Г. Амурск 2011г. Содержание icon

Г. Амурск 2011г. Содержание



НазваниеГ. Амурск 2011г. Содержание
страница1/6
Дата конвертации20.09.2012
Размер0.9 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6






Разработка

основной образовательной программы

начального общего образования

для общеобразовательных учреждений

Амурского района


Методические рекомендации


г.Амурск

2011г.


Содержание

Введение

3

Пояснительная записка

5

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

11

Учебный план начального общего образования

13

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

15

Программы отдельных учебных предметов, курсов

19

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

21

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

31

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

32

Рекомендуемая литература

52



Введение.

Нормативно-правовой и документальной основой разрабатываемой образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании» (статьи 7, 9, 14, 15, 17,19, 32) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарт), утвержденный МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года, зарегистрированный Минюстом России 22.12.09 (регистрация № 17785).

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (Приказ МОиН №1241)

При создании Программы образовательное учреждение:

- вправе осуществить коррекцию Примерной программы, учитывая особенности и возможности выбранного (выбранных) УМК;

- вправе разработать свой вариант текста Программы, не нарушая требований ФГОС (к структуре, результатам, условиям реализации) и основных направлений Примерной программы;

- обеспечить соотношение в выстраиваемой Программе материала: «обязательного» (80%) и «частного» (20%), формируемого участниками образовательного процесса с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

  В предлагаемом пособии, адресованном руководителям образовательных учреждений, творческим коллективам, занимающимся проектированием основной образовательной программы начального общего образования, содержится материал, который носит, одновременно, информационный (контекстный) и рекомендательный характер, заключающийся в наличии:

- ориентиров структурного и содержательного характера, что будет способствовать образовательным учреждениям получить общее представление о своей будущей Программе, как в целом, так и с позиции её составных компонентов;

- алгоритмов построения и Программы в целом, и её разделов (причем в разделах количество и порядок предлагаемых структурных составляющих может варьироваться);

- тезисов (составленных на основе предлагаемого материала из Примерной ООП НОО, пособий серии «Стандарты второго поколения»), содержание которых можно: а) использовать для наполнения своих разделов текстом; б) интерпретировать, в) конкретизировать с учетом особенностей своего образовательного учреждения.

- комментариев, пояснений, рекомендаций в написании некоторых фрагментов Программы.

Разработчикам основной образовательной программы начального общего образования нужно обратить внимание на обеспечение реализации принципов: актуальности, прогностичности, реалистичности разрабатываемой Программы, чувствительности её к сбоям.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Разработанная Программа должна быть принята педагогическим советом, утверждена руководителем образовательного учреждения, что должно найти отражение на титульном листе Программы.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. учебный план начального общего образования;

  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. программа коррекционной работы (данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья);

  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Документы основной образовательной программы начального общего образования, представляющие ее разделы, имеет внутреннюю постраничную нумерацию. Основная образовательная программа начального общего образования не имеет сквозной постраничной нумерации.

Наименование разделов основной образовательной программы представлено в ее содержании без указания постраничной нумерации.

Кроме первого раздела, все остальные разделы основной образовательной программы имеют титульную страницу.


В соответствии с данным перечнем разделов Программы и представлены рекомендации.


I.Пояснительная записка.

Содержание пояснительной записки можно изложить в следующей последовательности:

1. Общие положения.

2. Описание типа и вида образовательного учреждения.

3. Описание целей и задач реализации Программы.

4. Описание принципов и подходов к формированию Программы.

5. Адресность Программы.

6. Общая характеристика Программы.

7. Условия реализации Программы.

Общие положения. Данную часть пояснительной записки можно наполнить содержанием из следующих тезисов:

- Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года, зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (М.:Просвещение,2010).

- Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Описывая тип и вид образовательного учреждения, в котором будет реализовываться разрабатываемая программа, можно:

- охарактеризовать социокультурные особенности и потребности (города, района, села), возможности общеобразовательного учреждения, социума в организации дополнительного образования детей, развитии одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (напр., можно описать, как используется (или может использоваться) в образовательном процессе социокультурное и историческое пространство района, города, села; отметить, что связи школы в социуме носят системный характер).


К целям реализации основной образовательной программы начального общего образования относятся:

  • предоставление равных возможностей обучающимся в получении качественного начального общего образования;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования;

  • содействие становлению гражданской идентичности младшего школьника как основы развития гражданского общества;

  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народов, проживающих на территории Амурского муниципального района Хабаровского края, Хабаровского края, Дальнего Востока, Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой народов России;

  • содействие созданию единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

  • содействие демократизации образования и всей образовательной деятельности через расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды Учреждения;

  • выявление и развитие одаренных детей;

  • достижение обучающимся к окончанию начального общего образования, заявленных в ФГОС НОО, результатов.


Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается в соответствии со следующими принципами: актуальность, прогнозтичность, реалистичность, чувствительность к сбоям.

Разработчики программы могут дополнить, конкретизировать «общие» принципы в соответствии с принципами (требованиями) выбранных образовательным учреждением УМК.

Разработчики программы могут конкретизировать, уточнять принципиальные положения как «общие», так и предлагаемые УМК с учетом «собственно школьных» целей и задач, на основе запросов и согласованных позиций участников образовательного процесса.


Адресность основной образовательной программе начального общего образования. В этой части пояснительной записки можно отразить:

- особенности контингента обучащихся в образовательном учреждении в т.ч возрастные;

- задачи, решаемые младшими  школьниками ОУ в процессе реализации Программы;

- задачи, решаемые педагогами ОУ, реализующими Программу.

Например, можно использовать содержание текстов из следующих абзацев:

1. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных, социальных мотивов и личностного смысла учения.


2. Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности: 

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

-научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.


3. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования:

- Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
- Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
- Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка.

-Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.


Разработчики программы могут интерпретировать, конкретизировать, уточнять, дополнять предлагаемые «общие» положения с учетом предложений авторов УМК, конкретных особенностей участников образовательного процесса своего ОУ.


В предлагаемом разделе пояснительной записки общая характеристика Программы целесообразно осветить основные направления содержания компонентов Программы: «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», «Учебный план», программа «Формирование универсальных учебных действий», «Программа духовно-нравственного развития и воспитания», «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», «Программа коррекционной работы», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Характеризуя учебный план, желательно указать на выбранные (выбранный) ОУ учебно-методические комплекты (комплект), с обоснованием их (его) выбора. Здесь важно описать концепцию и содержание линий используемых в данной программе, используемые образовательные технологии и обосновать выбор этих/этого УМК.

К примеру: «Основная образовательная программа начальной школы реализуется через УМК «Школа 2100». Данная программа не противоречит основным целям и задачам ФГОС. Она является личностно-ориентированной, развивающей, вариативной программой, обеспечивает непрерывное образование для массовой школы. Это образовательная система, рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В основе всех теоретических и практических разработок авторов лежит единый методологический документ – Образовательная программа «Школа 2100», содержащая основные концептуальные положения. Все учебники, пособия и программы опираются на единую систему психолого-педагогических принципов. Авторами разработаны хорошие современные учебники, продумана система работы по этим учебникам, которая предусматривает отсутствие перегрузок учащихся, развитие интеллекта и личности школьника. И т.д.»


Характеризовать конкретные условия реализации Программы, можно с позиции кадрового состава начальной школы, материально-технической оснащенности образовательного процесса школы, финансового, правового, информационного обеспечения образовательного процесса.


К примеру:

«Для реализации ООП начального образования имеется коллектив специалистов, выполняющих функции» (Таблица 1):


Таблица 1


№/п

Специалисты (в ссответствии с кадровым составом ОУ)

Функции (в соответствии с должностными инструкциями)

Количество специалистов в начальной школе

1.

Учитель







2.

Психолог







3.

Тьютор







4.

Воспитатель







5.

Педагог-организатор







6.

Педагог-библиотекарь







7.

Педагог дополнительного образования







8.

Административный персонал







9.

Медицинский персонал







10.

Информационно-технологический персонал









Учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение может быть представлено следующим образом (Таблица 2):


Таблица 2


№/п

Авторы

Учебник, методическое пособие УМК

Выходные данные (Издательство, год)

1.










2.
























К примеру: Для организации образовательного процесса в рамках реализации Программы имеется необходимое информационно-техническое обеспечение:

  1. Наличие созданной Информационной среды (ИС) как системы обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащей для: создания; хранения; ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе.

Основу информационной среды подразделения составляют:

  • программный комплекс «КОД», разработанный в рамках проекта «Информатизации системы образования» (ИСО) НФПК и МОиН РФ Открытым институтом «Развивающее образование»;

  • сайт образовательного учреждения»;

  • сервер образовательного учреждения аккумулирующий в информационном центре учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Информационная среда подразделения поддерживается беспроводной технологией WI-FI».


  1. Наличие компьютерной и мультимедийной техники (Таблица 3):

Таблица 3


№/п

Название техники

Количество, шт.

1.

Стационарные компьютеры

20

2.

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

30

3.

Принтеры

10

4.

Мультимедийные проекторы

8

5.





6.








3) Мультимедийная библиотека:

Таблица 4


№/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Учебный предмет

Издатель, год выпуска

1.

Новая начальная школа

Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, искусство

Фирма 1С, 2008

2.







3.











При описании правового обеспечения можно использовать примерный текст:

«Реализацию Программы обеспечивает ряд локальных нормативно-правовых документов ОУ:

  1. Устав;

  2. Положение об организации образовательного процесса в начальных классах;

  3. Положение о контрольно-оценочной деятельности в начальных классах;

  4. Положение о школьной системе оценки качества образования;

  5. Положение об информационной среде образовательного учреждения;

  6. Положение о школьной документации, в том числе и ведении электронных документов (журналов, дневников и т.п.);

  7. Положение о второй половине дня в ОУ;

  8. Должностные инструкции работников образовательных учреждений.




^

II Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Раздел Программы «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО» может включать:

1. Основные положения.

2. Требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования, отраженные в Стандарте (личностные, метапредметные, предметные).

3. Планируемые результаты междисциплинарных и предметных программ, конкретизирующие общие целевые установки на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

^

В основных положениях данного раздела можно использовать текст из следующих тезисов:


- Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

- Требования к результатам образования представляют собой интегральное описание целевых установок, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ начального общего образования; описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании; являются основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; основой для аттестации работников начальной школы; основой для аттестации учреждений начального общего образования; критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В требованиях к результатам обучающихся, освоивших Программу, следует отразить общие требования Стандарта к личностным, метапредметным, предметным результатам, согласно которых:

Личностные результаты обозначают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметные – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

Предметные – освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.


Планируемые результаты междисциплинарных и предметных программ

Перед наполнением содержанием данной части раздела разработчикам Программы следует обратить внимание на следующий теоретический аспект.

^ Структуру планируемых результатов в Программе определяют уровни:

- цели-ориентиры;

- цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала;

- цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему.

В этом подразделе следует описать планируемые результаты освоения:

- Двух междисциплинарных программ: «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

- Программ по всем учебным предметам, представленным в учебном плане.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования, в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» представлена обобщенная форма планируемых результатов. Предлагаемый текстовый материал, который разработчики Программ могут использовать без изменений, допускает дальнейшее уточнение и конкретизацию в соответствии с особенностями образовательного учреждения, запросами субъектов образовательного процесса, рекомендациями выбранных (выбранного) УМК, и может быть представлен в табличном виде. В данном разделе разработчикам Программы нужно будет дополнить планируемые результаты с позиции указанных выше уровней - целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала «Выпускник научится» и целей, характеризующих систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета и описать их назначение «Выпускник получит возможность научиться», для учебных дисциплин, имеющихся в выбранном УМК, учебном плане, но отсутствующих в обозначенном перечне учебных предметов в рамках соответствующих образовательных областей.

Образовательное учреждение вправе взять на себя более высокий уровень планируемых результатов.

Планируемые результаты предметных программ освоения основной образовательной программы начального общего образования можно «поместить» в разделе "Программы отдельных учебных предметов, курсов", а метапредметных и личностных планируемых результатов - в «Программе формирования универсальных учебных действий».

^ III. Учебный план начального общего образования

Этот раздел Программы должен состоять из пояснительной записки и основной части.

В пояснительной записке может быть отражено содержание следующих тезисов:

* Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

* Учебный план образовательного учреждения составлен в соответствии с требованиями УМК…, особенностей ОУ, запросов и потребностей родителей обучающихся, возможностей ОУ.

Описывая основную часть раздела, рекомендуется акцентировать внимание на наличие в Учебном плане двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также структуры:

- состав учебных предметов;

- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

В обосновании части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, можно использовать текст следующего содержания (в случае соответствия реальности):

«В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов ….

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные….

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения…»

Здесь же можно конкретизировать эту информацию, ссылаясь на требования выбранных школой УМК, на потребности и запросы родителей обучающихся.

Напр.:

- на что именно в вашем ОУ направлено увеличение часов (указать предметы и классы, в которых введены дополнительные часы);

- какие именно предметы (курсы) вводятся в связи с основным направлением развития ОУ (указать классы, в которых введены дополнительные часы);

- указать предметы и классы, в которых введены интегрированные курсы.

Также во внеурочном блоке.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и т.п.

Желательно описать, обосновать содержание направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, напр. через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

А также, напр.: «В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько вариантов учебных планов при условии реализации в начальной школе нескольких УМК.

В данном разделе рекомендуется:

- Приложить рабочие программы педагогов по внеурочной деятельности

- Описать режим работы образовательного учреждения. К примеру: «В соответствии с Уставом ОУ продолжительность учебного года для первоклассников 33 недели с пятидневной рабочей неделей и 35-минутными уроками. Во 2–4-х классах – 34 недели (по решению ОУ продолжительность учебной недели 5- или 6-дневная, продолжительность уроков 35–40 или 45 минут). Продолжительность каникул в течение учебного года на первой ступени обучения составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе – дополнительные недельные каникулы проводятся в феврале».


^ IV. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Программа формирования УУД может содержать:

- общие положения;

- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

- планируемые результаты реализации программы УУД.


В общих положениях можно акцентировать идею о том, что обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Программа формирования УУД конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.

Здесь же можно дать понятие универсальных учебных действий, осветить функции УУД.

Под универсальными учебными действиями в Программе понимаются учебные действия обучающегося, отражающие достижение им личностных и метапредметных результатов, заявленных в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования».

К функциям УУД относятся:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.


Описание ценностных ориентиров начального общего образования можно провести в соответствии с текстовым материалом, содержащимся в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, ориентирующим на формирование основ гражданской идентичности личности; ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; идеального типа личности.

Характеристики видов универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, представлены в Примерной основной образовательной программе начального общего образования

При описании характеристик универсальных учебных действий на ступени начального общего образования» можно использовать текст из следующих абзацев:

*Универсальные учебные действия можно разделить на четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

* В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.


Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Под типовыми задачами формирования универсальных учебных действий понимаются учебные ситуации, создаваемые педагогом с целью обретения обучающимся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

• учебные ситуации связанные с общением и сорегуляцией развивают способность ребёнка регулировать свою деятельность;

• учебные ситуации связанные с мнением окружающих и в первую очередь мнением близкого и взрослого формируется представление обучающегося о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

• учебные ситуации связанные с ситуативно-познавательным и внеситуативно-познавательным общением формируются познавательные действия ребёнка.


Наполняя содержанием подраздел «Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов» следует акцентировать, во-первых, идею Стандарта о том, что формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

Здесь можно использовать текстовый материал^ Примерной основной образовательной программы начального общего образовани где актуализирована и подробно раскрыта мысль о том, что каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Данный материал можно использовать целиком, без изменений, но с последующей конкретизацией положений в соответствии с особенностями образовательного учреждения и используемых УМК.

В данном подразделе разработчикам Программы рекомендуется раскрыть возможности для формирования универсальных учебных действий учебных предметов УМК, не вошедших в состав выше перечисленных.


При описании обеспечения преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию можно использовать для интерпретации и конкретизации материал о преемственности в школьном образовании как проблеме, о психологической и физической готовности к обучению как комплексном образовании.

А именно:

* Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего общего образования.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающимися на новую ступень образовательной ступени, имеет следующие причины:

- недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

* Обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее физическую и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную, коммуникативную готовность.

В данной части текста можно остановиться на определении социальной ситуации развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, которая характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Субъективный аспект социальной ситуации развития - внутренняя позиция ребенка. Неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Обеспечение преемственности в развитии УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному можно осветить через организацию, к примеру, Школы дошкольника, сотрудничества с ДОУ, совместных методических мероприятий учителей начальной школы с учителями – предметниками и т.д.


«Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки»

Данный раздел рекомендуется использовать один раз: или в «Планируемых результатах освоения обучающимися ООП НОО», или в «Программе формирования УУД у обучающихся на ступени НОО»

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий и обработка данных должна проводиться совместно с психологом.


^ V.Программы отдельных учебных предметов, курсов

Данный раздел Программы рекомендуется наполнить содержанием в следующей последовательности:

- общие положения

- прилагаемые рабочие программы по учебным предметам, курсам

Содержание общих положений можно наполнить содержанием из тезисов:

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Один из необходимых компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения - это комплект рабочих программ учебных предметов, курсов, разработку которых осуществляют педагоги образовательного учреждения.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

  • примерных программ учебных предметов и курсов, представленных в примерной основной образовательной программе начального общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • программы формирования универсальных учебных действий, разработанной в Учреждении.

Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

  2. общую характеристику учебного предмета, курса;

  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане Учреждения;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  6. содержание учебного предмета, курса с разделением его по годам обучения;

  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Титульный лист программы должен содержать

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с Уставом ОУ;

  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

  • наименование учебного предмета (курса);

  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

  • срок реализации данной программы;

  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу

Рабочая программа рассматривается на школьном методическом объединении (ШМО) или на научно-методическом совете (НМС) (см. Устав), решение которых оформляется протоколом.

Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа).

Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел; второй - у педагога.


^

VI.    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должна отвечать требованиям Стандарта и быть контекстным к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,, раскрывать методический потенциал по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников предполагает шесть разделов:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  4. Содержание (основные принципы, виды деятельности и формы занятий) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности (условия, формы и содержание повышения пед.культуры родителей).

  6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обозначенные разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции и Примерной ООП НОО.

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Г. Амурск 2011г. Содержание iconПриказ №34-д г. Амурск
Д «О проведении Марафона «Твои возможности» и приказа моу имц г. Амурск от 14. 12. 2011г. №32 – д «О проведении 2 тура Марафона «Твои...
Г. Амурск 2011г. Содержание iconПротокол №5 Л. А. Сухарь от 16. 05. 2011г. «16» мая 2011г
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
Г. Амурск 2011г. Содержание iconОльга Ивановна Лебедева директор школы, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования РФ июнь 2012 год г. Амурск Содержание публичного доклад
Охватывает весь педагогический процесс и которая отвечает таким базовым требованиям
Г. Амурск 2011г. Содержание iconПротокол №6 приказ №168 от 28 августа 2011г от 31 августа 2011г
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами),...
Г. Амурск 2011г. Содержание iconПриказ №01-11/01 «Об итогах районного конкурса «Воспитатель года 2011г»
Согласно плана работы роо на 2011г, приказа роо №01-11/15 от 31. 01. 2011г с 01. 06. 2011г по 10. 10. 2011г проводился районный конкурс...
Г. Амурск 2011г. Содержание iconОбразовательная программа на 2011-2012 у г. у. Хужир 2011г. Содержание Введение Пояснительная записка Приоритетные направления
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации....
Г. Амурск 2011г. Содержание iconЛ. И. Титаренко «01» 09. 2011г. Утверждаю: Директор моудод рдюсш а. И. Волохов 01. 09. 2011г. Приложение №1 к приказу №142 от 01. 09. 2011г. Расписание

Г. Амурск 2011г. Содержание iconПротокол №21 от10. 09. 2011г. Приказ №41а от10. 09. 2011г. Положение краеведческой комнаты -музея «Дорогами целины» муниципального общеобразовательного учреждения «Берёзовская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края
Протокол №18 от28. 08. 2011г. Протокол №21 от10. 09. 2011г. Приказ №41а от10. 09. 2011г
Г. Амурск 2011г. Содержание iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт в 9 «б» классе на 2011-2012 учебный год Учитель: Пулова Светлана Анатольевна
2011г. 2011г. Протокол №2011г
Г. Амурск 2011г. Содержание iconОтчет
По затратам на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г п. Пролетарский ул. Школьная д. №1...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы