«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» icon

«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера»



Название«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера»
Дата конвертации20.09.2012
Размер370.74 Kb.
ТипДокументы
источник

Воробьева Т.И.

методист МОУ ИМЦ, г. Амурск


«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера»


Основной целью деятельности методической службы в работе с педагогическими кадрами является обеспечение качественного образования через повышение профессиональной компетентности руководителей и учителей образовательных учреждений сел компактного проживания КМНС, развитие ее в соответствии с приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В работе методической службы образовательных учреждений КМНС Амурского района имеется своя специфика, свои достижения, которые следует поддержать, сохранить и использовать в методическом пространстве района, школы. Я хочу это показать на примере МОУ ООШ с. Джуен Амурского района.

Проведенное в образовательном учреждении с. Джуен анкетирование на выявление уровня знания родного языка, отношения детей и родителей к необходимости изучения его в школе и культуре, показали, что 97% учащихся понимают нанайский язык, но практически не общаются на нем. И всего 62% отметили, что знакомы с культурой, традициями, обычаями своего народа. СЛАЙД 2

Проанализировав деятельность педагогического коллектива по вопросу формирования этнической среды в урочное и внеурочное время, они увидели, что в школе созданы все оптимальные условия для сохранения национальной самобытности, изучения родного языка, традиций, культуры, но при этом выяснилось, что они не дают полноценных практических навыков, которые позволяли бы детям стать не только носителями языка и национальной культуры, но и достойными продолжателями традиций своего народа на селе.

Следовательно, школа должна вооружить учащихся не только знаниями, но и научить учиться, дать практические навыки, связанные с этнической культурой своего народа. В связи с этим, свою задачу они видят в том, чтобы превратить школу в центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить культуру и исторические традиции «малой» родины, но при этом дать учащимся полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, способствовать формированию достойного человека-гражданина, что легло в основу разработки Программы развития школы на ближайшие 5 лет.

СЛАЙД 3

Таким образом, была сформулирована проблема школы «Возрождение культуры своего народа через освоение национальных ремесел и традиций»,

СЛАЙД 4

работа, над решением которой представляет собой систему по реализации основных положений государственной политики в области образования Российской Федерации, направленных на формирование модели выпускника.

СЛАЙД 5

Кроме этого, решение проблемы педагогический коллектив видит и в создании культурно-языковой среды с интеграцией деятельности школы со всеми социальными партнерами. Тесное сотрудничество поможет образовательному учреждению

-в создании единого образовательно-культурного пространства в селе,

-определении оптимального содержания предпрофильной подготовки,

-развитии и совершенствовании системы дополнительного образования детей через освоение учащимися народных промыслов и ремесел,

-обеспечении досуга детей и жителей села в контексте национальной культуры,

-совершенствовании развития и управления этнокультурным комплексом через школу с целью повышения качества образования, сохранения родного языка, традиционной культуры

Успешность деятельности школы в возрождении национальной культуры, в селе особенно, зависит от профессиональной компетентности педагога, от стремления его к профессиональному росту.

Поэтому возрастает потребность в эффективной методической службе. Следовательно, миссия методической службы школы – это создание единого пространства по сопровождению и поддержке профессиональной деятельности педагогов для решения обозначенной проблемы.

Структура методической службы образовательного учреждения представлена так:

СЛАЙД 6

Во главе методической работы стоит методический совет, который осуществляет руководство методической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят директор, его заместители, руководители проблемных групп, клуба классных руководителей.

В отличие от классической модели методической службы, построенной по «предметному принципу», модель школы строится по «функциональному принципу» с такими компонентами как:

- метод совет

- проблемные группы

- клуб классных руководителей

Опыт такой модели методической службы только формируется, но эти первые шаги вселяют надежду на эффективный профессиональный рост педагогов данной школы.

В компонентах методической службы отсутствует такой вид как предметное методическое объединение. До две тысячи девятого года в школе работало школьное методическое объединение учителей-предметников. В связи с малочисленностью педагогического коллектива они отказались от традиционного методического объединения и ввели такой компонент как проблемная группа.

Разработано положение о проблемной группе, утвержден состав, составлен план работы каждой группы.

Такая структура методической службы обеспечивает комплексный подход к реализации программы развития школы, в частности намеченных проектов через работу проблемных групп в целом и к работе над

СЛАЙД 7

единой методической темой «Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях создания комплексной этнокультурной образовательной среды».

Новая школа-это новые учителя, компетентные в вопросах обучения и воспитания. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из направлений развития общего образования является совершенствование учительского корпуса.

СЛАЙД 8

А значит в образовательном учреждении, учитывая основные положения данного документа и проблему школы, должны создаваться условия для совершенствования профессионального мастерства педагога, способного развивать и воспитывать личность учащегося как представителя своего этноса. И это является целью методической работы в школе.

СЛАЙД 9

Важную роль в достижении этой цели играет трехуровневая система повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Структурными элементами этой системы являются методические службы края, района, образовательного учреждения. Каждая составляющая системы выполняет определенную функцию, а вместе они составляют единый цикл непрерывного педагогического образования.

СЛАЙД 10

Перед образовательным учреждением стоят следующие Задачи:

1. Повысить компетентность педагогов в формировании этнической личности школьников

Основной объем повышения квалификации и профессиональной переподготовки осуществляет Филиал Хабаровского краевого института развития образования (84 % педагогов, обучившихся за последние три года), Хабаровский краевого институт развития образования (16 %). Курсовая подготовка учителей-предметников позволяет педагогам свободно ориентироваться в современных требованиях в области образования, тенденциях его развития, в вопросах внедрения современных педагогических технологий.

СЛАЙД 11

На сегодняшний день курсовую подготовку прошли 12 человек - 100 % педагогического коллектива, это выше в сравнении с районным. Нужно сказать, что курсовую подготовку прошли 100 % учителей родного языка, в связи с переходом на Федеральные государственные стандарты нового поколения - 100% учителей начальных классов. По вопросам внедрения ИКТ-технологий в учебно-воспитательный процесс в школе обучено - 11 чел. (91 %). Повышение компетентности педагогов в вопросах формирования этнической личности идет через участие в различных краевых мероприятиях: это научно - практические конференции, семинары, форумы. Педагогический коллектив - активный участник всех провидимых мероприятий.

^ СЛАЙД 12, 13

Нужно сказать, что коллективам школ сел компактного проживания малочисленных народов в Амурском районе в вопросах создания условий, обеспечивающих организацию учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется со стороны управления образования и методической службы района. Для формирования профессиональных компетенций педагогов в условиях создания комплексной этнокультурной образовательной среды в районе под руководством методиста МОУ ИМЦ г. Амурска Воробьевой Т.И. и районного методического объединения учителей родного языка (руководитель Киля Л.А.) проводится большое количество методических мероприятий.

^ СЛАЙД 14,15

Основными задачами проводимых мероприятий являются подготовка педагогов к использованию в учебно-воспитательном процессе новых методик, приемов, форм обучения и воспитания в условиях этнокультурного образовательного пространства.

При всем многообразии проводимых мероприятий особо ценными для школы являются деятельностные, практико-ориентированные семинары, местер-классы. Так как, очень важно не только услышать и увидеть, но и сделать.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему методической работы края, района является грамотно организованная методическая работа школы.

Все члены педагогического коллектива – активные участники методической работы в школе, направленной на решение проблемы школы и реализацию программы развития. В школе

- созданы проблемные группы для реализации проектов программы развития школы (учитель, дети, мэргэн, друзья, ягодка), разработан план работы проблемных групп;

- клуб классных руководителей.

Через организацию работы проблемных групп происходит разработка и апробация методических рекомендаций по внедрению в образовательно – воспитательный процесс современных методов, форм по этнопедагогизации учебной деятельности.

СЛАЙД 16

Второй год школы с. Джуен и с. Ачан сотрудничают с преподавателем Токийского университета иностранных языков Синджиро Казама. Работая на Дальнем Востоке уже более 20 лет, он изучает историю, национальный фольклор малых народов Севера и Дальнего Востока. Вместе с японским преподавателем учащиеся занимаются сбором национального фольклора – сказок, легенд, преданий нанайского народа, собирают лексический материал. Синджиро Казама проводил встречи с детьми, педагогами и местными жителями, активно общаясь на нанайском языке. Учителя горды тем, что даже в Токио есть люди, которые глубоко изучают нашу культуру и язык. Это послужило ярчайшим примером для учеников и жителей села.

Опыт работы педагогического коллектива по различным направлениям деятельности освещается в средствах массовой информации Амурского муниципального района и Хабаровского края, в сборниках ИМЦ г.Амурска. По заказу министерства природных ресурсов издан сборник дидактических материалов для проведения внеклассных мероприятий «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА», автор Гаер Ирина Васильевна.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении ее содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Деятельность учителя и ученика должна стать принципиально инновационной. В «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» отмечается: «Формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному процессу образования в течение всей жизни».

Требования компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовать в своей деятельности. Поэтому, основная цель нашей совместной деятельности с педагогическими коллективами образовательных учреждений сел Ачан, Джен, Омми «создание условий для формирования компетентностной, социально-интегрированной и мобильной личности нанайского этноса».


 ПРОЕКТ
^

Формирование коммуникативной компетентности педагогов

Программа образовательного модуля


Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития.

Цель предлагаемого образовательного модуля:

формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

Задачи:

— мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

— способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

^ Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов (не более 12 человек) один раз в неделю, продолжительность — один час.

Предполагаемый результат: осмысление педагогами значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в образовательный модуль.
^

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ

БЛОК I
Определение коммуникативной компетентности


Условия эффективной коммуникации

Цели: формирование понятийных представлений о коммуникативной компетентности; рассмотрение условий эффективной коммуникации; создание в группе рабочей, психологически комфортной атмосферы.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная игра на создание рабочего настроя. Участники сидят по кругу. По очереди передают друг другу мяч и на первую букву своего имени называют прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера. Затем завершают фразу: «Никто не знает, что я…»

^ 2. Определение коммуникативной компетентности. Выделяют два понятия — «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны. Компетенцияобщая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению (область знаний). Компетентностьуровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (области знаний), позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях. Понятие «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» — некая личностная характеристика, отражающая осведомленность, авторитетность.

Определение коммуникации целесообразно рассмотреть в контексте определения понятия «общение». Общениепроцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Когда говорят о коммуникации, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и прочим. Все это можно рассматривать как информацию. А сам процесс коммуникации есть обмен информацией. Но это не простое движение информации. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Особую роль играет значимость информации для каждого участника, потому что мы стремимся не просто «обменяться» значениями, а выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо обладать определенными умениями, которые и определяют коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития.

^ 3. Условия эффективной коммуникации. Существуют некоторые феномены межличностного восприятия, которые могут как повысить процесс коммуникации, так и привести к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга.

Первое впечатление

Игровое упражнение «Фотография». Участникам выдаются фотографии незнакомых людей.

Ведущий. Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др. Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком. Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами? Могли бы вы быть соседями по лестничной площадке, коллегами по работе, иметь интимные отношения? Почему? Постарайтесь понять и объяснить.

Участники работают две минуты, затем высказываются.

Вывод. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. По опыту мы знаем, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником. Более того, оно определяет все наши дальнейшие отношения с человеком. Внешность человека действительно несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — в темперамент и характер, то есть дорисовать психологический портрет.

^ Игровое упражнение «Признание в любви». Участники выбирают негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонирует. На листочках пишут пять наиболее ярких качеств, которые характеризуют выбранного ими человека и особенно им нравятся. Затем листочки собираются и по очереди зачитываются, а участники пытаются угадать человека, к которому они относятся. Победителем и кумиром группы будет тот, кто получит наибольшее количество листочков с «признаниями в любви».

«Эффект ореола»

На формирование первого впечатления влияет так называемый «эффект ореола». Чаще всего он проявляется, когда мы располагаем минимальной информацией о другом человеке. Однако так бывает и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему, например, если мы любим человека, то все его черты кажутся нам положительными, и наоборот. Источниками «ореола» являются разные причины (ошибки).

1) ^ Ошибки превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, и наоборот, если мы в чем-то превосходим человека, то недооцениваем его. Например, если человек слабый, болезненный, мечтающий стать сильным и здоровым, встречает пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.

2)^ Ошибки привлекательности. Если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. Если же он внешне непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

3) ^ Фактор отношения к нам. Все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо.

Каузальная атрибуция

Не имея точной информации, мы вынуждены строить свои предположения относительно причин того или иного поведения других людей. Мы приписываем человеку какие-либо чувства, намерения, мысли и мотивы его поведения. Это называется каузальная (причинная) атрибуция (приписывание). Обычно мы склонны полагать, что поведение других отражает их сущность. При этом свое собственное поведение чаще всего объясняем с точки зрения каких-то обстоятельств, людей, заставивших нас поступить тем или иным образом. К сожалению, ошибочная причинная интерпретация может приводить к довольно печальным последствиям — конфликтам, недоразумениям.

Каким образом можно избежать этой ошибки? Необходимо выяснить, почему человек так поступает, внешние и внутренние причины его поведения. При возможности следует прямо спросить о мотивах его поведения.

Установка

Человек не может быть компетентным во всех областях, поэтому часто мы вынуждены составлять свое представление о других, пользуясь «компетентным источником». Если нам что-то расскажут о новом человеке перед знакомством, мы склонны искать подтверждение этой характеристики даже в нейтральных проявлениях его поведения.

Правда, здесь играет роль источник информации и уровень доверия к нему. Иногда даже верные вещи, высказанные человеком, который известен своей несерьезностью, мы будем подвергать сомнению или отбросим как ложную информацию. Это другое проявление все той же установки.

Ведущий. Приведите примеры влияния установки на восприятие людьми друг друга? Как можно избежать нежелательных последствий этого эффекта?

4. Рефлексия

Ведущий. Как видим, правильное, адекватное восприятие людьми друг друга является важным условием эффективной коммуникации. Отрефлексируйте свою деятельность на занятии: что для вас было полезным, новым, значимым и т.п.

Участники передают мяч по кругу, по очереди высказываясь.

Практикум «Поговорим по-нанайски».
^

БЛОК II
Приемы расположения к себе.
Самопрезентация. Развитие умения представить себя


Цели: рассмотрение приемов расположения к себе; развитие навыков эффективной самопрезентации; развитие умения представить себя, подать «образ себя».

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная игра на создание рабочего настроя

Ведущий. Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает любую позу, а все остальные воспроизводят эту позу.

^ 2. Понятие самопрезентации. Самопрезентацияумение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если мы хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для других людей, так и для самих себя. Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Таким образом, мы «самопрезентуемся», показывая себя как определенный тип человека.

Намеренно или нет, мы извиняем, оправдываем или защищаем себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой Я-образ. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых мы точно осознаем, какое впечатление производим. Готовясь к фотографированию, мы можем даже попытаться придавать лицу, смотрясь в зеркало, разные выражения. Для некоторых сознательная презентация — образ жизни. Непрерывно контролируя свое поведение и отмечая, как реагируют другие, они корректируют себя, чтобы достигнуть желаемого эффекта. В основном это люди, чья профессия принадлежит к сфере «Человек–человек».

Упражнение «Самомониторинг»

Ведущий. Начертите шкалу. Определите, насколько вы стремитесь быть таким, каким вас хотят видеть другие люди, и отметьте на шкале. Чем больше вы стремитесь соответствовать желаниям окружающих, тем выше поставьте крестик на шкале. Крайне высокий показатель означает, что вы действуете как социальный хамелеон, то есть приспосабливаете свое поведение к внешней ситуации. В этом есть плюс — это помогает вам адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям. Крайне низкий показатель означает, что вас мало заботит то, что о вас думают другие, и действуете вы так, как чувствуете себя на самом деле.

^ 3. Приемы расположения к себе. Эти приемы основаны на тех условиях эффективной коммуникации, о которых мы говорили на предыдущем занятии. Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление, дело очень тонкое. Люди хотят, чтобы их воспринимали способными, но в то же время скромными и честными. Скромность создает хорошее впечатление, а намеренное хвастовство — плохое. Но это может привести к феномену ложной скромности: демонстрируем более низкую самооценку, чем чувствуем в глубине души. Чтобы произвести хорошее впечатление: скромного, но компетентного человека, требуются социальные умения. Если мы хотим научиться производить нужное нам впечатление, то должны помнить об «эффекте ореола», факторах превосходства, привлекательности и отношении к нам, влияющих на восприятие.

Фактор превосходства выражается в компетентности, то есть в общении важно произвести впечатление человека, который знает, о чем говорит. Самоподача превосходства (компетентности) имеет большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение — руководителей, юристов, педагогов и многих других. Если показать превосходство с помощью одежды достаточно просто, то проявить превосходство в манере поведения, знании предмета разговора значительно сложнее. Признаком компетентности здесь является независимость суждений, аргументированность точки зрения, раскованность и простота, за которой стоит уверенность в себе.

Упражнение «Старайтесь делать вид,
что все всегда знаете»


СИТУАЦИЯ: во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может дать на него правильный ответ.

Участники делятся на три подгруппы и получают карточки с тремя вариантами поведения. Им необходимо объяснить, какими убеждениями руководствовался учитель, и предложить другие варианты поведения, более эффективные.

ВАРИАНТ 1. Учитель своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе — это признание моего невежества».)

ВАРИАНТ 2. Учитель игнорирует вопрос. («Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности».)

ВАРИАНТ 3. Учитель пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа. («Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос».)

Фактор привлекательности. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на приведение себя в соответствие со своими данными. Нужно уметь нравиться!

Упражнение «Объявление о знакомстве»

Ведущий. Вспомните сказку про крокодила Гену и Чебурашку, про то, как крокодил искал себе друзей. Он написал объявление о знакомстве, где рассказал о себе, самопрезентовался примерно так: «Молодой воспитанный крокодил ищет себе друзей». Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. Не следует писать о наличии квартиры, дачи, машины, гаража. Если это все есть, можно порадоваться за вас. Пишем о себе, а не о своем богатстве. Главное условие — презентовать свою привлекательность, в первую очередь — внутреннюю. (3–5 предложений.)

^ Было ли кому-нибудь трудно? Почему?

В качестве некоего итога по данному упражнению предлагается следующая цитата. «Как ни стыдно признаться, я стал лепетать… лепетать о каких-то своих достоинствах. Тут обнаружилось удивительное: так легко говорить о своих прорехах, так просто перечислять скользкие и поганенькие поступки, сделанные хоть год, хоть десять лет назад (в припоминании есть даже своя покаянная сладость), однако, когда я попытался сказать, чем я хорош, это оказалось непосильно, это звучало жалко, пожалуй, нелепо и уж точно неуместно. Я заизвивался вновь — что вспомнить и что сказать, я стал лепетать, что я, мол, не умею себя хвалить. У нас, мол, принято, чтобы хвалили другие» (В.Маканин. «Червяк»).

Фактор демонстрации определенного отношения. Самоподача превосходства и привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают демонстрации определенного отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чаще хорошее, но иногда и плохое. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Очень важно, чтобы они совпадали, не противоречили друг другу: их совпадение усиливает доверие к человеку. Неприятное впечатление появляется тогда, когда, например, высказывается благодарность или похвала с «кислым» или отсутствующим видом или с пренебрежительной усмешкой.

Ведущий. Как за счет вербальных средств общения можно показать хорошее отношение? (Похвала, поддержка и комплимент.) Умеете ли вы делать комплименты? А принимать их? Приятно ли их получать?

Комплимент — один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Комплименты помогают расположить к себе, вызвать положительные эмоции. Они могут быть направлены на внешность, на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают перед первыми по своему воздействию), на профессиональные качества (ничего не может быть приятнее для учителя, чем позитивная оценка его педагогических способностей), на объекты любви, гордости, хобби.

^ Упражнение «Комплимент». В парах сначала одному соседу сделать комплимент, затем другому. Каждый должен отблагодарить за сделанный комплимент таким образом, чтобы обоим было приятно.

Ведущий. Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?

4. Рефлексия

Ведущий. Отрефлексируйте свою деятельность на занятии: что для вас было полезным, новым, значимым и т.п.

Участники передают мяч по кругу, по очереди высказываясь.

Практикум «Поговорим по-нанайски».
^

БЛОК III
Приемы активного и пассивного слушания.
Развитие умения слушать и слышать


Цели: определение видов слушания, техник активного слушания; осознание участниками того, что их поведение может как помогать партнеру открыто говорить о своих проблемах и состояниях, так и побуждать его к скрытности; развитие умения слушать и слышать через выполнение тренинговых упражнений.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная игра на создание рабочего настроя. Игра помогает участникам лучше узнать друг друга, способствует развитию наблюдательности.

Ведущий. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть дочери», — и все, у кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.

^ 2. Значение умения слушать. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, то есть неречевое поведение, «неговорение». Пока один из партнеров говорит, другой в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, то есть перебивая партнера. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: ЧТО говорится или КАК говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие или же стремление побыстрее удалиться.

^ 3. Виды слушания. В слушании очень важно давать собеседнику обратную связь. Обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего. Выделяют такие техники обратной связи, как активное и пассивное слушание.

Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Оно может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание — когда вы не даете анализа и интерпретации, а просто отражаете мысль собеседника. К приемам активного нерефлексивного слушания относятся: парафраз, пересказ, уточняющие вопросы. Рефлексивное слушание предполагает более активное участие в разговоре. К приемам рефлексивного слушания относятся: переформулирование высказанной мысли, дальнейшее ее развитие. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Упражнение на развитие умения
использовать приемы активного слушания


Ведущий. Сейчас я зачитаю вам высказывание, а вы должны будете написать ответные высказывания, используя сначала уточнение, потом пересказ, а затем — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

СИТУАЦИЯ. «Вчера на родительском собрании мама Петрова Васи сделала мне замечание в присутствии всех родителей. Как будто я первый год работаю и мне надо объяснять, как проводить уроки. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Данное высказывание зачитывается три раза. После первого прочтения вы должны написать ответное высказывание с использованием уточнения, после второго прочтения — используя пересказ, после третьего — развить мысли собеседника. Затем надо объединиться по два-три человека и сравнить свои варианты, выбрать наиболее удачные. После этого представить выбранные высказывания.

Упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных ими приемов активного слушания, потренироваться в их использовании, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

Пассивное слушание. Бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно — успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться на равных, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. В таких случаях эффективно работает пассивное слушание. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т.п. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмоционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован…», «Ты, наверное, очень переживаешь…», «Конечно, это очень неприятно…».

Упражнение на развитие умений
пассивного слушания


Ведущий. Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его — от ступней до макушки. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

^ Настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

А теперь разбейтесь на три подгруппы.

После того как группы сформировались, ведущий продолжает:

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно две минуты.

После завершения работы в группах участникам предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями — на этот раз о работе в малых группах.

4. Рефлексия. По кругу передается мяч. Каждый, у кого в руках оказывается мяч, рефлексирует свою деятельность на прошедшем занятии: что было интересно, полезно, значимо, что нового узнали.

Практикум «Поговорим по-нанайски».
^

БЛОК IV
Развитие умения вести дискуссию,
развитие умения работать в группе


Цели: определение понятий «дискуссия», «группа» и «коллектив»; формирование дискуссионной культуры; развитие наблюдательности, внимательности к членам группы, коллектива.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная игра на создание рабочего настроя. Все участники сидят в круге.

Ведущий. Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Сесть можно только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать по ходу упражнения, ориентируясь на действия друг друга.

Что помогало вам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?

^ 2. Определение понятия «дискуссия». Интерес психологов к дискуссии начался в 30-х годах ХХ века в связи с исследованиями крупнейшего швейцарского психолога Жана Пиаже. Эти исследования показали, что дискуссия дает толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме. Дискуссия, а наряду с ней полемика и спор стали характерными чертами современного образа жизни. Важно определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении и замене одного понятия другим.

Спор — это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Дискуссия — это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Диспут — это публичный спор на научную или общественную тему. Полемика — это публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика — это наука убеждать. Дебаты — это обмен мнениями по каким-либо вопросам.

В целях повышения эффективности дискуссии важно помнить, что дискуссия — это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее. Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность в том, что каждое слово будет сказано по делу. Говорить следует только по заданной теме, по существу. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания. Отстаивать свои убеждения следует в яркой и энергичной форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение. Необходимо уметь вести себя корректно, а это предполагает наличие дискуссионной культуры.

^ 3. Игровая дискуссия «Воздушный шар». Научиться вести дискуссию можно, только непосредственно в ней участвуя, поэтому важно накопить практический опыт. Для приобретения такого опыта организуем игровую ситуацию.

Ведущий. Представьте себе, что вы — экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли осталось около 500 км. Произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполняющий оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар возобновил падение с прежней скоростью. Весь экипаж собрался в центре, чтобы обсудить создавшееся положение. У вас есть вещи (см. список).

^ Список вещей



Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные

20 кг

5

Секстан для опредеения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки

по одному
на каждого члена
экипажа

9

Ракетница с комплексом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10местная

20 кг

11

Баллон с кислородом

50 кг

12

Комплект географических карт

25 кг

13

Канистра с питьевой водой

20 л

14

Транзисторный радиоприемник

3 кг

15

Лодка резиновая надувная

25 кг

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно с правой стороны около каждого наименования поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1) высказывать свое мнение может любой член экипажа; 2) количество высказываний одного человека не ограничивается; 3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; 4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход; 5) решение должно быть принято в отношении всего списка предметов или вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы найдете решение. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-нибудь предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. Главное — остаться в живых. Если не сможете договориться — вы разобьетесь. Помните об этом! Желаю успеха!

На самостоятельную работу дается 3 минуты, 10–12 минут — на дискуссию. Ведущий не вмешивается в процесс обсуждения, следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Вывод: смоделированные в этой игре обстоятельства сталкивают жизненные интересы участников, а правила работы ставят перед необходимостью искать цивилизованные способы выхода из подобных критических ситуации. Борьба за жизнь часто приводит к тому, что многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Начинают преобладать эмоции, захлестывающие разум и логику. Это выражается в разговоре на повышенных тонах, в резких выпадах против отдельных членов группы. Кто-то не выдерживает такого разговора и просто отключается от обсуждения, безразлично наблюдая за тем, что происходит.

^ 4. Определение понятий «группа» и «коллектив». Как было сказано, дискуссия — это публичный спор, который предполагает наличие какой-либо группы участников. Человек не рождается социальным существом, но таковым неизбежно становится. Человек появляется на свет совершенно незрелым, находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки — группы. Первой группой, которая берет на себя заботы о нем, является семья. Позднее он пойдет в школу, вольется в компанию мальчиков и девочек своей улицы. Потом вступит в брак и будет работать в профессиональном коллективе. В нормальных условиях с рождения до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация, усвоение социальных норм, появляется умение жить среди людей и выполнять определенные роли.

Не каждая группа является коллективом. Коллектив — это устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности, со сложными формальными и неформальными взаимоотношениями. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек, особенно новичок, не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям. Для развития такого умения выполним несколько упражнений.

Упражнение 1. Все участники сидят в кругу.

Ведущий. Пусть один из нас (чуть позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Во второй части упражнения этот же участник снова выходит за дверь, а группа тем временем делится на две подгруппы, но уже по другому признаку, а вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на этот раз.

Упражнение 2. Участники группы сидят в кругу.

Ведущий. Сейчас вы получите карточки с названиями цветов, которые будут повторяться. Я перечислю названия овощей и фруктов, и каждый раз должны встать участники, у которых есть карточки соответствующего цвета. Иногда я буду называть предметы, не являющиеся овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет. В конце игры вы молча должны будете объединиться в подгруппы с одинаковыми цветами. Затем мы определим, насколько вы были внимательны друг к другу.

Список слов: помидор, банан, капуста, кровь, горох, редиска, солнце, киви, гранат, огурец, яблоко, трава, репа, лимон.

Упражнение 3. Участники встают в круг.

Ведущий. Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения.

Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

^ Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постарайтесь не смотреть на Ольгу (имя того участника, который избран инициатором движения). Ольга, а вы постарайтесь менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает, как, каким способом удалось определить инициатора движения.

Все эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания ко всем членам группы, а это является важным условием умения работать в группе, в коллективе.

5. Рефлексия

Ведущий. Сформулируйте свои впечатления, подведите итоги своей сегодняшней работе.

Мяч передается по кругу, участники по очереди высказываются.

Практикум «Поговорим по-нанайски».
^

БЛОК V
Развитие умений невербальной коммуникации


Рефлексия работы в модуле

Цели: развитие умения интерпретировать невербальные сигналы, идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; закрепление знаний, приобретенных при «погружении» в данный образовательный модуль и рефлексирование своей деятельности в нем.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игра на создание рабочего настроения

Ведущий. Сегодняшний день мы начнем так: каждый по очереди будет здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие. А сейчас, перебрасывая мяч, выскажем пожелание друг другу. Оно должно быть коротким. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у каждого.

^ 2. Роль невербальных средств в процессе передачи информации. Установлено, что в общении лишь 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации, то есть «говорим мы голосом, беседуем всем телом». Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоциональное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) — важное условие эффективной коммуникации. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов («язык тела»).

Упражнение «Передай чувство». Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником.

Ведущий. Какие невербальные сигналы помогли распознать эмоцию и как вы интерпретировали то чувство, которое получали?

Упражнение «Продемонстрируй состояние». Три участника выходят из кабинета, настраиваются для того, чтобы продемонстрировать одно из состояний: а) внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться; б) самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека; в) веселого беззаботного человека. Войдя в кабинет, участникам необходимо поздороваться и задать несколько вопросов присутствующим, играя при этом условленную роль. Остальные пытаются распознать демонстрируемое эмоциональное состояние, статус, черты характера, зачем пришел этот человек, чего от него ждать и пр. Свои впечатления записывают на листочках. Затем «зрители» по желанию зачитывают записи, высказывая свое мнение о том, какую роль играл каждый их «актеров».

Ведущий. На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть наше представление о другом человеке?

^ 3. Закрепление знаний об условиях эффективной коммуникации (установка). В сфере человеческих отношений существуют незримые барьеры, мешающие взаимопониманию.

Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей». Шести участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок. В течение 3–5 минут участники беседуют между собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные участники наблюдают. Список установок: заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте меня; хвалите меня; уважайте меня.

Ведущий. Как вы себя чувствовали? Как можно избежать негативных последствий установок?

^ 4. Развитие умения отличать приемы эффективного общения от манипулирования. Часто мы используем разные приемы, которые должны, с нашей точки зрения, оптимизировать процесс общения. Но всегда ли так бывает на самом деле? Прокомментируйте следующую цитату: «Общайтесь с людьми, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими» (Гёте). Прочитайте рекомендации Д. Карнеги. Определите, какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам людей, а где идет манипуляция.

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом.

4. Улыбайтесь.

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком речи.

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

8. Взывайте к благородным побуждениям.

9. Бросайте вызов.

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

11. Давайте людям почувствовать их значительность.

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что вы хотите.

^ 5. Итоговая рефлексия

Процесс коммуникации, обмена информацией, общения — очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем, друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применить определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Если и задумываемся, не всегда получается. Часто мы владеем определенными знаниями, отрабатываем в тренинговых группах, например, приемы активного и пассивного слушания, а на практике забываем об этом или просто не желаем этого делать. А это значит, что тема формирования коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах: незнание, знание, применение знаний.

Заключительная игра «Солнышко». Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе в данном образовательном модуле.

Практикум «Поговорим по-нанайски».






В результате проведенной работы планируем выпустить компакт-диск с нанайской речью для обучения учащихся, молодежи своему родному языку, а также проведем диагностику сформированности ключевых компетенций у участников образовательного процесса.

На практике мы с учителями родного языка уже убедились, что нанайскому языку следует учить по методике обучения иностранному языку. И в этом плане по своей результативности наиболее привлекательна система коммуникативного обучения, которая даст возможность развить определенные коммуникативные компетентности учителя родного языка.

Такая работа, как проведение модульного семинара, поможет учителю родного языка при организации введения Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и будет способствовать адаптации педагогов к работе по новому стандарту.

Мы считаем, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей –людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях… (М. Ноулз)





Похожие:

«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconЗакон республики саха (якутия) о перечне коренных малочисленных народов севера и местностей (территорий) их компактного проживания в республике саха (якутия)
Севера исконно осуществляют традиционное природопользование, культурную и бытовую жизнедеятельность, влияющую на их самоидентификацию,...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconЗакон республики саха (якутия) о статусе языков коренных малочисленных народов севера республики саха (якутия)
Языки коренных малочисленных народов Севера национальное достояние Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) находятся под...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconЗакон республики саха (якутия) о статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов севера республики саха (якутия)
Севера Республики Саха (Якутия), наделяемых статусом "национальный", порядок их формирования и организации, а также полномочия и...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconЗакон республики саха (якутия) о правовом статусе коренных малочисленных народов севера
Настоящий закон устанавливает правовой статус коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), юридические гарантии...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconПравительство республики саха (якутия) распоряжение от 16 сентября 1999 г. N 1220-р об установлении постоянного шефства ведущих министерств республики саха (якутия) над этническими ассоциациями коренных малочисленных народов севера
В целях всесторонней активности деятельности Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и в связи...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconКонкурс на участие в Стажировке для представителей коренных народов по вопросам прав человека и международным стандартам по защите коренных народов
Мы приглашаем заинтересованных представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока принять участие в...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconПрограмма "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера"

«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconЗакон республики саха (якутия) о родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов севера
Севера, развитие традиционного уклада жизни, сохранение их исконных территорий расселения и природных ресурсов, соблюдение гражданских,...
«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconДанные о педагогах национальных школ и школ коренных малочисленных народов Севера

«Методическая служба как фактор повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» iconДля 5, 7 классов. Тема: «Коренные малочисленные народы севера Хабаровского края»
Мероприятие проводился в рамках недели родного языка и национальной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы