Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году



НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году
Дата конвертации19.10.2012
Размер165.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010/2011 учебном году


Москва 2010


I. Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения

Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 5-6-х, 7-9-х, 10-х и 11-х классов.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

  • коммуникативные умения и навыки;

  • творческие способности.

Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них. Такая задача обусловливает и требования к олимпийским заданиям. Они должны быть разнообразными по форме и содержанию. Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, охватывающих все уровни языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся и способность кратко, точно, логично и аргументировано выразить мысль.

Задания могут следовать в произвольном порядке. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности, переключения внимания и степенью сложности.

Желательно, чтобы региональные методические комиссии включили в задание 2 – 3 вопроса, связанные с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями.


^ II. Формулировка заданий

Формулировки заданий должны быть четкими, ясными.

В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Все это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.

В большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.

Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ-рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику Олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.


^ III. Типы заданий

Задания условно можно объединить в три больших блока, в составе которых они будут охарактеризованы в дальнейшем: тесты, задачи, творческие задания. В каждом блоке рассматриваются примеры возможных заданий.

1. Лингвистические тесты

К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.

Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…, и др.).

К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме:

А) Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах.

Ветхий, дешёвый, дикий, славный.


Б) Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.

В) Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].

В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.

Г) Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба?

Д) Прочитайте фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в тексте все слова, употребленные в переносном значении.

Заглянул бы кто-нибудь к нему [Плюшкину] на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси.

Е) Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.

Ж) С какой целью в письменном тексте могут употребляться кавычки? Приведите известные вам примеры использования кавычек.

З) Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия:

(1) Гой ты, Русь, моя родная,

(2) Хаты – в ризах образа...

(3) Не видать конца и края –

(4) Только синь сосет глаза.

(С. Есенин.)


2. Лингвистические задачи

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем "правила языка", мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

В данном случае под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развернутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом.

В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задания рассматриваются далее в составе нескольких групп.

I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:

А) В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

^ Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.

Б) Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?

^ В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

В) В одном ли значении употребляется выделенное слово в разных произведениях А. С. Пушкина? Определите значения этого слова.

  • ^ Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью, в жалком состоянии («История села Горюхина»).

  • Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар («Дубровский»).

  • Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню… («Дубровский»).

  • ^ Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь («Капитанская дочка»).

Г) Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите значение выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в речи персонажа?

^ Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Д) Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.


II. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.

^ 1) От правил и структуры языка к конкретному факту. Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

А) Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия, парламентарий. Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.

Б) Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.

В) Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.

^ 2) От системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить вместо трех точек»:

Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.

И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие, улавливавшие, смекавшие, смыслившие) и азбуки … (воинского, военного, войскового) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий, незначительный, ничтожный, мелкотравчатый) французишка, имевший … (удачу, успех, счастливый конец, счастье) только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)


III. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

^ 1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике:

А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.

Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы

Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.

Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины

В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность? Аргументируйте свою точку зрения.

Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: перёд, впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, предупредить, предо мной?

Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация:


А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры: гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище. Мотивируйте свой ответ.

Б) Найдите общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, реципиент.

В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?

При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.

^ 2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.

Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным:

А) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Б) Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в словах уж, невтерпеж и замуж нет?

В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и разберите его по составу.

Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит вооружен.

Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. Смотрю не насмотрюсь.

Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и употреблению в речи.

Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):


А) Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.

Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.

В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение, обстановка») и среда2 («третий день недели»)?

Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите словообразовательные и грамматические отличия этих слов.


IV. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

А) В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение.

Б) Какие черты диалектного произношения называются терминами оканье, еканье, цоканье? Приведите примеры.

В) Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Каждое задание должно иметь четкую систему оценивания по определенным параметрам, которые разрабатываются предметной методической комиссией. Каждое задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.


Творческие задания

Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп.

1. От модели текста к тексту. Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.

Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.

2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.

Традиционно в число творческих испытаний на городской и районной Олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.

А) Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествования. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.


Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.

В эту группу могут войти задания из области стилистики и синтаксиса, предполагающие сопоставительный анализ разных по содержанию текстов.

Б) Прочитайте фрагменты романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и найдите в них слова с уменьшительными и оценочными суффиксами. Какие значения выражают эти суффиксы? Какие слова текста помогают это определить? Обобщите свои наблюдения в виде вывода, оформив его как многочленное сложноподчиненное предложение.

Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.


Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.

Движение мысли «от текста к тексту» может подразумеваться и в других творческих заданиях. К ним можно отнести:

  • преобразование, творческую переработку текста;

  • перевод древнего текста;

  • создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.

Независимо от вида задания его выполнение оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.


^ Дополнительные конкурсы

В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады могут проводиться дополнительные конкурсы, призванные развивать разнообразные навыки владения русским языком. Победа в этих конкурсах не дает участникам права на участие в следующих этапах олимпиады, однако служит стимулом к дальнейшему изучению русского языка. Такими мероприятиями могут быть:

конкурсы ораторов;

турниры поэтов;

защита рефератов

и др.

Внеконкурсные мероприятия

В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады желательно также проводить внеконкурсные мероприятия:

экскурсии;

тематические выступления художественной самодеятельности;

выставки книг;

ознакомление с работой страниц Интернета gramota.ru и gramma.ru, а также с лингвистическими базами данных в компьютерном классе;

мастер-классы;

дискуссии по вопросам речевой культуры

и многое другое.


Приложение.

Рекомендуемая литература

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.


Методические рекомендации разработаны центральной предметно-методической комиссией по русскому языку под редакцией председателя комиссии А. М. Камчатнова, заведующего кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького, доктора филологических наук, профессора





Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по немецкому языку, требования к структуре и содержанию...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года
Ие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по истории и призваны помочь соответствующим...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 уч году

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011/2012 учебном году
Охватывает другие разделы информатики как науки
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы