Министерство образования российской федерации
Министерство образования российской федерации icon

Министерство образования российской федерации



НазваниеМинистерство образования российской федерации
Дата конвертации20.09.2012
Размер56.66 Kb.
ТипДокументы
источник

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 15.03.2004 N 03-51-46 ИН/14-03 «О НАПРАВЛЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03

Министерство образования РФ направляет для использования в работе Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

Первый заместитель Министра

В.А.БОЛОТОВ


Приложение

к письму Минобразования России

от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03

^ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов.

Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;

-санитарно–эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России <*>.

------------------------------------

<*> Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов игрушек.

2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).

3.Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1.Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2.Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4.Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

- полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

- дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

- эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1.Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2.Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3.В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

- сюжетные игры и игрушки;

- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

- игры с правилами;

- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую компетенцию;

- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную компетенцию;

- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;

- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;

- материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты двигательных реакций;

- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации и ловкости;

- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

- эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "магазин" и т.д.).

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.




Похожие:

Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе письмо Об организации обучения в первом
Министерство образования российской федерации iconПостановление От 13 января 2003 года об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 17 марта 2011 г. N 1370 о внесении изменения в порядок проведения единого государственного экзамена, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 24 февраля 2009 Г.
В соответствии с пунктом 8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
В соответствии с пунктом 58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы