Основная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования icon

Основная образовательная программа высшего профессионального образования



НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Дата конвертации24.10.2012
Размер271.16 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный социально-экономический университет»


Приказ
Министерства образования
и науки РФ
об утверждении
ФГОС ВПО




УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ФГБОУ ВПО «СГСЭУ»

_______________В.А.Динес

«____»__________200____ г.

21 декабря 2009 г.

№ 747






^ Основная образовательная программа
высшего профессионального образования



Направление подготовки

080100.62 «Экономика»


Профиль подготовки

«Экономика предприятий и организаций»


Доминирующие виды профессиональной деятельности:

- расчетно-экономическая

- организационно-управленческая


Квалификация (степень)

Бакалавр


Форма обучения

очная


Нормативный срок освоения ООП – 4 года


Саратов

2011


СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения

1.1 Определение основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата

1.2 Условные обозначения и сокращения

1.3 Нормативные документы для разработки ООП

1.4 Общая характеристика основной образовательной программы

1.4.1 Цель (миссия) ООП

1.4.2 Срок освоения ООП

1.4.3 Трудоемкость ООП

1.5 Требования к абитуриенту

1.6 Возможности продолжения образования

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

3 Компетенции выпускника

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1 Учебный план

4.1.1 Календарный учебный график

4.1.2 Учебный план в зачётных единицах

4.1.3 Учебный план в академических часах

4.2 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

4.3 Программы учебной и производственной практик

4.3.1 Программа учебной практики

4.3.2 Программа производственной практики

5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП

6 Характеристики среды университета, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

^ 7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП

7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

^ 8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложение 1 Учебный план

Приложение 2 Рабочие программы дисциплин

Приложение 3 Программа учебной практики

Приложение 4 Программа производственной практики

Приложение 5 Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств

9 Информационный лист

^ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ученым советом университета с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


^ 1.2 Условные обозначения и сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом ВПО;

^ ПК – профессиональные компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом ВПО;

ПрООП  примерная основная образовательная программа;

^ УП – учебный план подготовки по направлению, специальности;

УЦ ООП – учебный цикл ООП;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


^ 1.3 Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки России:

- Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2010 г. №03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

- Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 080100 «Экономика», утвержденная УМО ГОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова от 23.11.2010 г. (носит рекомендательный характер);

- Устав ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»;

- действующая внутривузовская документация системы менеджмента качества.
1.4 Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»


^ 1.4.1 Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»

ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» имеет своей целью подготовку высококвалифицированных бакалавров в области экономики предприятий и организаций, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». Миссия ООП заключается в подготовке экономистов, сочетающих фундаментальные экономические знания с глубоким изучением процессов, происходящих на уровне основного звена экономики — предприятии (организации), а также обладающих практическими навыками реализации разнообразных форм бизнеса, что особенно актуально в современных условиях, когда активными субъектами экономики являются предприятия. Выпускники бакалавриата приобретают навыки анализировать социально-экономическую среду, оценивать и прогнозировать перспективы развития бизнес-процессов предприятий и организаций.

ООП ориентирована на реализацию следующих принципов:

- приоритет практикоориентированных знаний обучающихся;

- формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях в современной глобальной экономике;

- формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в сфере бизнес-процессов.

При подготовке бакалавров уделяется внимание формированию их социально-личностных качеств (целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности), а также развитию общей культуры, толерантности, формированию общекультурных компетенций.

ООП ВПО реализует ФГОС ВПО, что в совокупности составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО.
1.4.2 Срок освоения ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» - 4 года для очной формы обучения.
1.4.3 Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению 240 зачетных единиц (1 зач. ед. равна 36 академическим часам), включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.



^
1.5 Требования к абитуриенту

На первый курс принимаются заявления от лиц, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании, а также документ государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.


^ 1.6 Возможности продолжения образования

Бакалавры по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» обладают возможностями продолжения образования в магистратуре.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» .
^
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,

- финансовые, кредитные и страховые учреждения,

- органы государственной и муниципальной власти,

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации,

- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

2.2 Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: поведение предприятий и организаций как хозяйствующих агентов, их производственные процессы, их затраты и результаты, а также функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки.
^
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника:

- расчетно-экономическая;

- аналитическая, научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

Доминирующими видами профессиональной деятельности из указанных являются расчетно-экономическая и организационно-управленческая. Профиль и доминирующий вид подготовки предопределяют содержание вариативной части ООП, как в перечне дисциплин, так и в программах дисциплин и практик.

Остальные виды профессиональной деятельности (аналитическая, научно-исследовательская и педагогическая) отражаются в минимально необходимой степени в базовых частях профессионального цикла ООП с целью повышения мобильности выпускников на рынке труда и с учетом требований работодателей.

^
2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, указанными в п.2.3.

Задачи по видам деятельности делятся на две группы:

- по доминирующему виду деятельности выпускник должен быть подготовлен к решению задач:

расчетно-экономическая деятельность

- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

организационно-управленческая деятельность

- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

- организация выполнения порученного этапа работы;

- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;

- по остальным (недоминирующим) видам деятельности выпускник должен иметь представление о решении задач:

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, - интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности,

- подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

педагогическая деятельность

- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.


Способность самостоятельно решать задачи приобретается выпускником в процессе практической работы и/или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка и др.).


^ 3 Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

- владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

педагогическая деятельность

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Формирование компетенций закреплено в ООП подготовки бакалавра направления 080100.62 «Экономика» по профилю «Экономика предприятий и организаций» за отдельными дисциплинами, практиками, итоговой государственной аттестацией выпускника и приведено в Приложении 5 «Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств».


4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций».

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» содержание и организация образовательного процесса при реализации ООП по профилю «Экономика предприятий и организаций» регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

^
4.1 Учебный план
4.1.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график, в котором указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы, приведен в Приложении 1 (раздел I, II).
^
4.1.2 Учебный план подготовки бакалавра по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций»

Учебный план отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, практик в зачетных единицах, а также их общая, аудиторная и самостоятельная трудоемкость в академических часах.

Учебный план подготовки бакалавра по направления 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций» в зачетных единицах и академических часах приведен в Приложении 1 раздел III, IV.
^
4.2 Рабочие программы учебных дисциплин

В состав ООП бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» по профилю «Экономика предприятий и организаций» входят рабочие программы всех учебных дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента (Приложение 2).

^ 4.3 Программы учебной и производственной практик

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся. Практика предусмотрена в ООП в соответствии с ФГОС в объеме 9 зачётных единиц трудоёмкости, что составляет 6 недель в целом.

Содержание и виды практик определяется выпускающей кафедрой с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется рабочей программой практики.

При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды практик:

- учебная практика – 2 недели (6 семестр);

- производственная практика – 4 недели (8 семестр).


^ 4.3.1 Программа учебной практики

При реализации ООП по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций» предусматриваются учебная практика продолжительностью 2 недели в 6 семестре.

Учебная практика проводится под руководством преподавателей кафедры и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла и дисциплин профиля «Экономика предприятий и организаций» на основе изучения деятельности предприятий и организаций.

Содержание учебной практики определяется программой. Программа учебной практики представлена в Приложении 3.

^ 4.3.2 Программа производственной практики

При реализации ООП по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций» предусматриваются производственная практика продолжительностью 4 недели в 8 семестре. Производственная практика завершает курс теоретического обучения и проводится для овладения обучающимся первоначальным профессиональным опытом, для проверки его профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала для выпускной квалификационной работы. Производственная практика проводится под руководством преподавателей кафедры. Содержание производственной практики определяется программой, представленной в Приложении 4.


5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» в ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»

Ресурсное обеспечение ООП университета формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика» (профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций), с учетом рекомендаций ПрООП.

Обеспечение учебного процесса педагогическими кадрами по направлению 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» составляет 8 кандидатов наук, доцентов и 3 доктора наук, профессора. Кадровый потенциал кафедры достаточно высок для подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций».

По дисциплинам всех циклов учебных планов обеспеченность основной учебно-методической литературой соответствует рекомендованной в программах дисциплин. Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным доступом к электронно-библиотечной системе ФГБОУ ВПО СГСЭУ и ресурсам Интернета. Фонд библиотеки насчитывает 652811 экземпляров, в том числе учебной литературы 188785 экз. (30,0 %), научной 241303 экз. (37,0%), художественной 36199 экз. (5,5%), оригинальной иностранной литературы 3342 экз. (0,5%). Библиотека также располагает значительным количеством дополнительной литературы 115511 названий, в том числе общественно-политические и научно-популярные периодические издания 224 названий.

Библиотека оснащена компьютерной техникой (39 компьютеров), включая библиотечно-информационный класс (БИК) на 21 место для работы преподавателей и студентов, на базе которого организован доступ: к информационно-образовательному порталу университета; информационно-образовательным базам, ресурсам, программам, применяемым в учебном процессе; каталогу электронных изданий университета; электронной библиотеке Саратовского Виртуального университета; каталогу мультимедийных ресурсов и информационным базам Информационно-Образовательного центра "Виртуальный филиал Русского музея"; электронным каталогам крупнейших библиотек России и электронным каталогам других библиотек вузов и др.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным доступом к электронной библиотечной системе ФГБОУ ВПО СГСЭУ и ресурсам Интернета. На данный момент работает 19 компьютерных классов, из которых 16 используется в учебном процессе. Число компьютеров, объединенных в локальную сеть университета превысило 750 штук, из которых 313 установлено в компьютерных классах университета. Между корпусами университета проложена оптоволоконная магистраль с пропускной способностью 1 Гбит/с, что позволило увеличить скорость передачи данных внутри локальной сети в 10 раз по сравнению с 2005 годом. Скорость доступа в глобальную сеть Интернет достигла 10 Мбит/сек.

Кроме компьютерных классов, в учебном процессе используются мультимедийные аудитории. В СГСЭУ создано 16 аудиторий, оснащенных средствами показа презентационных мультимедийных материалов и системами звукоусиления, их них 2 потоковые аудитории на 200 человек.

Обучающиеся обеспечены профессиональным программным обеспечением (Project Expert, Корпорация-плюс). ФГБОУ ВПО СГСЭУ является участником «программы MSDN Academic Alliance (MSDN AA) с 2002 года, что позволяет получать по подписке все операционные системы, серверные продукты, средства разработки и другое программное обеспечение Microsoft®, техническую поддержку, доступ к информационным ресурсам, возможности получения исходных кодов и своевременных обновлений ряда продуктов, участия в передовом академическом сообществе по тематике. Полученное программное обеспечение установлено на компьютерах, используемых в учебном процессе. Кроме того обучающиеся имеют доступ к современным профессиональным базам данных, информационно-справочным системам (Гарант, Консультант-Плюс) и поисковым системам (Yandex, Rambler, Google).

ООП по профилю «Экономика предприятий и организаций» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Учебные программы в полной мере отражают все дидактические единицы, изучаемых дисциплин, в соответствии с которыми разработаны и утверждены рабочие учебные программы, раскрывающие учебную программу и соответствуют объему часов, предусмотренных учебными планами. Они постоянно обновляются, в них вносятся изменения и дополнения, которые рассматриваются на заседаниях кафедры и утверждаются зав. кафедрой.

Методические разработки изданы типографским способом, объемом 7-10 п.л. Список литературных источников, имеющихся в библиотеке СГСЭУ, отражает высокую обеспеченность студентов необходимой учебной литературой. В числе рекомендуемой литературы имеются разработанные и изданные учебные пособия и монографии профессорско-преподавательского состава кафедры.

Содержание каждой из учебных дисциплин представлено на сайте www.seun.ru в разделе «Учебный процесс».

^

6 Характеристики среды университета, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников


ФГБОУ ВПО СГСЭУ обладает всеми возможностями для формирования общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. В университете созданы все необходимые условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

На базе ФГБОУ ВПО СГСЭУ действует информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» (ИОЦ), ведущий информационно-образовательную и просветительскую работу. Так в ИОЦ сформирована крупнейшая в российских вузах медиатека, включающая в себя 546 единиц (222 CD, 73 DVD, 227 видеокассеты, 42 комплекта слайдов). Представлена практически вся продукция отечественных производителей электронных изданий в сфере мировой культуры, искусства и истории. Основу коллекции составляют ресурсы Русского музея, а также печатные материалы (альбомы, буклеты). Сотрудниками центра разработан мультимедийный лекторий по 17 направлениям истории и искусства.

Воспитательная работа в Университете ведётся в соответствии с утверждённой Учёным советом Концепцией воспитательной работы и регламентируется локальными правовыми актами университета. Воспитательная работа в университете основывается на развитии системы студенческого самоуправления. В настоящее время в университете действуют следующие формы студенческого самоуправления: профсоюзная организация; студенческий совет; студенческий совет общежития; союз молодых ученых; студенческое кадровое агентство; шахматный клуб СГСЭУ. Данные формы студенческого самоуправления университета обеспечивают выполнение ряда функций: социально-правовой защиты студентов; формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов; организации досуга, отдыха и оздоровления студентов; содействия в решении социально-бытовых проблем студентов; участия в смотрах-конкурсах; развития научно-исследовательской деятельности и творческих инициатив студентов; развития существующих и внедрения новых форм и механизмов студенческого самоуправления.

Студенческие организации ежегодно проводят традиционные мероприятия: благотворительные акция «Растопи свое сердце», посвященная дню Св. Валентина и «Капелька тепла», направленная на помощь детским домам; донорская акция «Кровь во имя жизни»; форум «Fusion ЗОЖ – жизнь вне зависимости», пропагандирующий здоровый образ жизни; новогодняя социальная акция «Новогоднее конфетти» по обеспечению студентов из числа детей-сирот и студентов, имеющих детей, новогодними подарками, а также проведение детских новогодних утренников; ежегодное проведение спартакиады «Мир-спорт-май» и «Здравствуй первокурсник», конкурса «Первый среди первых», на базе студенческого общежития СГСЭУ и др.

Вторым по значимости в организации воспитательной работы является институт кураторов. Кураторы назначаются во все студенческие групп 1-2 курсов и способствуют адаптации молодежи к студенческой жизни. Основными организационными формами работы кураторов являются кураторские часы и семинары кураторов.

Важную роль в осуществлении воспитательной работы университета, особенно патриотического воспитания, играют совет ветеранов университета, музей истории университета и научная библиотека университета. В целях воспитания межконфессиональной и межнациональной толерантности регулярно проводятся встречи студентов с представителями Саратовской православной епархии и Саратовской мусульманской общины.

Одно из ведущих мест в организации воспитательной работы занимает художественная самодеятельность студентов, развитие которой обеспечивается работой студенческого клуба университета. На базе студклуба работают творческие коллективы: танцевальные коллективы «Экзерсис», «Элеганс», «ЭйЛан», ансамбль бального танца «Dance Klass», коллектив Брейк-Данса, женский вокальный ансамбль «КомпроМисс», хор университета, вокальная студия солистов, театральный кружок и театр кукол «Нити», КВН, театр мод, студия Боди-арт и др.

Важной составной частью воспитательной работы является спортивно-массовая работа. В университете ежегодно проводятся межфакультетские спартакиады среди студентов и преподавателей.

Университет обладает развитой материальной базой для проведения воспитательной работы: концертный зал на 580 посадочных места; спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, гимнастическим и тренажерным залами; зал для игровых видов спорта; спортивно-оздоровительный лагерь; виртуальный филиал «Русского музея»; музей истории университета.

Вопросы воспитательной работы регулярно обсуждаются на заседаниях ученых советов университета и факультетов, ректората, совещаниях с деканами и заместителями деканов, профсоюзных конференциях, обобщаются и обсуждаются на научно-практических и методических конференциях, заседаниях органов студенческого самоуправления.

Все это позволяет создать в университете здоровый моральный климат, обстановку взаимопонимания и доброжелательности.

7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций».

^
7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с:

- П 02.47-2011 Положением о текущем контроле успеваемости обучающихся;

- П 02.34-2011 Положением о промежуточной аттестации;

- п.46 Типового положения о вузе.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП кафедры создают и утверждают фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости итоговой промежуточной аттестации. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Выпускающей кафедрой на основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» разработаны и утверждены на заседаниях кафедр:

- матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (Приложение 5);

- методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т.п.);

- методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ) и практикам.


^ 7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

Итоговая государственная аттестация выпускника университета является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и государственный экзамен.

На основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки РФ, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций» учебно-методическим советом университета разрабатываются и утверждаются требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена.
^
8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Система обеспечения качества подготовки обучающихся определяется:

1) действующей внутривузовской документацией системы менеджмента качества;

2) комплектацией кафедр научно-педагогическими кадрами в соответствии с условиями реализации ООП и требованиями ФГОС ВПО;

3) организацией повышения квалификации научно-педагогических кадров университета, филиалов по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования;

4) организацией конференций, семинаров, круглых столов с работодателями и социальными партнерами по вопросам перехода университета на уровневую систему высшего профессионального образования и ее особенностям;

5) проведением мониторинга работы структурных подразделений университета по реализации ФГОС ВПО;

6) проведением регулярных самообследований университета, в том числе внешней оценки качества реализации ООП (работодателями, выпускниками, экспертами в сфере ВПО);

7) заключением соглашений о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами образовательных программ, обеспечивающих мобильность студентов и преподавателей:

- Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA) Бакингемширский университет (Великобритания);

- РИМА (уровни А,В) — Университет ИНХОЛЛАНД (Голландия);

- Эразмус Мундус и Темпус — Генеральный департамент по образованию и культуре Европейской Комиссии.





Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая фгбоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет»...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 150408 Металловедение и термическая...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 150412 Обработка металлов давлением...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 10. 02. 01 – русский язык присуждаемая степень
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/0. содержание.docx
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы