2010/2011 учебном году


Москва 2010

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по литературе и призваны помочь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по организации, проведению и подведению итогов олимпиад по литературе, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, примерные критерии оценивания работ участников олимпиад, а также рекомендации по разработке олимпиадных заданий.

Центральная предметно-методическая комиссия по литературе выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу Fedorov@russlo.ru в центральную предметно-методическую комиссию по литературе.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010/2011 утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по литературе.


Председатель центральной Л.В. Тодоров

предметно-методической комиссии

по литературе

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников

2010/2011 учебного года


При разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года следует опираться на соответствующие разделы Положения о всероссийской Олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), (п.п. II-III), а также на данные методические рекомендации.


Требования должны состоять из следующих разделов:

  1. Форма проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

  2. Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

  3. Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

  4. Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

  5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

  6. Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.


^ Примерное содержание данных разделов.


Форма проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады – письменная творческая работа.

Каждый из этапов проводится в один день и состоит из одного тура. Оргкомитет соответствующего этапа принимает решение – какой из трех вариантов (или их комбинация) будет использован при проведении олимпиады: 1) комплексный анализ прозаического текста; 2) интерпретация поэтического произведения (или сопоставительный анализ стихотворных текстов); 3) вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание. Возможно также предоставление участникам Олимпиады права выбора одного из данных трех вариантов.

Организационное обеспечение процедуры проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по литературе осуществляет Оргкомитет.

Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей Оргкомитета школьного (или муниципального) этапа Олимпиады по литературе и членов Жюри.

Участники пишут творческую работу в течение 4 астрономических часов.

Для осуществления контроля над проведением школьного (или муниципального) этапа Олимпиады по литературе рекомендуется пригласить учителей - не специалистов в области литературного образования.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются Жюри.

Жюри школьного (или муниципального) этапа, согласно Положению об Олимпиаде, оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает совместно с Оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции.

На школьном и муниципальном этапах Олимпиады по литературе целесообразно применять систему оценивания, используемую на заключительном этапе Олимпиады по литературе.

^ Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе включает в себя следующие требования:

    • Для подготовки соответствующего этапа Олимпиады (распечатки заданий) необходима множительная техника – принтеры и копировальные аппараты - в достаточном количестве;

  • Участники Олимпиады должны быть обеспечены отдельными помещениями для работы по классам;

  • Каждый участник должен сидеть за отдельной партой;

  • Необходимы проштампованные тетради (12 или 18 листов) в клетку в достаточном количестве (по 2 на каждого участника и необходимый резерв); ручки синего цвета – не менее 2 шт. на каждого участника;

  • Жюри должно быть обеспечено отдельным помещением для работы, компьютером с подключением к Интернету, принтером, карандашами, ручками красного и синего цвета;

  • Необходим сейф для хранения работ участников;

    • Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся удаляется с Олимпиады.

^ Подведение итогов школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится в соответствии с Положением об Олимпиаде (п.п. 23-28, 33-38).

В заключение школьного этапа Олимпиады по литературе подводятся итоги: оглашение имен победителей и награждение их в торжественной обстановке. В приказе по школе отмечаются учителя, классы и отдельные ученики, добившиеся лучших результатов. Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.

Кроме анализа результатов Олимпиады по классам, используются и другие формы распространения информации об Олимпиаде: школьная радиопередача, специальный выпуск школьной газеты и т.д.

Победители школьного этапа допускаются к очередному муниципальному этапу Олимпиады.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады по литературе.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами. Победители данного этапа допускаются к очередному (региональному) этапу Олимпиады.

В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург муниципальный этап Олимпиады по литературе проводится в соответствии с их административно-территориальным делением.

Методическая комиссия обобщает опыт проведения данного этапа Олимпиады, представляет отчет об итогах, составляет рейтинг работ.


Методические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе 2010/2011 учебного года


Проведение школьного и муниципального этапов Олимпиады нацелено на выявление литературно-одаренных учащихся, их отбор для участия в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Задания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников распределены на 3 тура: 1 тур - комплексный анализ прозаического текста; 2-й тур - интерпретация поэтического произведения; 3-й тур - вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание.

Разработчики заданий для школьного и муниципального этапов Олимпиады по литературе могут выбрать любой из трех туров (вариантов), предложив участникам Олимпиады выбор (1 тур, 2 тур или 3 тур), или составить комплексный вариант, включающий типы заданий первого, второго и третьего туров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

^ Содержание заданий первого варианта (комплексный анализ прозаического текста) в основном должно быть ориентировано на материал русской классической литературы.

Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на незнакомый или малознакомый текст русского писателя XVIII-XX вв.

Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности в интерпретации и оценке литературных произведений, умения аргументировано строить рассуждение, составлять отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо прежде всего ориентироваться на имена русских классиков, то есть иметь в виду ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы.

Конечно, жизнь величайших творений художественной словесности исполнена исторической динамики и содержание их в каждую эпоху может звучать по-новому, открывая бесконечные глубины смыслов и простор для читательской интерпретации. Но для решения основных задач данного тура Олимпиады при выборе художественных текстов необходимо обратиться не к произведениям, входящим в школьные программы и текстуально изучаемым на уроках, а к малознакомым произведениям известных авторов или к произведениям незаслуженно забытых потомками писателей XVIII-XX вв.

^ Второй вариант заданий (интерпретация поэтического текста) также имеет целью выявление творческих способностей учащихся, их восприятия и оценки поэтического текста, определение их знаний по теории и истории литературы, общего культурного уровня и развития речи.

В этом туре участникам Олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов XVIII-XX вв. Безусловно, и здесь особое внимание следует обращать не на «программные» произведения, названные в Государственном образовательном стандарте и предназначенные для текстуального изучения на уроках литературы, а менее известные стихотворные тексты, принадлежащие русским классикам. При выборе вариантов для сопоставления нужно четко определить, на каких основаниях предполагается данное сопоставление: принадлежность к одному литературному направлению, обращение к одной исторической эпохе, тематическая близость, сходство лирических героев, общность жанра и т.п. Возможно также сопоставления двух произведений одного автора.

При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Следует избегать формализма при подходе к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингвостилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные содержательные обобщения.

^ В третьем варианте школьникам предлагаются задания, направленные на выявление их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, начитанность, знание фактов историко-литературного процесса, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико-литературные понятия.

Задания третьего варианта, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного.

По содержанию задания многообразны – от определения авторства текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д.

Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и задания, требующие творческого подхода.

Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства. Поэтому в заключительном туре олимпиады ее участникам предлагаются задания, содержание которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д.


Конкретные примеры заданий всех типов можно найти в следующих изданиях:

  1. Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.

  2. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.

  3. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

  4. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.

  5. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.

  6. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.

  7. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2009.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.

Критерии оценивания

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.


Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.


Третий вариант (задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

- знание текстов художественных произведений – до 10 баллов;

- владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов;

- историко-культурная эрудиция – до 5 баллов;

- правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов.

Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.

Оценка ставится за каждое задание.

Общая сумма баллов – 50.




Похожие:

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 уч году

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии
Олимпиады должны быть организованы в соответствии с принципами современной педагогической науки, а разработку методических основ...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года
Ие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по истории и призваны помочь соответствующим...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе iconПоложение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02. 12. 2009 №695, и с учетом рекомендаций...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы